Общественно- политическая мысль Казахстана в начале XX в. (М.Дулатов, А.Байтурсынов,С. Торайгыров)

Среди крупнейших общественно – политических деятелей казахского общества конца ХІХ начала ХХ веков особо выделяется фигура Алихана Нурмухамедулы Букейханова. А. Н. Букейханов родился 5 марта 1870 года в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Алихан является потомком Букейхана, сына именитого «кокжала Барак хана». Букейхан один из последних казахских ханов, занимавших ханский престол. В 1877 году отец Нурмухамед определил сына в медресе муллы Зафира в Каркаралинске, открытую в 1845 году Кунанбаем Оскенбаевым, отцом великого Абая. Успешно завершив учебу в медресе в 1879 году Алихан переходит в Каркаралинскую начальную русско – казахскую школу, а затем поступает в городское профессиональное училище с четырехгодичным курсом обучения. В Каркаралинске наряду с казахской грамматикой и литературой он изучал и русскую. Особенно ему нравились стихи Абая. В Каркаралинской библиотеке, организованной при помощи екатеринбургских заводчиков Поповых и ссыльных реаолюционеров, он знакомится с русской мировой литературой. После окончания школы в Каркаралинске Алихан с целью продолжения своего образования, в 1886 году отправляется в город Омск, который является одним из культурных административных центров Степного края. Алихан Букейханов относиться к числу выдающихся политических и общественных деятелей казахского народа. Всю жизнь он посвятил делу освобождения своего народа от социального и насильного гнета, его просвещению и процветанию. Ахмет Байтурсынов – поэт, ученный, тюролог, педагог, переводчик, публицист, знаток юриспруденции, общественный деятель. В свое время он стал жертвой сталинских репрессий, более полувека его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас , в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймаутов и другие. Ахмет Байтурсыновродился 28 января 1873 года в местечке Сарытубек вблизи селения Ызбан Жангельдинского района Костанайской области, в семье простого крестьянина. Его отец, Байтурсын Шоайулы был прямолинейным, справедливым, стойким и свободомыслящим человеком.
Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско – казахское училище, затем учился в школе киргизских учителей в Оренбурге, которую он окончил в в 1895 году. Годы проживания в Каркаралинске примечательны тем, что здесь А.Байтарсынов знакомиться с политиками современных взглядов А. Букейхановым и Ж. Акбаевым. А. Байтурсынов все больше убеждается в том, что стране нужны грамотные, образованные люди, нужны школы , книги. Он стал автором и составителем казахского букваря и алфавита. Так, А.Байтарсынов становится на путь просветительства. Революция 1905 – 1907 годов вызвала в нем надежду на перемены. Байтурсынов активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интелегентов, вместе с ними составляет Каркаралинскую питицию в адрес правительства в Петербурге. 1913 – 1917 гг. – примечательны период в жизни А.Байтурсынова. Он был редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке выпускавшийся в Оренбурге. Ахмет был разносторонним человеком, прекрасным певцом, музыкантом, даже проводил бои на борцовском ковре. Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в. Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова тесно связаны с партией "Алаш" и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в. В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим. Дулатов участвовал в разработке программных документов партии "Алаш" и правительства Алаш Орды" совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом. Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в "национализме", он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы "государственном статусе" казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует".

142.А.И ,Герцен " Письма об изучении природы" (письмо первое и второе).

“ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ” - одно из основных философских произведений А. И. Герцена. Написаны в 1844—45. Опубликованы в журнале “Отечественные записки” за 1845 и 1846. В 30-томном Собрании сочинений Герцена помещены в т. 3 (M., 1954).

Это соч. в переписке Герцен иногда называет "Письмами об естествознании", т. к. оно посвящено анализу взаимоотношений философии и естествознания. В нем подчеркивается важность преодоления антагонизма между философией и естествознанием, значение философии для наук о природе и необходимость для философии опираться на естественные науки, к-рыми "многое уясняется в вечных вопросах" Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 2. С. 385). Однако такая проблематика составляет содержание гл. обр. первых двух писем: "Эмпирия и идеализм" и "Наука и природа - феноменология мышления". Остальные 6 писем были посвящены изложению истории философии. Правда, и последнюю Герцен рассматривает под углом зрения преодоления разрыва между природой и духом, между познанием явления и познанием сущности. Древн. философия, по Герцену, была одностороння в своей слитности с миром, в своей опоре на природу, средневековая была одностороння в сосредоточенности в себе, в духе человеческом. Новая философия со времен Р. Декарта и Ф. Бэкона постепенно преодолевает дуализм природы и духа, развивая вечное (дух) из временного (природы). Т. обр., Герцен подводит читателя к выводу, что вся история философии свидетельствует о стремлении человека уяснить ту истину, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа и в нем познает самое себя.

Переосмысливая философское наследие, в т. ч. диалектику, Герцен намечает новый тип философствования. Гегель, по его мнению, своим философским творчеством показал предел, до которого может дойти идеализм, и одновременно обозначил выход за этот предел. При отказе от гегелевского идеализма, но при сохранении того, что немецким философом приобретено, перед философией открываются новые перспективы. Герцен полагает, что естествознание имело основания отказывать в доверии прежней философии, которая не обходилась без схоластики и мистицизма, без пустой метафизики. Новейшему естествознанию, переросшему эмпирический уровень, не обойтись без философии. И философии, считает Герцен, если она не хочет ходить на бестелесных ногах, не обойтись без естествознания. Природа существует реально и постигается в сознании — философском и естественнонаучном. Формы исторического мира столь же естественны, как и формы мира физического. Природу Герцен определяет как процесс, движение. В развитии человечества, подчеркивает он, также нет ничего неподвижного. Оно не давало подписки жить всегда, как теперь. Все существующее, развиваясь, постоянно отрекается от устаревших форм, то, что удовлетворяло вчера, ныне отрицается как неестественное. Отрицание и преемственность, как две стороны единого процесса развития, специально и подробно прослеживаются Герценом в истории философии, начиная от античности до 19 в. “Письма” оказали большое влияние на общественное сознание России сер. 19 в.

Наши рекомендации