Профессиональные союзы и корпоративные объединения
Рассмотрение ситуации с защитой прав граждан было бы не полно без анализа профсоюзной деятельности.
Правовой статус профсоюзов определяется Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Федеральным Законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 30 Конституции РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах…» дают правовое определение этого старейшего института защиты прав трудящихся: «…добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов» и закрепляют цель создания профсоюзов - защиту социально-экономических и трудовых прав и интересов объединяемых в профсоюз работников.
Членство в профсоюзе носит индивидуальный характер, поэтому членами профсоюза могут стать исключительно физические, а не юридические лица. Для вступления в профсоюз необходимо иметь добровольное волеизъявление и вступая в профсоюз, гражданин заключает с ним своеобразный договор на представительство своих прав и интересов.
К числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие профсоюза, относится наличие общих производственных, профессиональных интересов по роду осуществляемой деятельности. Профсоюз получает право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов в силу факта членства гражданина в профсоюзе.
Сегодня профсоюзы - это самые крупные общественные объединения в России, один из важнейших социальных институтов, включенных в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В деятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы располагают большими материальными и финансовыми ресурсами влияния на социальные процессы.
В России профсоюзы появляются в ходе революции 1905-1907 гг. Их первоначальными формами были стачечные кассы и комитеты, фонды, больничные кассы, библиотеки, другие формы страхования, просвещения и социальной защиты. Появляются отдельные отраслевые и цеховые союзы учителей, студентов, лавочников и др. В 1906 году им позволили легализоваться, но с ограниченными полномочиями, а в годы реакции многие из них были разгромлены.
Новый подъем профсоюзного движения стал возможен лишь с падением царизма. К лету 1917 г. в стране было 967 союзов, объединявших 1,5 млн. членов. Уже тогда выявились различные позиции по видам профсоюзной деятельности и формам их организации. Так, созданные анархистами синдикалистские профсоюзы призывали рабочих осуществлять захват предприятий, считали профсоюзы готовой формой борьбы рабочего класса за свои права, высшей же формой борьбы считали экономические забастовки.
Большевики настаивали на необходимости партийного руководства профсоюзами, считая их «приводными ремнями партии», «школой коммунизма» для трудящихся. Владимир Ленин отмечал противоречивость самого положения профсоюзов при диктатуре пролетариата: они являются и защитниками коренных интересов пролетариата, и участниками государственной власти. «Эти противоречия не случайны и неустранимы в течении ряда десятилетий»[25] В реальности советские профсоюзы все в меньшей степени занимались защитой трудовых прав, отдавая приоритеты мобилизации трудящихся на повышение производительности труда самыми разными методами - движения 25-тысячников и стахановцев, организация «рабочего контроля», борьба за перевыполнение норм и т.п. В перечне направлений деятельности советских профсоюзов на первом месте стояла мобилизация трудящихся на выполнение планов, организация социалистического соревнования, участие в хозяйственном строительстве и лишь на пятом – защита интересов трудящихся.
Первоначальный принцип добровольности членства в профсоюзах был заменен его фактической обязательностью. Это привело к большой массовости, но потерей независимости. Принцип отраслевой организации профсоюзов, включавших в свой состав как работников, так и администраторов и работодателей, порождал внутриколлективные противоречия. Проявлением отсутствия взаимосвязи между профсоюзами и рабочими стали забастовки конца 1980-х, когда традиционные профсоюзы оказались не на стороне трудящихся, а на стороне представителей государства. Стагнация советской экономики к концу 1980-х годов вызвала тяжелейший кризис отечественных профсоюзов.
Все это привело к расколу советского профсоюзного движения в конце 1980-х - нач. 1990-х гг. Наряду с официальными советскими профсоюзами (ВЦСПС) стали возникать независимые или «альтернативные» профсоюзы, построенные на принципах профессиональной (цеховой) общности и принципиально отказывающие в приеме работодателям и администраторам. Раскол профсоюзного движения и появление т.н. независимых профсоюзов, сумевших уже к 1989 г. добиться в ряде отраслей (горняки, авиадиспетчеры, кооператоры, арендаторы и пр.) получения юридического статуса были связаны некоторыми общими позициями:
· недовольство функционированием существующей официальной системы профсоюзов, слишком зависящей от государства и политизированной;
· стремление эффективно защищать интересы людей вполне определенных профессий, совпадающих по характеру, условиям труда или социальному положению;
· желание создать организации, способные объединить работников трудовых коллективов на идеях тех или иных демократических партий.
Наиболее известными из новых профсоюзов стали Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (СМОТ), Комитет социальной защиты (КСЗ), Объединение социальных профсоюзов («Соцпроф»), «Единство», «Справедливость», Союз военнослужащих «Щит» и некоторые другие.
На фоне процесса появления новых профсоюзов велась работа по модификации старых. На базе ВЦСПС (прежде всего материальной и организационной) весной 1990 г. по решению Политбюро ЦК КПСС чисто аппаратным способом без всякой инициативы снизу была создана Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Она объединила 40 отраслевых союзов и 65 млн. членов – практически всех наемных работников в СССР, а после его распада – Российской Федерации.
ФНПР получила «по наследству» от ВЦСПС имущество стоимостью, по разным оценкам, в 6 — 7 миллиардов долларов, в которое вошли около 1500 гостиниц, санаториев, домов отдыха, учебных комплексов и строительных предприятий. В дальнейшем значительная часть этого имущества была продана или перешла по другим основаниям различным коммерческим структурам. ФНПР стала инвестором строительства заводов по розливу минеральной воды в Ессентуках, Железноводске и Сочи, учредителем страховой компании «РОСНО», коммерческого банка профсоюзов Москвы и банка «Солидарность» и др.
ФНПР — самое крупное общественное объединение России, в которое на 2013 год входило 46 общероссийских отраслевых и 78 территориальных объединений профсоюзов, в них состоит более 22 млн человек[26].
Многочисленность федерации, обеспеченная минимальной добровольностью вступления, и то, что она является крупнейшим после государства владельцем недвижимости не компенсируются крайне низкой активностью в защите трудовых прав. Эксперты отмечают, что сегодня профсоюзы ФНПР поменяли зависимость от государства на зависимость от работодателей, да и по отношению к государству выступает максимально сервильно.
В альтернативных профсоюзах намного меньше людей и ресурсов для своей деятельности, но они активно действуют, зачастую вступая в откровенную конфронтацию с властями и работодателями. Основными формами их деятельности остаются забастовки (в том числе и общероссийские), блокирование дорог, захват предприятий и т.д. Можно вспомнить две крупные забастовки рабочих последнего времени - на заводе АвтоВАЗ в Тольятти и на заводе «Форд» в Ленинградской области.
Наиболее активны сегодня профсоюзные объединения «Защита труда», Сибирская Конфедерация Труда, Объединение социальных профсоюзов («Соцпроф»), Всероссийская Конфедерация Труда, Федерация профсоюзов авиадиспетчеров и другие.
Зафиксировав права и обязанности объединений трудящихся, государство только через 6 лет подошло к подобной задаче в отношении другой стороны трудовых отношений — работодателей. 27 ноября 2002 г. был принят федеральный закон «Об объединениях работодателей»[27], зафиксировавший их институализацию в форме некоммерческих организаций, построенных на территориальной, отраслевой или смешанной основе.
В качестве примера всероссийских корпоративно-отраслевых союзов можно назвать организации, представляющие интересы крупнейших народно-хозяйственных комплексов (топливно-энергетического, военно-промышленного, агропромышленного, банковского бизнеса), армии, ученых, журналистов и др. Союз нефтегазопромышленников России, имея разветвленную сеть представительств в различных структурах (вплоть до палат Федерального собрания), активно лоббирует интересы тружеников своей отрасли Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики (РаЭл). Среди корпоративных структур военно-промышленного комплекса (ВПК) наиболее известны Лига содействия оборонным предприятиям и Союз оружейников России. Более двух десятилетий существуют Союз лесопромышленников, Российский союз строителей, Российский союз химиков, активно лоббирует интересы своей отрасли
Часть агропромышленного комплекса, которая ориентирована на коллективное хозяйствование, имеет в качестве своей представительной структуры Агропромышленный союз России. Сторонники фермерского хозяйствования объединены в Ассоциацию крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).
Наиболее влиятельными в политической сфере корпоративными структурами бизнеса в России являются существующий вот уже третье десятилетие Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединение малого и среднего бизнеса «Деловая Россия» и ассоциация малого бизнеса Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА).
Старейшей структурой объединения в сфере торговли России по праву считается Торгово-промышленная палата, созданная как Всесоюзная торговая палата еще в мае 1932 г.
Не претендуя на показ всей специфики деятельности этих союзов, отметим их общую устремленность на создание партнерских отношений с государством, во многом напоминающих старую советскую систему государственного заказа.
Ассоциация приватизированных и частных предприятий, созданная ныне покойным Е. Гайдаром, напротив, стремится ограничить излишнее вмешательство государственной бюрократии в дела частного бизнеса.
Сходных позиций придерживаются и другие объединения бизнесменов и работников новых для России форм собственности и хозяйствования: Ассоциация совместных предприятий, Ассоциация российских банков, Российский союз автостраховщиков, Российский биржевой союз, Российский союз туриндустрии и др.
Конечно, общее число подобных организаций на несколько порядков больше, и мы, называя некоторые из них, прежде всего ориентировались на их известность и определенную политическую ангажированность.
Сегодня корпоративные группы получают все большую весомость, социально-экономическую значимость в условиях современной России. От их притязаний во многом зависят важнейшие социально-политические решения в стране. Государство, прекрасно понимая значимость подобных ассоциаций, ведет с ними постоянный диалог, используя различные формы участия. При правительстве России действуют Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, Совет по развитию лесопромышленного комплекса, ряд других консультативных органов, в которых представлены все крупнейшие корпоративные объединения. Показательно и то, что в руководстве подобных ассоциаций уверенное большинство занимают бывшие руководители министерств и ведомств.
Еще одним кластером корпоративных объединений являются творческие союзы (писательские, композиторские, театральные, журналистские и т. п.) и объединения ученых по отраслям научного знания (академии, ассоциации, общества).
Следует отметить, что если в 1990-х гг. высокую степень политико-корпоративной организованности демонстрировали военно-корпоративные структуры (движение «Венные за демократию», Всеармейское офицерское собрание, резко оппозиционный власти Союз офицеров, Ассоциация работников правоохранительных органов, Всероссийское движение в поддержку армии, военной науки и оборонной промышленности и др.), то сегодня их политическая (и общественная) активность значительно снизилась, что объясняется экспертами встроенностью многих силовых структур в реальные структуры власти и решением их проблем непубличным путем.
Кроме отраслевых корпораций интересы тех или иных групп населения отражают территориально-корпоративные объединения. Они существовали и в прошлом — в виде так называемых землячеств, имевших большое политическое значение как латентные силы еще в советский период нашей истории. В 1990-е гг. они институилизировались в межрегиональные ассоциации экономического развития («Сибирское соглашение», «Большой Урал», «Большая Волга», «Дальний Восток» и др.). Создание такой новой административной единицы, как федеральные округа, минимизировало лоббирующую сущность межрегиональных ассоциаций и привело к их фактическому вымиранию.
Специфической формой корпоративных объединений сословно-территориального типа являются войсковые казачьи общества. Они также взяты под эгиду государства, что, в частности, выражается в том, что назначение атаманов и присвоение званий казачьих атаманов осуществляются указами президента РФ.
Контрольные вопросы и задания: