Параметры основного электрооборудования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВПО ПГУПС)

Кафедра «Электрическая тяга»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсовой работе

на тему: «Расчет систем управления электровозов переменного тока"

выполнил студент ___ Д.А. Масягин

подпись, дата

факультет Заочный группа ЭТ-401-У

руководитель _____ доц. А.И.Чудаков

подпись, дата

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Исходные данные. Содержание и оформление проекта.
  2. Параметры основного электрооборудования.

2.1 Система управления тяговыми двигателями грузовых электровозов переменного тока

2 .2. Характеристики тягового двигателя при номинальном напряжении.

2.3. Тяговый трансформатор.

2.4. Сглаживающий реактор.

2.5 Напряжение на вторичной обмотке трансформатора

2.6 Номинальный ток первичной обмотки трансформатора

2.7. Выпрямитель.

2.8. Переходной реактор

  1. Число позиций регулирования напряжения
  2. Характеристики ЭПС.

4.1. О расчете скоростных характеристик ЭПС переменного тока

и внешних характеристик выпрямителя.

4.2. О расчете ступеней ослабления возбуждения.

4.3. О расчете характеристик ЭПС при ослабленном возбуждении (ОВ).

4.4. Программа для расчета характеристик ЭПС.

Литература.

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ.

Цель курсового проектирования по дисциплине «Системы управления электрического подвижного состава» - привить студентам практические навыки по выбору параметров основного электрооборудования электровозов переменного тока и разработке систем управления.

Курсовое проектирование выполняется по следующим исходным величинам (в соответствии с вариантом задания):

- род тока в контактной сети - переменный, номинальное напряжение на токоприемнике ЭПС Параметры основного электрооборудования - student2.ru кВ, частота тока сети Параметры основного электрооборудования - student2.ru Гц;

- тип подвижного состава – грузовой электровоз, число тяговых двигателей Параметры основного электрооборудования - student2.ru , нагрузка на ось Параметры основного электрооборудования - student2.ru ;

- номинальная (часовая) мощность Параметры основного электрооборудования - student2.ru , номинальное напряжение тягового двигателя Параметры основного электрооборудования - student2.ru ;

- скорость движения электровоза в номинальном режиме Параметры основного электрооборудования - student2.ru ;

- постоянный коэффициент ослабления возбуждения Параметры основного электрооборудования - student2.ru =0,96;

- наименьший коэффициент ослабления возбуждения Параметры основного электрооборудования - student2.ru ;

- электрическое торможение - реостатное.

Исходные данные приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Номинальная мощность тягового двигателя Параметры основного электрооборудования - student2.ru , кВт Нагрузка на ось Параметры основного электрооборудования - student2.ru , кН Номинальная скорость Параметры основного электрооборудования - student2.ru , км / ч Номинальное напряжение Параметры основного электрооборудования - student2.ru , В Параметры основного электрооборудования - student2.ru
          0,39  

Параметры основного электрооборудования

2.1. Система управления грузовых электровозов переменного тока (ВЛ 80Т)

Для регулирования напряжения на тяговых электродвигателях применена система ступенчатого амплитудного регулирования напряжения тягового трансформатора на стороне низшего напряжения. Схема вторичной обмотки трансформатора – встречно-согласная. Переключение секций в регулируемой части вторичной обмотки трансформатора в процессе регулирования напряжения на тяговых электродвигателях производится по схеме с переходным реактором. Однофазный ток вторичной обмотки тягового трансформатора для питания тяговых двигателей пульсирующего тока выпрямляется мостовым выпрямителем. На каждой секции электровоза предусмотрено две группы вторичных обмоток и два выпрямителя. Это исключает появление постоянной составляющей тока во вторичной обмотке тягового трансформатора на позициях с разными амплитудами напряжения по полупериодам. К каждому выпрямителю подключена группа из 2-х параллельно соединенных двигателей.

В режиме реостатного торможения обмотки возбуждения двигателей питаются от 2-х секций регулируемой части вторичной обмотки трансформатора через управляемый выпрямитель, выполненный по схеме с нулевым выводом.

Упрощенная схема силовой цепи одной секции электровоза показана на рис. 2.1. Электрические аппараты силовой цепи на схеме не имеют обозначений. При разработке принципиальной электрической схемы силовой цепи электровоза в процессе выполнения курсового проекта электрическим аппаратам присваивают обозначения, которые используют при составлении перечня основного электрооборудования электровоза и таблицы замыкания контакторов главного переключателя.

Параметры основного электрооборудования - student2.ru

2.2. Характеристики тягового двигателя при номинальном напряжении

Номинальным называется режим работы, на который тяговый электродвигатель рассчитан заводом-изготовителем. Этот режим характеризуется номинальными значениями мощности Параметры основного электрооборудования - student2.ru , скорости Параметры основного электрооборудования - student2.ru , напряжения на двигателе Параметры основного электрооборудования - student2.ru , тока Параметры основного электрооборудования - student2.ru и коэффициента регулирования возбуждения Параметры основного электрооборудования - student2.ru . Для тяговых двигателей электровозов переменного тока номинальным является режим полного возбуждения Параметры основного электрооборудования - student2.ru = Параметры основного электрооборудования - student2.ru =0,96.

2.2.1. Номинальный (часовой) ток тягового двигателя

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.1)

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – КПД тягового двигателя на его валу в номинальном режиме (таблица 2.1).

Iн=750/(1200·0,93)=670 А

2.2.2. Ток возбуждения тягового двигателя в номинальном режиме

Параметры основного электрооборудования - student2.ru (2.2)

Iвн=0,96·670=643,2 А

2.2.3. Сила тяги двигателя в номинальном режиме

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.3)

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – в Вт; Параметры основного электрооборудования - student2.ru – в м/с; Параметры основного электрооборудования - student2.ru – КПД движущего механизма с зубчатой передачей в номинальном режиме ( Параметры основного электрооборудования - student2.ru ).

Fн=750·0,98/17,2=42732,5 Н

2.2.4. Сопротивление обмоток тягового двигателя в номинальном режиме

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.4)

rдн=0,04·1200/643,2=0,074 Ом

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – относительное падение напряжения на обмотках тягового двигателя в номинальном режиме, определяемое по эмпирической формуле

Параметры основного электрооборудования - student2.ru = 0,04 (2.5)

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – номинальная мощность тягового двигателя в кВт.

Зависимость Параметры основного электрооборудования - student2.ru приведена на рис. 2.2.

ρдн
Параметры основного электрооборудования - student2.ru

Рис. 2.2

Для тяговых двигателей мощностью свыше 500 кВт Параметры основного электрооборудования - student2.ru следует принимать равным 0,04. Сопротивление отдельных обмоток двигателя определяют по таблице 2.2.

Таблица 2.2

Наименование обмоток Некомпенсированный двигатель Компенсированный двигатель
Якорь Параметры основного электрооборудования - student2.ru Дополнительные полюса Параметры основного электрооборудования - student2.ru Главные полюса Параметры основного электрооборудования - student2.ru Компенсационная Параметры основного электрооборудования - student2.ru 0,45 Параметры основного электрооборудования - student2.ru 0,2 Параметры основного электрооборудования - student2.ru 0,35 Параметры основного электрооборудования - student2.ru - 0,4 Параметры основного электрооборудования - student2.ru 0,1 Параметры основного электрооборудования - student2.ru 0,25 Параметры основного электрооборудования - student2.ru 0,25 Параметры основного электрооборудования - student2.ru

Сопротивление обмоток тягового двигателя при полном возбуждении

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.6)

2.2.5. Магнитный поток двигателя в номинальном режиме при нормальном возбуждении

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.7)

Параметры основного электрооборудования - student2.ru

2.2.6. Расчет характеристик тягового двигателя для номинального напряжения и полного возбуждения

В предварительных расчетах удобно пользоваться относительными характеристиками тяговых двигателей, у которых ток Параметры основного электрооборудования - student2.ru , скорость Параметры основного электрооборудования - student2.ru и силa тяги Параметры основного электрооборудования - student2.ru выражены в долях от значений этих величин при номинальном (часовом) режиме.

В таблице 2.3 приведены относительные характеристики тяговых двигателей пульсирующего тока с коэффициентом насыщения магнитной цепи 1,85. Эти значения являются средними для современных тяговых двигателей.

Значения Параметры основного электрооборудования - student2.ru получают путем умножения относительных величин Параметры основного электрооборудования - student2.ru , Параметры основного электрооборудования - student2.ru , Параметры основного электрооборудования - student2.ru на соответственные номинальные значения Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

Таблица 2.3

Ток двигателя, А Скорость движения, км/ч Сила тяги, кН
Параметры основного электрооборудования - student2.ru I Нормальное возбуждение Параметры основного электрооборудования - student2.ru Нормальное возбуждение Параметры основного электрооборудования - student2.ru
Параметры основного электрооборудования - student2.ru V Параметры основного электрооборудования - student2.ru Fкд
0,2 0,5 0,8 1,3 1,6 1,9 2,06 1,4 1,1 0,92 0,85 0,8 127,72 86,8 68,2 57,04 52,7 49,6 0,06 0,37 0,75 1,41 1,81 2,21 2563,9 42732,5 60252,8 77345,8 94438,8

По этим данным строят графики Параметры основного электрооборудования - student2.ru и Параметры основного электрооборудования - student2.ru (рис. 2.3).

В дальнейшем скорость при номинальном напряжении Параметры основного электрооборудования - student2.ru обозначена Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

Параметры основного электрооборудования - student2.ru

Рис. 2.3

2.2.7. Максимальный пусковой ток двигателя Параметры основного электрооборудования - student2.ru

ограничивается сцеплением колес с рельсами или допустимой перегрузкой по току

Параметры основного электрооборудования - student2.ru Параметры основного электрооборудования - student2.ru ,

(2.8)

Параметры основного электрооборудования - student2.ru ;

I max= 871 A

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – коэффициент эксплуатационной перегрузки (для электровозов Параметры основного электрооборудования - student2.ru );

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – наибольшая величина тока, допустимого по условиям сцепления, отыскивается по кривой Параметры основного электрооборудования - student2.ru (рис. 2.3) для силы тяги, равной

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.9)

Здесь Параметры основного электрооборудования - student2.ru - расчетный коэффициент сцепления;

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.10)

Параметры основного электрооборудования - student2.ru =0.28+4/(50+6·0)=0.08

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – коэффициенты, полученные в результате обработки опытных данных, значения которых приведены в таблице 2.4.

Выбирается меньшее значение Параметры основного электрооборудования - student2.ru , полученное по условиям (2.8).

2.2.8. Средний пусковой ток

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.11)

Параметры основного электрооборудования - student2.ru = 871/(1+014)=764 A

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – коэффициент неравномерности пуска по току на первых позициях регулирования напряжения.

Для электровозов при пуске с одинаковыми колебаниями тока на всех позициях Параметры основного электрооборудования - student2.ru Параметры основного электрооборудования - student2.ru . При пуске с одинаковыми ступенями регулирования напряжения на всех позициях Параметры основного электрооборудования - student2.ru , т. е. при переменном значении Параметры основного электрооборудования - student2.ru для встречно-согласного включения обмоток трансформатора Параметры основного электрооборудования - student2.ru на первой разгонной позиции.

2.2.9. Минимальный пусковой ток

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.12)

Imin=(1-014)·670=657 A

Таблица 2.4

Тип ЭПС Режим работы Наличие сочленения между тележками Регулирование тока двигателя Минимальное число последовательно соединенных тяговых двигателей Коэффициенты формулы (2.10)
Параметры основного электрооборудования - student2.ru Параметры основного электрооборудования - student2.ru Параметры основного электрооборудования - student2.ru Параметры основного электрооборудования - student2.ru Параметры основного электрооборудования - student2.ru
Электровоз ВЛ10 ВЛ82М ВЛ80Т ВЛ80Р Тяга     Да Нет -"- -"-   Ступенчатое -"- -"- Плавное     0,25 0,28 0,28 0,3   4,3       0,0007 0,0006 0,0006
Электровоз ВЛ80Т Реостатное торможение Нет Плавное 0,09 0,00005
Электровоз ВЛ80Р Рекуперативное торможение Нет Расчетный коэффициент сцепления принимается на 20% меньше, чем в режиме тяги

2.3. Тяговый трансформатор

Вследствие значительной массы тяговый трансформатор нагревается медленнее, чем тяговые электродвигатели. Поэтому кратковременные перегрузки тяговых двигателей не оказывают заметного влияния на установившуюся температуру обмоток трансформатора. Номинальную мощность тяговой обмотки электровозного трансформатора принимают равной суммарной номинальной мощности тяговых двигателей.

Работа трансформатора в цепях выпрямителей и инверторов характеризуется значительным отличием формы токов и напряжений от синусоиды. Активные материалы (медь и сталь) таких трансформаторов используются хуже, чем при синусоидальной форме токов и напряжений. Для учета этой специфики используют показатель, называемый типовой мощностью. Типовой мощностью однофазного трансформатора называют полусумму произведений напряжений холостого хода всех обмоток трансформатора на среднеквадратичные токи соответствующих обмоток при номинальной нагрузке.

При расчете типовой мощности обычно пренебрегают током холостого хода трансформатора, а также потерями в трансформаторе и выпрямителях.

Основные параметры трансформатора рассчитывают в следующем порядке.

2.3.1. Мощность тяговой обмотки трансформатора

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.13)

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – номинальная мощность тягового двигателя;

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – число тяговых двигателей на одной секции электровоза;

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – коэффициент типовой мощности трансформатора, т. е. отношение типовой мощности к номинальной выпрямленной мощности (таблица 2.5);

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – отношение суммарной номинальной мощности тяговых двигателей к номинальной мощности тяговой обмотки трансформатора (для электровозов Параметры основного электрооборудования - student2.ru );

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – КПД двигателя в номинальном режиме;

Параметры основного электрооборудования - student2.ru - напряжение короткого замыкания трансформатора в долях от номинального:

для регулирования на стороне НН Параметры основного электрооборудования - student2.ru ;

для регулирования на стороне ВН Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

Sтяг= (750·4·1,11·1(1+0,7·0,1))/0,93=3831 кВт

Таблица 2.5

Система регулирования напряжения Значения Параметры основного электрооборудования - student2.ru схемы выпрямления
мостовой с нулевым выводом
Со стороны низшего напряжения (НН) Со стороны высшего напряжения (ВН) 1,11 1,66 1,34 1,89

2.3.2. Мощность обмотки вспомогательных нужд Параметры основного электрооборудования - student2.ru

принимают равной 7,5 – 8,5 % от мощности тяговой обмотки.

Sвсп = 0,08·3831=306,5 кВт·А

2.3.3. Мощность обмотки отопления Параметры основного электрооборудования - student2.ru

определяется из расчета 30 – 40 кВт на каждый пассажирский вагон. Число вагонов в пассажирском поезде принимается равным 20. Для грузовых электровозов обмотка отопления не требуется.

2.3.4. Типовая мощность трансформатора при номинальной нагрузке всех обмоток

Параметры основного электрооборудования - student2.ru (2.14)

Sтр = 3831+306,5+ 0 = 4137,5 кВт·А

2.3.5. Масса трансформатора, кг

Параметры основного электрооборудования - student2.ru ,

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru в кВ·А.

ттр =10316 кг

2.3.6. Реактивное сопротивление обмоток трансформатора

в номинальном режиме (на последней позиции регулирования), приведенное к вторичной обмотке.

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.15)

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – число последовательно соединенных двигателей;

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – число ветвей параллельно включенных двигателей;

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – коэффициент выпрямления – отношение среднего выпрямленного напряжения к действующему значению напряжения на вторичной обмотке трансформатора. При однофазном выпрямлении Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

хтн =0,1·1·1200·(1+0,7·0,1)/(4·670·0,9)=0,5, Ом

2.3.7. Активное сопротивление обмоток трансформатора

в номинальном режиме, приведенное к вторичной обмотке, рассчитывают по активному падению напряжения, составляющему обычно 1,5 – 2 % от номинального напряжения.

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.16)

rтн = (0,15·1·1200)/(4·670·0,9)=0,007, Ом

2.4. Сглаживающий реактор

Индуктивность сглаживающего реактора Параметры основного электрооборудования - student2.ru определяется из условия обеспечения заданной пульсации выпрямленного тока в цепи тяговых двигателей. Коэффициент пульсации выпрямленного тока Параметры основного электрооборудования - student2.ru , равный отношению амплитуды пульсации к среднему значению выпрямленного тока, обычно принимается в пределах от 0,20 – 0,25. При больших значениях Параметры основного электрооборудования - student2.ru ухудшается коммутация тяговых двигателей, а реализация меньших значений Параметры основного электрооборудования - student2.ru требует существенного увеличения габаритов реактора.

2.4.1. Индуктивное сопротивление цепи выпрямленного тока

в номинальном режиме и при частоте Параметры основного электрооборудования - student2.ru :

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.17)

хd=(0,67·1·1200)/(0,2·670·4)= 1,5 Ом

2.4.2. Индуктивное сопротивление реактора

в номинальном режиме принимается равным

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.18)

Xр=0,95·1,5·2=2,85 Ом

Здесь Параметры основного электрооборудования - student2.ru – число сглаживающих реакторов на ЭПС = 2.

Принято, что индуктивное сопротивление обмоток тягового двигателя составляет около 5 % от индуктивного сопротивления цепи выпрямленного тока Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

2.4.3. Индуктивность сглаживающего реактора в номинальном режиме

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.19)

Lp=2,85(4·π·50)=0,0045 Гн

2.4.4. Сопротивление реактора постоянному току

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.20),

rp=2,85/280=0,01 Ом

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – добротность реактора, которую в предварительных расчетах принимают равной 280 при частоте 100 Гц.

2.4.5. Сопротивление реактора постоянному току,

приведенное ко всем параллельным ветвям тяговых двигателей

Параметры основного электрооборудования - student2.ru . (2.21)

rрп=0,01/2=0,005 Ом

2.4.6. Масса реактора

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.22)

тр=0,12·(2·750)·0,045/2=4,05 кг

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru кг/Дж при медной обмотке и Параметры основного электрооборудования - student2.ru кг/Дж - при алюминиевой.

Масса реактора, полученная после его конструктивной разработки, отличается от предварительного значения, определенного по формуле (2.25), не более чем на 20 %.

2.5 Напряжение на вторичной обмотке трансформатора

определяют по условию, чтобы на последней позиции регулирования при номинальном выпрямленном токе Параметры основного электрооборудования - student2.ru напряжение на тяговых двигателях равнялось номинальному Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

При этом

2.5.1. среднее выпрямленное напряжение холостого хода будет равно

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.23)

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – падение напряжения в преобразователе на последней позиции регулирования при номинальном токе.

Основной составляющей Параметры основного электрооборудования - student2.ru является падение напряжения, обусловленное процессом коммутации, так как на интервале коммутации выпрямленное напряжение практически равно нулю. Угол коммутации, в свою очередь, определяется приведенным к вторичной обмотке индуктивным сопротивлением трансформатора Параметры основного электрооборудования - student2.ru и током нагрузки Параметры основного электрооборудования - student2.ru . К остальной части Параметры основного электрооборудования - student2.ru относят падение напряжения в активных сопротивлениях обмоток трансформатора, переходных, сглаживающих и токоограничивающих реакторов.

Для обычных значений коэффициента пульсации выпрямленного тока Параметры основного электрооборудования - student2.ru при номинальном режиме работы ТЭД

Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.24)

Где Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

В (2.24) Параметры основного электрооборудования - student2.ru – суммарное пороговое падение напряжения в полупроводниковых приборах выпрямителя.

При расчете Параметры основного электрооборудования - student2.ru принимают Параметры основного электрооборудования - student2.ru = 4 – 5 В.

Rэкв=0,7·0,053+0,67·0,0074+1,04·0,005=0,04 Ом

Параметры основного электрооборудования - student2.ru Uпрн=4·670·0,04+5=112 В

Uдоп=1·1200+112=1312 В

2.5.2. Действующее значение напряжения на вторичной обмотке трансформатора

Параметры основного электрооборудования - student2.ru

U2но=1312/0,9=1457 В

Номинальное напряжение вспомогательных машин электровозов принимается равным Параметры основного электрооборудования - student2.ru В. Номинальное напряжение цепей отопления Параметры основного электрооборудования - student2.ru В.

Для определения коэффициента трансформации и соотношения числа витков обмоток необходимо определить напряжения холостого хода этих обмоток при номинальном напряжении в контактной сети. Потеря напряжения в этих обмотках при номинальной нагрузке трансформатора составляет около 5%.

Параметры основного электрооборудования - student2.ru и Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

Uвспо = 399 В и Uото = 3150 В

2.6 Номинальный ток первичной обмотки трансформатора, потребляемый из сети:

Параметры основного электрооборудования - student2.ru Параметры основного электрооборудования - student2.ru , (2.25)

где Параметры основного электрооборудования - student2.ru – номинальное напряжение контактной сети;

Параметры основного электрооборудования - student2.ru – КПД трансформатора; Параметры основного электрооборудования - student2.ru .

Iэн=4137,5/(1200·0,98)=168,8 А

(2.31)

Наши рекомендации