Оплата труда в строительной организации.

В зависимости от содержания работы и возможности нормирования продуктов труда очень давно исторически сложились 2 формы оплаты труда рабочих: сдельная и повременная – с их модификацией в виде сдельно-премиальной и повременно-премиальной форм в тех организациях, где предусматривается премирование. Для каждого разряда квалификации рабочих есть тарифные коэффициенты, те отношение часовой тарифной ставки 2-го и послед разрядов к ставке 1-го. Часовая тарифная ставка – сумма основной заработной платы рабочего за выполнение им работы определенной степени сложности в течении часа. Кратчайший понятный путь подсчета основной зар. платы рабочего-повременщика как произведение его часовой тарифной ставки на отработанные за месяц часы по табелю учета рабочего времени. Величина часовой тарифной ставки «плавающая», устанавливается для 1-го разряда по генеральному соглашению правительства России с отраслевым комитетом профсоюза строителей.

По повременной системе оплачиваются рабочие, у которых нет конкретных измерителей продуктов туда, а есть рабочие места и обязанности по обслуживанию машин, механизмов и инж сетей. Таких рабочих в строительстве примерно 15-20%, остальные 80-85% оплачиваются сдельно. У них есть измерители продуктов труда в натуральных единицах, труд нормируется по производительности, и сдельный заработок рабочего равен произведению сдельной расценки на объем выполненных работ. В сборниках ЕНиР установлены нормы времени и просчитаны все сдельные расценки на все виды работ в ценах 1984г., которые после умножения индексов перехода по зар плате к ценам текущего квартала можно применять для ланирования фонда зар платы и распределения общей сдельной зар платы между рабочими пропорционально их часовым тарифным ставкам.

Состав зар платы рабочих можно представить след образом:

Зар плата рабочих-повременщиков=

Часовая тарифная ставках разряда рабочего*Отработчасы+ДопЗарплата+Доплата за совмещение профессий+ Премии

Зарплатарабочих-сдельщиков=Объем выаолненных работ*Сдельная расценка+Доп заработная плата+Премии.

Допзарлпата – доплата за бригадирство, за сверхурочные и ночные часы, раоту в выходные, оплата отпусков.

Премии рабочим начисляются в размере и на условиях утверждаемого в каждой строит организации положения об оплате труда и премировании или коллективного договора между администрацией и профсоюзным комитетом

Оклады инж-технических работников устанавливаются и ежегодно корректируются руководством организации. С учетом накопления стажа работы, пополнения обрзования, выполнения доп обязанностей, кроме типовы, разряды могут повышатся чтобы была перспектива служебного роста. Руководители подразделений могут создавать 5-10% резерв фонда оплаты труда, за счет которого можно повышать и снижать оплату на 20% с учетом особых достижений или недостатков в работе служащего. Кроме таких возможностей поощрения за текущее результаты по основной деятельности, положение об оплате может предусматривать премирование инж=техн работников за выполнение плана по новой технике, инновации по совершенствованию организации труда, за ввод объектов в срок и досрочно. Хорошим новшеством следует считать распространяющуюся практику найма специалистов на условиях индивидуальных трудовых контрактов, в которых можно оговорить любые обязанности, права и условия, показатели оценки эффективности труда, требования по повышению профессионализма, индивидуальный порядок оплаты.

Расходы сроит организ. На оплату труда инженер-технических работников и служащих должны производится за счет и в пределах сметных сумм нормативной заработной платы выделяемой в локальных сметах отельной строкой в % от величины накладных ресурсов.

11. Система планов строительной организации.

Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с обоснованием планов организации. Планирование можно определить как деятельность по выработке системы конкретных целей дляразвития организации на определенный период и путей их достижшиия. Соответственно планирование включает: установление целей и задач;

ü разработку стратегий, программ и мероприятий для достижения целей;

ü определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

ü расчет показателей затрат, результатов. финансового обеспечения заданий;

ü доведение планов до исполнителейя

План является основой деятельности организаций всех форм; собственности, илюбых размерив. Процесс планирования позволяет более четко, формулировать целевые установки деятельности иметь систему показателей, на основе которой осуществляется последующий контроль результатов. Планирование способствует совершенствованию деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов роста.

Органической составной частью планирования является разработка долгосрочных и среднесрочных прогнозов. Прогноз - предвидение будущего состояния системы или объекта, которое строится на научно-систематизированной информации об их исходном cсостоянии и закономерностях развития. В процессе прогнозирования осуществляется поиск реалистической технически обоснованной и экономически целесообразной стратегии деятельности организации.

Прогнозы являются основой для стратегического планирования. В свою очередь стратегические планы находятотражение и воплощениевтактическом или текущем планировании, с помощью которого организуется работа организации. Оперативно-производственное планирование служит основой дляоперативного управления производством. Оперативные планы конкретизируют годовые задания и доводят их до непосредственных исполнителей: участков, объектов, бригад.

Планы разрабатываются на различные временные периоды. Различают долгосрочныепланы (на 10 лет и более), среднесрочные (на 3-5 лет), краткосрочные(на 1 год и менее),

В процессе развития планирования как прикладной экономи­ческой науки разрабатывались и совершенствовались его методы. При составлении планов используются балансовые, расчетно-ана­литические, программно-целевые, нормативные, оптимизационное методы и экономико-математическое моделирование.

Балансовый методпланирования применительно к деятельности строительных организаций позволяет увязать планы производства строительной продукции с производственными возможностями орга­низации; производственной мощностью, кадровым потенциалом, ресурсным обеспечением. Сущность его заключается в составлении системы расчетных балансов: производственных мощностей, основ­ных фондов, трудовых, материальных, доходов и расходов.

При использовании расчетно-аналитическихметодов плани­рования предварительно проводится анализ отчетных данных, кон­кретных экономических ситуаций, факторов, влияющих на величи­ну плановых показателей: объемов производства, производитель­ности труда, себестоимости продукции и др. Использование анали­тических методов требует глубокого понимания сущности эконо­мических процессов, их качественных и количественных характе­ристик, овладения приемами экономического анализа: индексным методом, методом цепных подстановок, корреляционным и регрес­сионным анализом и др.

Нормативныйметод планирования основан на Использовании планово-производственных норм для прямого расчета и обоснова­ния плановых показателей. При разработке планов используют раз­личные виды нормативов: нормы продолжительности строительства и нормы заделов, сметные нормативы (элементные сметные нормы и расценки на строительные и монтажные работы), нормы расхода материалов, нормы по труду (нормы трудовых затрат, нормы вы­работки, тарифные ставки), нормативы затрат на производство (нор­мы накладных расходов, структуры затрат), финансовые нормати­вы (нормы амортизационных отчислений, оборотных средств и др.).

Наиболее перспективной областью применения программно-целевых методов является стратегическое планирование. Целевая программа должна устанавливать целевой результат, необходимые для этого затраты и мероприятия как способы достижения целей при определенных затратах. Разработка целевой программы предусматривает выполнение следующих этапов: формулирования конечной цели программы, построения «дерева целей», установления мероприятий по реализации программы с указанием исполнителей и сроков, определения технико-экономических показателей программы.

Оптимальное планированиепредставляет собой систему методов обоснования наилучшего по выбранному критерию оптимальности плана развития предприятия. Оптимальное планирований основано на построении экономико-математической модели деятельности организации, которая включает систему ограничений задающую множество возможных (допустимых) вариантов, и целевую функцию, с помощью которой один из вариантов плана признается наилучшим. Оптимальное планирование осуществляется путемиспользования различных экономико-математических методов: исследования операций, линейного, динамического и дискретного программирования и др..Впланировании также применяются имитационные модели, которые позволяют составить оптимальный; план методом последовательных приближений, а затем обеспечит и контроль за возникающими отклонениями от плана и корректировку исходного плана в соответствии с изменяющимися условиями.

Сегодня отсутствует четкая терминология применительно к понятию плана организации: его называют либо производственно-экономическимпланом, либо бизнес-планом. Понятие производственно-экономический план более применимо к текущей деятельности организации. Бизнес-план следует составлять в тех случаях, когда развитие организации связано с инвестициями (создание организации, ее перепрофилирование, реконструкция, предотвращение банкротства). Таким образом, бизнес-план следует рассматривать как документ Стратегического планирования.

12. Производственно-экономический план организации.

В текущей деятельности организация руководствуется годовы­ми производственно-экономическими и оперативно-производственными планами. Годовой план составляется для обоснования производственной программы, расчета потребных ресурсов, определения затрат и результатов деятельности.

Исходными материалами для составления годовых планов служат:

ü портфель заказов, т е. заключенные и планируемые к заключению договоры, государственные заказы. Основной путь получе­ния заказов - участие в конкурсах и тендерах и выигрыши на них;

ü данные маркетинговых исследований;

ü законодательные и нормативные документы, регулирующие экономическую деятельность: Гражданский и Налоговый кодексы, законы об инвестиционной деятельности, трудовое законодательство и др.;

ü лицензия, в которой указываются виды деятельности, разре­шенные организации;

ü техническая документация на производство строительной проукции(работы); проектно-сметная, конструкторская, организаци­онно-технологическая;

ü экономические нормативы;

ü результаты анализа деятельности организации за прошлый пе­риод.

Годовой план составляется с разбивкой по кварталам года.

В состав производственно-экономического плана могут вклю­чаться до 15 разделов:

1. Маркетинговая программа: анализ состояния и развитая конъюнктуры на рынке готовой продукции, сырья и материалов, труда, инвестиций; производственная и ценовая политика предприятия.

2. Производственная программа; ввод в действие объектов, выполнение технологических этапов, комплексов и видов работ, в соответствий с производственной мощностью.

3. План технического развития организации: предложения по повышению технического уровня производства, освоению новых видов продукции, новых технологий, использованию современным материалов с расчетами их экономической эффективности (снижение себестоимости продукции, рост производительности труда).

4. План работы строительных машин и оборудования: потребность в машинах; затраты на их эксплуатацию.

5. План по труду: плановая численность работников, фонд заработной платы, среднемесячная заработная плата всех категорий работников, производительность труда на предприятии.

6. Организационный план: организационная схема управления, состав производственных подразделений, численность административно-управленческого персонала и его распределение по отделам аппарата управления.

7. План материально-технического,обеспечения: потребность в сырье и материалах, на годовую программу производства, планы поставок и расчет себестоимости материальных ресурсов.

8. План работы подсобного производства: выпуск продукции собственного производства, численность работников, фонд их заработной платы,, потребность в сырье и материалах, себестоимость продукции.

9. План собственных капитальных вложений: объемы капитальных вложений, источники их финансирования (прибыль предприятия, кредиты банка, средства долевых участников ц др.). Объекты строительства и приобретения объединяются в четыре группы: объекты производственного назначения, жилые дома, объекты coциально-бытового назначения, капитальные приобретения.

10. Смета накладных расходов - плановая сумма средств, необходимых для управления предприятием, организации производства, обслуживания работников (в соответствии с перечнем накладных расходов).

11. План (смета)затрат на производство, - плановая себестоимость продукции (работ) по статьям затрат (материалы, заработная плата рабочих, расходы на эксплуатацию машин иоборудования, накладные расходы).

12. План образования и распределения прибыли: валовая при­быль по всем видам деятельности предприятия и направления ее использования.

13. Финансовый план - баланс доходов и расходов (доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, кредитные вза­имоотношения и взаимоотношения с бюджетом).

14. План природоохранных мероприятий по следующим на­правлениям: охрана и рациональное использование земель, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана зеленых насаждений, борьба с шумом.

По каждому мероприятию определяются затраты на его вы­полнение и возможный экономический и/или социальный эффект.

15. Оценка рисков и страхование: причины и вероятность воз­никновения рисков; мероприятия по повышению надежности плана, в частности создание страховых фондов, страхование имущества, работников, предпринимательских рисков и др.

Взаимосвязь основных разделов производственно-экономического плана:

Оплата труда в строительной организации. - student2.ru

В полном составе производственно-экономический план обычно не составляется. В основном ограничиваются разработкой производственной программы, плана технического развития, плана по труду, плана материально-технического обеспечения, плана собственных капитальных вложений, плана себестоимости продукции прибыли, финансового плана. В условиях нестабильности экономического развития страны надежность планов невысока, они разрабатываются в виде предварительных расчетов и наметок, постоянно корректируются в течение года.

Наиболее распространенной формой оперативно-производственного планирования являются месячные планы. Они разрабатываются в различной форме, с разной степенью детализации показателей и обычно содержат следующие разделы:

1. План строительного производства: ввод в действие объектов,объемы работ в денежном выражении, физические объемы основных видов работ, незавершенное производство, графики производства работ на объектах.

2. План по труду: численность работников, фонд заработной платы, выработка и средняя заработная плата работника, графим работы бригад на объектах.

3. Планы-графики поставок материалов, работы машин и оборудования.

4. План себестоимости строительно-монтажных работ и прибыль.

5. План текущих денежных поступлений и выплат.

13. Бизнес-план. Виды бизнес –планов.

Бизнес-план– план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.

Основные функции бизнес – плана внутри фирмы: разработка стратегии развития фирмы и конкретизация отдельных направлений её деятельности; Разработка и осуществление проектов создания новой продукции или услуги; Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования; Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов; Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы; Формирование благоприятного имиджа фирмы; План мер предупреждения банкротства и выходя из кризисных ситуаций; Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы.

Основные функции БП на внешнем уровне: Привлечение для реализации проектов инвестиций; Обоснование для включения проектов в государственные программы и получение средств из централизованных источников; Получение банковских кредитов; Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке; Организационно – финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности; Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово – промышленных групп

Виды бизнес – планов (БП):

1 – БП развития предприятия – стратегический или оперативный план компании, на определённый период, подкреплённый экономическими расчётами. Он пишется на 1 год. В нём ставятся цели, намечаются пути достижения. Цели должны быть определены в количественных единицах.

2 – БП финансового оздоровления

Выходы из кризиса (при условии, что товар пользуется спросом):

- жёсткая экономия (чтобы выйти на объём безубыточности продаж)

- инвестиции

Внутреннее назначение: для рабочих (должна быть мотивация к работе); для менеджеров среднего (мотивация и цель, они должны знать, что от них требуется) и высшего звена (мотивация)

3 – БП инвестиционного проекта – это результат подробной экономической и инвестиционной проектировки технической идеи. Внутреннее назначение: только для менеджеров высшего звена, т.к. под проект обычно всегда создают новое юридическое лицо или внутренний венчур.

Внешнее назначение всех перечисленных БП:

БП развития: нужен собственникам (акционерам и неакционерам); нужен контрагентам и кредиторам (контрагенты – поставщики и покупатели)..; нужен государственным органам власти. Нужна социальная стабильность общества.

БП финансового развития: Этот документ вне компании нужен тому же набору лиц, что и предыдущий: собственнику; государство может помочь фирме (налоговый кредит) – отсрочка выплат налогов за определённую плату, привязанную к ставке рефинансирования.

БП инвестиционного проекта нужен: инвестору (надо убедить его, что наш проект выгодный); собственнику (решение принимает директор, а не собственник, но собственник может «убрать» из фирмы директора); контрагентам и кредиторам; государству (оно заинтересовано в социальном развитии)

Наши рекомендации