Глава 1. основные аспекты социальной политики государства

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский государственный индустриальный университет

(ФГБОУ ВПО МГИУ)

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
  по дисциплине «Экономическая теория»
  на тему «Социальная политика государства»  
 
Группа  
Студент ________________ C. Н. Морозова
Руководитель проекта, Кандидат экономических наук, доцент ________________ О. Л. Петрякова
ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, Доктор экономических наук   Л.С. Гребнев
Оценка работы ________________ _______________
Дата   «___»___________
Москва, 2011  

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение3

Глава 1. Основные аспекты социальной политики государства5

1.1 Понятие социальной политики, ее субъекты, задачи и приоритеты. Основные принципы разработки социальной политики, функции и модели5

1.2 Социальные модели и основные показатели11

1.3 Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике15

Глава 2. Социальная политика России на современном этапе развития18

2.1 Развитие России в социальной сфере 18

2.1.1 Политика в области доходов18

2.1.2 Политика в области занятости21

2.1.3Улучшение жилищных условий населения23

2.1.4Анализ демографической политики26

Заключение28

Список используемой литературы29

ВВЕДЕНИЕ.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Социальная политика государства является неотъемлемым элементом современной системы государственного регулирования экономики. Её существование и развитие обусловлено необходимостью сглаживания социальных проблем в рыночной экономике и постепенным усилением социальной ориентации современного общества.

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.

В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия.

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:

- изучение основных аспектов социальной политики государства;

- анализ современной социальной политики России;

- ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

1.1. Понятие социальной политики, ее субъекты, задачи и приоритеты. Основные принципы разработки социальной политики, функции и модели.

Социальная политика - это разрабатываемый и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данном социальном пространстве (страна, регион, город, предприятие).

В качестве субъектов социальной политики могут выступать:

· Государство в лице федеральных и региональных органов власти;

· Органы местного самоуправления;

· Общественные организации;

· Политические партии;

· Благотворительные организации;

· Частные лица, выдвигающие инициативы и реализующие их.

Основной проблемой во взаимоотношениях федеральных и региональных органов власти является разграничение полномочий. Негативными последствиями этого являются управленческое иждивенчество и игнорирование местных особенностей.

Главная цель осуществления любой социальной политики - это гармонизация общественных отношений (регулирование деятельности системы пенсионных фондов, органов здравоохранения, общественных организаций и т.п.). Поэтому в качестве основных задач социальной политики можно отметить предотвращение резкой социальной дифференциации, смягчение и снижение конфликтных отношений между гражданами, а также ликвидацию негативных экономических, социальных, культурных и др. факторов, ведущих к депривации отдельных групп или населения в целом.

Таким образом, социальная политика направлена на создание условий для развития экономической самостоятельности населения, предотвращение имущественной дифференциации. Поэтому на сегодняшний день приоритетными направлениями развития социальной политики являются:

· Повышение уровня жизни и доходов населения;

· Социальная поддержка и защита семьи, материнства и детства;

· Социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей и инвалидов;

· Поддержание и развитие системы образования;

· Совершенствование системы здравоохранения;

Реализация комплекса мер по профилактике девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, суицид и др.).

Основные принципы разработки социальной политики:

А) Выделение приоритетов включает в себя принятие социальной доктрины общества, определение социальных целей и разработку мер по социальной защите «групп риска».

Социальная доктрина предполагает определение стратегических целей социальной политики. Это четкое обозначение национальных интересов, которые соответствовали бы перспективным целям страны (например, концепция национальной безопасности), выделение среди главных национальных интересов первоочередных, от реализации которых в первую очередь зависит национальная безопасность, выживание нации, выделение первоочередных социальных ресурсов.

Определение социальных целей подразумевает разделение их на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и их согласование. Учет наличных ресурсов.

Б) Разработка комплексных целевых программ (направлений).

В) Системный анализ целевых программ (уточнение приоритетов, ресурсное обеспечение, определение ответственности и технология реализации этих целевых программ).

Любая социальная политика призвана выполнять следующие функции:

· Выражение и защита интересов социальных слоев и групп общества;

· Оптимальное разрешение противоречий, существующих в социальной сфере;

· Управление и руководство социальными процессами, к примеру миграционными.

· Социализация личности, содействие ее развитию как самостоятельного и социально активного субъекта;

Прогнозирование развития социальных процессов. В этой области возникает необходимость создания и использования социальных технологий. Поэтому необходимо развивать технологическое звено - социальных технологов (социальных работников).

Cоциальная политика - это деятельность государства и/или общественных институтов, связанная с отношениями между социальными группами и общностями по поводу условий создания и распределения общественного продукта, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности указанных групп населения с долговременными интересами и целями общества.

Основной целью социальной политики является обеспечение динамичного развития общественно-политической системы путем создания трудоспособным гражданам условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью, а нетрудоспособным, социально уязвимым группам предоставление социальной помощи и поддержки.

Социальная политика включает в себя четыре основные части:

• создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;

• создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного зарабатывания гражданами средств на поддержание необходимого уровня жизни;

• создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления;

• организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной сферы, находящихся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления.

Выбор в качестве приоритетных тех или иных составляющих социальной политики означает не только соответствующий маневр ресурсами, направляемыми в различные отрасли социальной сферы, но и обусловливает социальные гарантии со стороны общества, которые оно дает своим членам по поводу обеспечения их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики.

Сочетание этих элементов социальной политики в ее конкретных мероприятиях, осуществляемых государством или другими субъектами, придает определенное своеобразие социальной политике отдельных государств, выражающееся в ее различных моделях.

Рассмотрим некоторые модели социальной политики, применявшиеся в различных странах в последние десятилетия.

Подмоделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обусловливающими ее экономическими факторами.

В директивной экономике нашей страны и других социалистических стран реализовывалась так называемаяпатерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Патернализм выступает как модель, при которой центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным.

На первый взгляд, государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на «высшую инстанцию» в решении всех социальных проблем.

Еще одна характерная черта патерналистской модели - жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием этого явилась не только непомерная для государства «ноша» в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Следующей моделью социальной политики, получившей распространение в индустриально развитых странах, является концепция«государства всеобщего благосостояния».

В основе концепции «государства всеобщего благосостояния» лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Исторически концепция «государства всеобщего благосостояния» формировалась в периоды экономических и политических потрясений, когда государство берет на себя все управленческие функции, включая социальную сферу, минимизируя при этом действия рыночных факторов. Это, в свою очередь, обеспечивало гарантию общедоступности социальных благ и услуг, причем критериями доступа к указанным благам становилось гражданство как право каждого гражданина получить социальную поддержку и защиту со стороны государства.

Следует отметить, что эта концепция выполняла функции не только социального амортизатора (например, в виде поддержки безработных, программ занятости, переподготовки и профессиональной ориентации лиц, потерявших работу, и т.п.), но и функции существенного улучшения качества рабочей силы, что стало особенно актуальным в условиях разворачивающейся в эти же временные рамки научно-технической революции. Еще одна важная функция концепции «государства всеобщего благосостояния», обеспечившая широкую поддержку данной социальной модели - предоставление социальных гарантий в старости и в экстраординарных случаях.

Если концепция «государства всеобщего благосостояния» получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран, то концепция«социального рыночного хозяйства» наиболее полно была реализована в ФРГ.

Сущность концепции «социального рыночного хозяйства» заключалась в признании примата экономической свободы предпринимателя и отрицании административного вмешательства в экономику, поскольку именно рыночная свобода создает экономические, ресурсные предпосылки для достижения социальных целей.

На основе развития чисто рыночной экономики западногерманское государство развернуло целую систему социальных амортизаторов, не позволяющих любому гражданину опускаться ниже установленной черты бедности. Но при этом государство старается не брать на себя выполнение таких социальных задач, которые под силу самим гражданам.

Социальная политика, осуществляемая на основе концепции «социального рыночного хозяйства», не лишена некоторых противоречий. Они заключаются в том, что, с одной стороны, сохраняется рыночный характер предоставления большинства социальных услуг. Это позволяет обеспечивать суверенитет потребителя данных услуг, поддерживать конкуренцию между отдельными организациями и учреждениями социальной сферы. В то же время, осуществление государственных социальных программ потребовало создания значительного бюрократического аппарата со всеми присущими ему проблемами неэффективности, отчуждения, низкой степени ответственности за осуществляемую работу.

«Социальное рыночное хозяйство» представляет собой относительно более рыночную, чем концепция «государства всеобщего благосостояния» модель социальной политики. Причем на протяжении уже почти пятидесяти лет основные постулаты «социального рыночного хозяйства» сохраняются в практически неизменном виде.

В русле либеральных экономических воззрений находитсярыночная модель социальной политики. Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение, во-первых, в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей.

В процессе разгосударствления происходит диверсификация социальных учреждений по формам собственности, условиям предоставления услуг, нацеленности услуг на определенные группы населения.

Вторая основополагающая идея рыночной модели социальной политики - ее селективность, избирательность, ориентация на четко определенные группы населения или на отдельные типичные жизненные ситуации, требующие помощи со стороны государства. Таким образом, государственная социальная политика складывается как бы из двух частей, в зависимости от того, к какой группе членов общества она применяется. Для трудоспособных граждан помощь государства сводится к созданию условий для повышения их трудовой активности и развитию самопомощи. Социальная же помощь со стороны государства или других общественных институтов оказывается гражданам лишь по причинам болезни, несчастного случая, старости и безработицы.

Третья черта рыночной модели социальной политики - ее ориентация на традиционные ценности и социальные институты, такие как семья, местные общины, некоммерческие организации.

Итак, подводя кратко итог отметим, что социальная политика включает 2 основные функции: экономическую, т.е. стимулирующую экономическую деятельность, и стабилизирующую (социальную), направленную на сохранение стабильности в обществе, чтобы существующий порядок воспринимался как справедливый. Рассогласование этих функций приводит к «маятниковой» социальной политике.

«Жесткая» модель социальной политики направлена на стимулирование экономически активного населения и предполагает:

· снижение налогов на доход;

· свертывание социальных программ;

· повышение уровня безработицы;

Такая модель социальной политики была характерна для политики Р. Рейгана в С.Ш.А в 1980-ые годы. Ее последствиями были стабилизация доллара, экономический рост, сбалансированный бюджет.

«Мягкая» модель социальной политики направлена на:

· снижение социальной напряженности, «подтягивание» низших слоев населения;

· повышение налогов на доход;

· увеличение расходов на различные социальные программы;

Эта версия социальной политики была популярна в 1960-1970-ые годы в С.Ш.А. и привела к дефициту государственного бюджета, инфляции и социальному иждивенчеству.

Наши рекомендации