Развитие литературы в Казахстане в 19в. начале 20в. (А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердыулы, М.Дулатов, С.Торайгыров и др.)
Изменения происходившие в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине 19 века – начале 20 веков оказывали глубокое возведение на духовную жизнь казахского народа. Главенствующее значение получили произведения проникнутые освободительными стремлениями народа это – айтысы, исторические песни, бытовые сатирические сказки и пословицы. Значительно обогатили казахскую народную лирику – акыны. Особенно много для развития народной песни сделал Абай, который стал основоположником казахской реалистической литературы и национального литературного языка. Своими высокохудожественными, оригинальными произведениями и переводами лучших образцов русской и мировой классики Абай поднял казахскую культуру и литературу на новую историческую ступень. На казахском языке стали выходить несколько газет, среди которых наиболее популярной была газета «Казах» - ответственным секретарём этой газеты был М.Дулатов. Эта газета способствовала развитию литературы, языка и консолидации национального сознания. Богаче и разнообразнее стала казахская литература в жанровом отношении стали писаться казахские романы, драмы, появляются критические статьи, очерки. За короткий промежуток времени в начале века вышло 200 книг на родном языке. Издавались и переводились произведения русских писателей. Философ-мыслитель учёный-историк, поэт Шакарим Кудайбердиулы посвятил себя науке и творчеству. Его книги «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман-Мамыр», и «Енлик-Кебек» были опубликованы в 1913-1921 годах в журналах «Абай», «Айкап», в газете «Казах». Его работой считается перевод «Дубровского» и «Метели» Пушкина, который был опубликован в 1936 году в Алматы вжурнала «Эдебиет майданы». Виднейший представитель демократического направления в казахской литературе – Султанмахмут Торгайгыров продолжал традиции Абая Кунанбаева традиции русского реализма в своих произведениях, и в демократическом журнале «Айкап» высмеивал пережитки патриархально-родовых отношений, религиозный фанатизм, боролся за социальное равноправие, выступал против колониальной политики царизма и капиталистической эксплуатации, призывая народ к просвещению, оседлости и земледелию, ставил вопрос об эмансипации женщины.
Развитие музыкально-поэтической культуры в Казахстане во второй половине 19-начале 20вв.
Только к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный Казахстан) - эпицентром профессиональной песни, юго-западный регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры. Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере. Творческая деятельность профессиональных музыкантов 19 века, как правило, не ограничивалась только исполнительской или композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм - поэтическую импровизацию, ораторское
искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового действа, что во многом сближал о казахских степных артистов со средневековыми музыкантами Западной Европы - жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и миннизингерами.
Казахская национальная интелегенция и ее роль в политической жизни Казахстана в начале 20в.
Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально- освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов — телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы,
Выходец из Каркаралинска, поддерживавший тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре 1905 г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из среднихи низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию—филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытия школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане.