Ii. тип цикличного цивилизационного развития (восточный тип)
К нему относятся в основном азиатские страны. Он характеризуется цикличностью развития с элементами застоя и стагнации. Здесь прошлое, настоящее и будущее в сознании существует одновременно, присутствует вера в духовное и в нереальное на данный момент.
Особенностями данного типа цивилизаций являются:
- 1) корпоративизм вместо деления общества на классы;
- 2) отсутствие развитой формы частной собственности;
- 3) общинная форма жизни и хозяйствования;
- 4) подчинение интересов отдельного человека интересам коллективным;
- 5) наличие вертикального типа социальных и экономических отношений (монарх - управленцы - общинная организация);
- 6) колоссальная роль государства в жизни общества;
- 7) жесткий способ государственного правления (деспотия, тоталитаризм, авторитаризм) и отсутствие разделения властей;
- 8) внеэкономический способ принуждения;
- 9) харизматическое отношение к жизни, т.е. слепая вера в авторитет правителя, идею;
- 10) отказ от земных ценностей и выдвижение в качестве цели бытия постижение высшего смысла жизни;
- 11) фатализм;
Результат развития - медленное восхождение по тугой спирали.
III. Тип прогрессивного развития (западный тип). В начале центром этой цивилизации являлось Средиземноморье, затем "пальма первенства" перешла к Англии, а сейчас к Соединенным Штатам Америки. Особенности данной цивилизации стали обозначаться с XII в. Ими являются:
- 1) рациональное сознание;
- 2) гражданское общество, суть которого состоит в наличии ячеек общества, между которыми существуют горизонтальные отношения, а сами эти ячейки самостоятельны и независимы от государственной власти;
- 3) разнообразные формы частной собственности, которая является основой рыночной экономики;
- 4) умеренная роль государства, которая сводится к объединению этих ячеек, и вообще государственная власть здесь не берет на себя больше того, что ей поручает само общество;
- 5) парламентаризм;
- 6) освобождение от слепой веры во что бы ни было и от слепого послушания;
- 7) господство идеологии индивидуализма и вера в собственные силы;
- 8) приоритет конкретных прагматичных целей;
- 9) активный поиск в их достижении;
- 10) смыслом жизни являются постоянное совершенствование и саморазвитие, которые и приводят к повышению благополучия людей;
- 11) высокий престиж труда;
Результат развития - быстрое поступательное развитие.
Где же место Российской цивилизации во всемирно-историческом процессе и в сообществе мировых цивилизаций?
По этому вопросу ученые спорят давно. Всем известен спор между западниками и славянофилами. Предложена и евразийская концепция, сторонниками которой являются К. Леонтьев, Н. Данилевский, Е. Трубецкой, Н. Бердяев, Л. Гумилев и др.
Конечно, Российская цивилизация необычная. Она возникла на территории, на которой одновременно дуют ветры с запада и востока в прямом и переносном смысле этих слов. Отличается она следующими особенностями.
1. Россия многообразное государство. Ее нельзя причислить только к западу или только к востоку. В ней есть и мусульманский восток и прибалтийские мотивы. В России явно чувствуется смешение двух культур: западной и восточной. Какая берет верх? Сказать трудно. Скорее всего есть периоды, когда побеждает то западный ветер (например, как в эпоху Петра I), то восточный (например, во времена правления Ивана IV).
2. Россия самодостаточна. В ней в силу большой территории и разнообразия природно-географических условий есть все. Но с развитием общества постепенно происходит специализация, которая вовлекает многие страны и народы. Самодостаточность мало-помалу уходит. Вот почему Россия много раз делала попытки к европеизации. Вероятно это было не случайно. В ней подспудно зрело ощущение недостаточности саморазвития.
3. Россия неоднородное государство. Она есть конгломерат народов Запада и Востока. Однако у нее есть ядро. Им является русский народ.
4. Государство занимает в сознании и жизни российского человека большое место, и государственность отличается жесткостью. Но эта жесткость смягчается всякий раз, когда Россия поворачивается лицом к Западу. В целом же Российская государственность более мягкая по сравнению с восточными странами. Но если сравнивать с европейской государственностью, ее "сахаром" отнюдь не назовешь.
Чем же объясняется жесткость российской государственности?
Во-первых, это вызвано гигантскими размерами территории. Вообще большая территория государства - фактор, имеющий центробежное значение.
Во-вторых, многонациональностъ также делает связи между людьми менее прочными. Гордиться своей нацией, конечно, неплохо, но надо не забывать, что человека красят прежде всего дела, а не кровь, которая течет в его жилах.
В-третьих, довольно суровые природно-климатические условия не позволяют столь эффективно вести экономику, как это имеет место в регионах земного шара с мягким климатом. Для сравнения можно привести такие данные: Санкт-Петербург расположен на 60° широты, т.е. на одной широте с Аляской, Гренландией, Северным Лабрадором; основная масса населения группируется около Москвы и проживает на 50° широты, что равняется широте нахождения Южного Лабрадора, представляющего собой ледяную пустыню. Канада, считающаяся северной страной, находится на широте Крыма. Вот почему так разнятся средние урожаи зерновых: Канада - 50-70 ц с 1 га, Германия - 50-80 ц с 1 га, Россия - 30 ц с 1 га. Россия - самый большой в мире сгусток населения, ближе всего расположенный к Северному полюсу, и находится в зоне рискованного земледелия, имея сельскохозяйственный период, равный всего 130 дням в году. Одним словом, худородные почвы и неблагоприятный климат, а в силу этого малый объем прибавочного продукта определяют и небольшой уровень благосостояния населения.
Отсюда следует еще одна причина, обусловливающая необходимость в жесткости государственной власти: низкий уровень сознания людей, который во многом зависит от его благосостояния. Жесткие рычаги общения с населением оказываются единственно возможными до тех пор, пока не возрастет уровень экономики, не появится излишний продукт, который можно было бы преобразовывать и направить на повышение образования и развитие культуры народа. Именно эти мероприятия в большой мере способствуют повышению сознания народа.
5. Россия - государство, в котором идеология занимает чрезвычайно большое место. Чтобы "скрепить" разные земли и народы, нужны соответствующие механизмы. Одной из таких "скреп" является централизованная жесткая государственная власть. Но одного этого бывает недостаточно. Вот почему в дополнение приходится использовать и другие скрепляющие средства, в частности средства идеологического характера. Не случайно на Руси люди всегда имели страсть порассуждать о "высоких идеях", о смысле жизни, чем осуществлять практические дела. В определенной мере людьми правили идеи. "Идея-правительница" издавна помогала государственной власти держать земли в единении. В качестве таковой выступали не только православие, но и идея державности, патриотизма, коммунизма и т.п. И сейчас государственная власть опять озабочена созданием государственной идеологии взамен дискредитировавшей себя идеологии коммунизма. Думается, идеология прав и свобод человека вполне может выступить в роли "идеи-правительницы" и объединить российский народ на современном этапе.
6. Российская цивилизация развивается циклично. В истории России были взлеты и падения. Но особенности ее развития состоят в том, что, во-первых, оно прерывно (Киевская Русь, татаро-монгольское иго, Русь Московская, Русь Петровская, Русь Советская - по Н. Бердяеву), а во-вторых, эта прерывность часто носит катастрофический характер (распад Древней Руси), что означает наличие таких изменений в качественном состоянии общества, государства, личности, которое может квалифицироваться как поворот вспять.
7. Российскую цивилизацию можно определить и как цивилизацию догоняющего развития. В самом деле, ветер с востока всегда отбрасывал Россию назад. Но когда он ослабевал и Россия начинала смотреть на запад, то она видела, как далеко ушли народы запада вперед. В России всякий раз предпринимались лихорадочные усилия, чтобы догнать запад. Расстояние сокращалось, но затем опять наступали иные времена, которые заставляли снижать темп развития или поворачивать вспять.
Рассмотренные выше особенности приводят к следующему выводу: российская цивилизация есть смешение двух миров. Неслучайно орел, нарисованный на ее Государственном гербе, имеет две головы и смотрит и на запад, и на восток. Анализ истории свидетельствует, что он все же больше смотрел на восток. Однако мировой опыт говорит о том, что теперь многие страны и народы признали, что западная цивилизация идет по пути исторического прогресса более быстрыми шагами, чём какая-либо другая. Многие страны, входящие в другие цивилизации, начинают ориентироваться на цивилизацию западного типа (Япония, Египет, Индия и др.). Думается, что впредь российский орел будет все же больше смотреть на запад.
И еще одно замечание. Жесткая российская государственность - это не рок. Российскую цивилизацию от пресловутой жесткости, так же как, впрочем, от неустойчивости, шараханий из стороны в сторону, резких взлетов и падений, спасет открытость перед внешним миром. Россия может поделиться своими природными ресурсами, своим социальным опытом (как положительным, так и отрицательным) с другими народами. И, конечно, она может обогатиться достижениями, которые имеются в других странах (в области новых технологий, менеджмента, опыта государственного строительства и т.д.). Все это позволит сделать экономику более эффективной, повысить уровень благосостояния людей, уровень их сознания. Жесткая государственность станет не нужной. Государство не будет довлеть над обществом, а превратится в "служанку" общества.
1См.: Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.
Глава 4 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО: ОТ ЗАРИ ДО ЗАКАТА
4.1. Славянские племена до призвания Рюрика
Образовавшееся в IX в. раннефеодальное государство Русь возникло в результате постепенного и длительного исторического процесса. Как правило, историю русского государства начинают с Рюрика, так как предшествовавшее время довольно темно и неизвестно. В сумерках истории просматривается далеко не все. Сохранились лишь немногочисленные свидетельства византийских, арабских авторов и русских летописцев о предыстории славян. Однако они требуют критического осмысления, поскольку реальные события переплетаются в них с полуисторическими, полусказочными преданиями. Поэтому, рассказывая о столь давних временах, мы можем только предполагать ту или иную последовательность событий.
Уже в первых упоминаниях иностранных авторов славяне представлены народом оседлым, переходящим к земледелию, но продолжающим заниматься и собирательством. Упоминается также, что славяне управлялись племенными князьками и родовыми старшинами, имели обычай собираться для совещания об общих делах. До эпохи расселения славяне жили родовыми союзами, который держался на двух опорах: на власти родового старшины и родового имущества. Жили славяне в плохих разбросанных хижинах и часто переселялись. Когда миграция усилилась, то власть родового старшины не могла одинаково простираться на все дворы, разбросанные на обширном пространстве среди болот и лесов. Место родовладыки в каждом дворе должен был занять домовладыка, хозяин двора, семейства. Характер лесного и земледельческого хозяйства этому способствовал, хотя крупные работы (распахивание земли, строительство домов и др.) все же эффективнее было осуществлять совместно нескольким дворам, объединявшимся в поселки (деревни).
Другие авторы называют одной из главных особенностей славян их воинственный характер. Типичный славянин представляется ими в образе европейского воина - "пеш со щитом". Источники также сохранили свидетельства о разбойничьих набегах славян на ромейские провинции, о тяжелой борьбе славянских племен с гуннами, аварами, булгарами. Эта борьба сказывалась на жизни славянских племен двояко: с одной стороны, в результате борьбы с другими народами происходило объединение племен под властью князя и образование вождеств; с другой - под влиянием борьбы с кочевниками происходило дальнейшее расселение славян.
С северных Карпат славяне разошлись на юг, запад и восток. Восточная часть славян пришла на Днепр, вероятно, в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень и верхней Оки. Множество племен восточных славян населяли Восточно-Европейскую равнину. Из всех славянских племен летописцы и иностранные авторы особо выделяют два племени, указывая на их более высокий уровень развития и лучшие нравы, - полян и новгородских славян. Центром Полянского племени был город Киев на Днепре, славяне же воздвигли Новгород. Из названия (новый город) можно предположить, что там был более древний город. Именно новгородское племя в конце концов возобладало над другими.
В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений славяне пришли в непосредственную близость к литовским и финским племенам. По отношению к ним славяне вели себя наступательно. Племена фино-угров и балтов вместе с восточными славянами в конечном счете выступили создателями древнерусской государственности. Они вместе боролись с набегами кочевников, варягов, представляли Русь в дипломатических посольствах. По легенде, участие в призвании на Русь варягов принимали и финны.
Что касается хазар, то это было кочевое тюркское племя, прочно осевшее на Кавказе и южнорусских степях, делавшее политику на огромной территории. Поляне и другие племена вынуждены были платить хазарам дань, что ослабляло их, сводило на нет их природно-климатические преимущества по сравнению с новгородскими славянами и мешало образованию государственности. Правда, днепровские племена получили легкий доступ на хазарские рынки (именно хазары контролировали торговые пути из Европы в Азию) и оказались втянутыми в торговлю с востоком.
Развитие торгового движения стало одним из благоприятных условий для возникновения городов. Города (Киев, Чернигов, Любеч, Новгород и другие) служили сборными пунктами для купцов и торговыми складами для товаров. Товары и их доставка требовали охраны. Поэтому в городах стали появляться дружины. В их состав входили сильные люди (витязи) разных народностей, чаще всего варяги. Они могли захватывать власть в городах и становились влиятельными князьями.
Появление городов, торговли, купцов, военных дружин на Руси поколебало первобытнообщинный быт русских славян. Люди выходили из родовых общин и объединялись по делам и занятиям. Появлялись люди торговые, военные, которые подчинялись уже не роду, а городским властям - князьям и хозяевам. Города стали иметь важное историческое значение в поступательном движении славянского общества. Городская жизнь была более развитая, чем жизнь общин на местах, в городах стали происходить более частые столкновения, усобицы, приведшие в конечном счете к осознанию необходимости единого "наряда" и правительственного начала.
Такой представляется жизнь восточных славян во времена легендарного призвания варягов во главе с конунгом Рюриком.
4.2. Призвание варягов или диффузия государственности из Скандинавии
А.К. Толстой уместил рассказ о призвании варягов в несколько строф:
Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата. Порядка в ней лишь нет. | Посланцы скорым шагом Отправились туда И говорят варягам: "Придите, господа! |
А эту правду, детки, За тысячу уж лет Смекнули наши предки: Порядка-де, вишь, нет. | Мы вам отсыплем злата Что киевских конфет; Земля у нас богата, Порядка в ней лишь нет". |
И стали все под стягом, И молвят: "Как нам быть? Давай пошлем к варягам: Пускай придут княжить. | Варягам стало жутко, Но думают: "Что ж тут? Попытка ведь не шутка - Пойдем, коли зовут!" |
Ведь немцы тороваты, Им ведом мрак и свет. Земля ж у нас богата, Порядка в ней лишь нет". | И вот пришли три брата, Варяги средних лет, Глядят - земля богата, Порядка ж вовсе нет. |
(А.К. Толстой История государства Российского от Гостомысла до Тимашова) |
Истоки этой мысли находятся в "Повести временных лет" - древнерусской летописи. По старинному преданию первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он был автором начальной летописи. Однако ее дополняли и переделывали, и в начале XII в. был создан Киевский летописный свод, составителем которого был игумен Киевского Вырубицкого монастыря Сильвестр. Свод стал носить название "Повесть временных лет".
В ней рассказывается о том, что в 859 г. варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян и др.
В 862 г. славяне изгнали варяг за море и не дали им дани. Они начали сами собой владеть. Однако между ними разразилась междоусобица, и стали они воевать друг с другом. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли они за море к варягам, к руси (те варяги назывались русью). Сказали им славяне: "Земля наша велика и обильна, порядка ("наряда") в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". Вызвались на это трое братьев со своими дружинами. Рюрик основался в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. И от этих варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и его брат Трувор. Властью овладел Рюрик и стал раздавать своим дружинникам города. Сам же он княжил в Новгороде.
Этот рассказ вызывает у историков много споров. Существует три подхода к известиям о призвании варягов. Одни исследователи считают сведения летописи о призвании варягов достоверными. Другие - полностью отрицают. Третья точка зрения представляется наиболее оптимальной. В предании о Рюрике есть отголоски действительно происходивших событий.
Таким образом, "порядок" по организации жизни новгородских славян привнесен, распространился или был диффузирован варягами из Скандинавии. Постепенно зачатки государственности распространяются (диффузируют) все дальше и дальше. В данном же случае мы видим, что в процессе возникновения государственности у новгородских славян решающим оказался диффузионный фактор.
Бесспорно, проблема исторического выбора Руси связана во многом с влиянием Скандинавии. Восточно-славянский этнос в то время жил вне контактов с греко-латинской цивилизацией. Однако бесспорно и то, что Русь находилась в окружении восточных народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария), и восточные славяне испытывали на себе давление тюркских племен. Вот почему перед Русью встал вопрос: как оградить себя от этого влияния и что нужно для этого сделать? Было принято решение обратиться за помощью к варягам, пригласить их "навести порядок".
Но кто пригласил Рюрика? Есть версия о том, что варяжский князь был призван по совету новгородского старейшины Гостомысла. По другой версии власть в Новгороде была захвачена силой помимо воли и желания новгородских мужей. Как бы то ни было, элементы государственности у славянских племен стали нарастать и привнесены они были большей частью из Скандинавии. Правда, у славян уже понемногу начинали складываться необходимые условия для появления государственности. Следует констатировать, что государственный опыт, завезенный варягами, упал на благодатную почву. Конечно, государство не может быть создано княжеской династией, оно результат глубоких социальных изменений. Однако привнесение положительного опыта других народов существенно может подтолкнуть процесс создания государственности. Прокопий Кесарийский упоминает, что славяне до призвания Рюрика "не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве". Хотя у славян на этом этапе уже появляются вожди, все же это больше свидетельствует о том, что до образования настоящей государственности у славян пока дело не дошло. Государственность проявляется прежде всего в наличии таких органов управления, которые свои решения могут проводить в жизнь силой, принуждением. Дружина, которую привел с собой Рюрик из Скандинавии, вероятно, и стала той силой, с помощью которой порядок и стал наводиться. И хотя возможно заморских варягов славяне пригласили лишь для защиты от внешних врагов, впоследствии наемные защитники превратились во властителей.
Итак, спрашивая сегодня вслед за летописцем, "откуда есть пошла Русская земля", мы должны отдавать себе отчет в том, что само по себе происхождение названия страны отнюдь не является для нее решающим. Общепризнанно, что русский народ не относится к народам, формировавшимся на мононациональной основе. На обширных пространствах Восточно-Европейской равнины, где издавна проходили пути великих переселений и торговых караванов, где сменяли друг друга крупные племенные образования, возникновение государственности у славян не могло не протекать в тесном взаимодействии с другими народами этого региона, и сами эти народы были активно включены в этот процесс.
4.3. Диффузия диффузии или образование государственности у полян
Далее власть Рюриковичей стала расширяться. Они свои взоры обратили на юг. В Киеве, на земле полян, правили братья Кий, Щек и Хорив. По согласию с Рюриком, два его дружинника-варяга Аскольд и Дир, отправились в Царьград со своим родом, и, плывя по Днепру, они увидели городок. Узнав, что местные жители платят дань хазарам, Аскольд и Дир остались в этом городе насовсем. Впоследствии оттуда они ходили в походы даже на Константинополь.
Однако существование города Киева, названного по имени князя Кия, и других городов на территории современной Украины указывает на то, что там возможно уже имелись зачатки зарождающейся государственности1. Да это, впрочем, и неудивительно.
Поляне проживали на территории, располагавшейся значительно южнее новгородских земель и находились в более благоприятных природно-климатических условиях. Здесь большее число теплых дней, необходимых для вегетации растений, более плодородные земли. Это давало возможность ремеслу несколько раньше отделиться от земледелия, что еще больше повышало производительность труда и способствовала созданию материальных условий для возникновения государственности. Как бы то ни было здесь в большей мере могло быть развито производящее хозяйство, чем на севере, и вполне вероятно, что в потенции экономический фактор в конце концов мог бы оказать решающее воздействие на образование государства в данном регионе. И тогда бы мы с полным основанием могли считать Киевскую Русь отправной точкой Древнерусского государства, как это и делали наши замечательные историки Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев.
Но дело в том, что набеги кочевых племен сводили на нет все указанные выше преимущества и не позволили государственности у полян утвердиться. Аскольду и Диру легко было остаться в Киеве. Сопротивления им не было оказано. Складывается впечатление, что для того, чтобы им там утвердиться, достаточно было всего лишь их собственного решения. Причины столь "мирного приема" пришельцев, вероятно, кроются в том, что все силы племени полян уходили на отражение бесконечной череды нашествий кочевников с юга и выплату им дани. Поляне в географическом плане находились как бы на проезжей части. Именно по тем широтам, где пролегали их земли, проходило великое переселение народов. Однако вполне понятно, что государства не возникают на проезжей дороге. Зачатки государственности у полян, если даже и имелись, то они с легкостью были преобразованы на манер и лад русского "наряда". Вот почему мы можем говорить о том, что и здесь на возникновение государственности решающее значение оказал опять-таки диффузионный фактор. Только государственность сюда была перенесена уже из Новгородских земель. Здесь имела место как бы диффузия диффузионного процесса возникновения государственности.
То, что именно диффузионный фактор оказал решающее воздействие на возникновение государственности у племени полян, подтверждают и археологические данные. Раскопки некоторых курганов позволили обнаружить характерные типы скандинавских погребений с характерными предметами, в том числе так называемыми "молоточками Тора" (амулетами, связанными с культом скандинавского бога-громовержца), мечи, застежки-фибулы. Особо интересно, что многие предметы были изготовлены явно местными мастерами, т.е. можно с уверенностью констатировать присутствие варягов среди местных жителей.
1Некоторые историки, ссылаясь на первых русских летописцев, считали, что Кий был простым перевозчиком через Днепр (см.: История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991. С. 17).
4.4. Фактор насилия в образовании Древнерусского государства
В.О. Ключевский любил повторять, что история России - это история страны, которая колонизируется. Он имел в виду, конечно же, прежде всего колонизацию огромных неосвоенных пространств и распространение на этих территориях государственности.
Только что возникшее на северо-западе Восточно-Европейской равнины государство славян было еще слабым и освоение земель, лежащих севернее и восточнее и к тому же находящихся в широтах с еще более неблагоприятным климатом, ему было не под силу. Взоры были обращены на земли, находящиеся южнее и являющиеся более благоприятными для проживания. Поскольку эти земли были заняты, пришлось "осваивать" и присоединять их силой.
После смерти Рюрика (в 879 г.) в Новгороде стал править Олег, - то ли его родственник, то ли приближенный дружинник. Именно на попечении Олега был оставлен малолетний сын Рюрика Игорь. На долю Олега выпало реальное осуществление объединения земель вдоль важнейших торговых путей, прежде всего вдоль "пути из варяг в греки". Летопись описывает походы Олега с варягами на Смоленск и Киев, где были убиты Аскольд и Дир. Сев на княжение в Киеве, Олег заставил племена, прежде платившие дань хазарам, платить дань себе. Война Олега с югом датируется 882 г. Согласно летописи для этой войны Олег собрал огромное войско из варягов и местных племен. На пути к Киеву Олег оставил своих наместников в Смоленске и Любиче. Поход проходил по возможности быстро, чтобы захватить Киев врасплох. Очевидно, северный князь не хотел кровопролитного сражения, а поэтому прибег к хитрости, заявив, что он и его спутники едут в Константинополь. Таким образом, обманом Олегу удалось захватить Аскольда и Дира и погубить их на том основании, что они - "не князья и не княжеского рода". Между тем как сам он - князь, а Игорь - Рюриков княжич. Такова возможная версия событий.
Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицей своего княжества, заявив, что Киев будет "матерью городов русских". Так Олегу удалось объединить в своих руках все важнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. И на это были веские причины. Если север давал военную силу, столь необходимую ранним русским князьям, то положение Киева на южной оконечности пути "из варяг в греки" да еще рядом с ответвлениями на Волгу и Дон экономически было особенно значимым. Именно это и явилось главной причиной, что Киев стал столицей возникшего в результате походов Древнерусского государства. Подчинив Киев, Олег как бы создал ту территориальную ось, вокруг которой потом объединялись остальные славянские племена.
Однако на этом Олег не остановился и принялся сразу подчинять другие территории. Им были покорены древляне, а в результате борьбы с хазарами Олег подчинил северян и радимичей. В результате этой борьбы на протяжении 80-х годов IX в. в политической географии Восточной Европы произошли существенные изменения. Оформилось раннее Древнерусское государство, в состав которого вошли восточнославянские и неславянские земли вдоль "пути из варяг в греки" и его ответвлений. Венгры были вытеснены на запад, а южные степи заняли печенеги.
Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников, делавших набеги на Византию, Олег также задумал поход на греков. Он возглавил поход на Царьград, который оказался у дачным. С большим войском, описывается в летописи, "на конях и кораблях" подошел он к Константинополю (907 г.), опустошил его окрестности и осадил город. Греки имели переговоры с Олегом, уплатили ему "дань", т.е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Летопись сохранила текст мирного договора 912 г. с императорами Леоном и Александром. Из этого договора мы узнаем, что первыми отечественными дипломатами были только варяги, хотя в походе участвовали многие племена, управляемые опять-таки варягами (русью). Тексты договоров показывают, что их главной целью было обеспечение выгодных условий торговли, т.е. сбыта результатов полюдья в столице Византии.
Военные успехи Олега произвели глубокое впечатление на Руси. Олега воспевали в песнях, его подвиги украшали сказочными чертами. Из песен попали в летопись рассказы о том, как он поставил свои суда на колеса и посуху "через поля" пошел к Царьграду. Олегу дали прозвание "вещего", т.е. мудрого, знающего то, что другим не дано знать. Именно Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и престиж. Теперь он по праву принимает на себя титул князя всех князей. Остальные властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя сохраняют права по управлению в своих княжествах. Деятельность Олега для Руси имела исключительное значение. Он создал из разобщенных городов и племен единое государство, вывел славян из подчинения хазарам, путем договоров заключил выгодные отношения с Византией, был создателем русско-славянской независимости и силы.
После смерти Олега начал править Игорь - сын Рюрика. Хотя он, по-видимому, и не имел большого таланта воина и предводителя, мысль о расширении границ Русского государства Игоря не покидала. Он совершил два набега на греческие владения: на Малую Азию и Константинополь. В начале ему сопутствовал успех, но потом он был разбит. Призвав на помощь варягов, он предпринял в 944 г. новый поход на греков вместе с варягами, русскими, поляками, печенегами, но позволил подарками и полученной данью уговорить себя вернуться в Киев. В 945 г. мир был подтвержден договором, составленным по всем правилам. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега.
В том же 945 г. Игорь погиб в древлянской земле, когда пытался взыскать с древлян увеличенную дань. Следует иметь в виду, что древляне издавна отличались непокорностью и навязчивым стремлением отделиться. Легенда, связанная со смертью Игоря, говорит о том, что Игорю понадобились средства на то, чтобы успокоить дружину, которая была недовольна и жаловалась на бедность. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала и месть княгини Ольги составляют замечательное поэтическое представление, рассказанное в летописи.
После смерти Игоря главой Русского государства стала Ольга, вдова Игоря. Осталась она с малолетним сыном и поэтому вынуждена была правление взять на себя. Уже приходилось упоминать, что у славян женщины не находились в униженном положений, а более того, даже пользовались уважением. По древнеславянскому обычаю вдовы обладали гражданской самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщин у славян было лучше, чем у других европейских народов, также относящихся к женщинам достойно. Летопись говорит об Ольге как о "мудрейше всех человеке" и приписывает ей большие заботы об устроении русской земли. Действительно, Ольга оборотила всю свою энергию не на дальнейшее расширение владений, а на упорядочение и обустройство того, что имела. Вероятно, женское начало, отличающееся меньшей агрессивностью и склонностью к стабильности, наконец-то, хотя и на время, позволило прекратить нескончаемую череду завоеваний и присоединений земель, поглощавших энергию русского народа и не дававших возможностей для собственного развития. Деятельность Ольги началась с упорядочения сбора полюдья, к чему подтолкнули ее события, связанные с древлянами. Для этого она стала заниматься строительством новых сборных пунктов, погостов, служивших для исполнения обязанностей по отношению к населению (судов, расправ), устанавливала урочи и уставы, т.е. определяла, что и как делать.
Важным событием для дальнейшей судьбы древнерусского государства стало принятие Ольгой христианства. Летопись говорит о том, что Ольгу крестили "царь с патриархом" в Царыраде. Летописец, повествуя о поездке Ольги, подчеркивает ее исключительную мудрость и хитрость и уверяет, что ей дважды удалось перехитрить императора, отказавшись от его сватовства и отказав ему в дарах или дани, на которую он надеялся. После возвращения домой Ольга, вероятно, пыталась способствовать распространению христианства, но убедить своего сына принять его не могла, хотя он и не препятствовал христианизации.
Когда подрос сын Ольги и Игоря, Святослав, в Древнерусском государстве страсть к дальнейшим завоеваниям взыграла снова. Святослав проявил большую склонность к военным занятиям. Хотя он и носил славянское имя, нравом он был точно варяг - воин. Святослав показывал пример своему войску простотой и выносливостью в тяготах походной жизни. Ему удалось разбить хазар, вятичей и Многие другие народы. Он был первым, кто для покорения земель перешел через Оку и Волгу. Святослав также усмирил булгар на Дунае и перенес свою резиденцию в г. Переславль. Неустанно и беспрерывно Святослав ковал русскую военную мощь. Летописец сообщает, что Святослав настолько был уверен в своей победе, что "посылаше къ странам, глаголя: "Хочу на вы ити"1. Святослав совершил беспрецедентный победный поход, преодолев несколько тысяч километров, захватив целый ряд крепостей и разгромив ни одно сильное войско. Была полностью сломлена мощь Хазарского каганата, который до этого похода Святослава господствовал на обширной территории Восточной Европы. Но падение Хазарского царства усиливало печенегов. В их распоряжение попадали южнорусские земли, занятые раньше хазарами, и Руси пришлось вскоре испытать большие беды от этих кочевников.
Но на этом Святослав не успокоился. В 968 г. он предпринял еще несколько походов на Дунай. Источники рассказывают, что Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. В этом же году его войско достигло Болгарии и одержало победу. Святославу пришлись по душе болгарские земли, и он решил здесь остаться. "Хочу жить в Переяславце Дунайском, - там середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков - золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед"1. Однако в связи с убийством законного императора Никифора политика греков к присутствию русских претерпела изменения. Они потребовали удаления Святослава обратно на Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. В 971 г. началась война, которая закончилась его поражением. Это были ожесточенные битвы, и Лев Диакон, негодующе и злобно настроенный к Святославу и к славянам вообще, все же был вынужден написать, что "... этот народ безрассуден, храбр, воинственен и могуч...". Именно тогда Святослав произнес знаменитые слова: " ...да не посрамимъ земли Русские, но ляжем костьми, мертвыми бо срама не имиамъ". В результате Святослав вынужден был заключить мир и покинуть Болгарию. Предположительно, по дороге домой войско Святослава было захвачено печенегами и рассеяно, а сам Святослав был убит в 972 году.