Макро - и микроинструменты региональной политики
По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования делятся на 2 группы:
1. Общеэкономические регуляторы (макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях. Для стимулирования экономического роста и поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель - поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальных и внешних рынках.
2. Регуляторы адресного воздействия. Они применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики.
Существуют два главных направления воздействия:
Первое направлено на труд: переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые кредиты для создания новых рабочих мест.
Второе направление связано с воздействием на капитал: инвестиционные гранты, субсидии, скидки.
Проблемы регионального развития:
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ;
- неоднородность российских регионов и проблема территориальной справедливости;
- внутренняя геополитика (пограничные проблемы, проблемы единства страны);
- внутренняя геоэкономика (размещение производительных сил, депрессивные регионы);
- проблемные регионы (Север, Кавказ, Дальний Восток и др.);
- снижение плотности населения натерритории страны;
- миграционные процессы;
- бюджетные и налоговые проблемы.
11.Государственный сектор и государственная собственность в РФ: сущность, масштабы и механизм управления.
1. История развития государственного сектора в России.
2.Сущность и масштабы государственного сектора экономики в современной России.
3. Механизм управления государственным сектором экономики в РФ.
4.Тенденции в развитии и проблемы в управлении государственным сектором РФ.
5. Проблемы в управлении государственной собственностью в связи с разграничением полномочий между федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями.
История развития государственного сектора в России.
Государственный сектор развивается на базе государственной собственности. В России с 10 по 20 века преобладающей формой собственности была государственная и общинная, при более слабом развитии частной собственности. В конце 19 века появилась также корпоративная форма собственности. На протяжении длительного периода основным субъектом собственности оставалось государство. Следует отметить, что такая особенность в развитии экономики России характерна на протяжении всех периодов ее существования.
В Киевской Руси государственная собственность вначале возникла из дани, которая называлась полюдье. Постепенно дань превратилась в подать,взимаемую в пользу князя, государства. Широкое распространение получает торговля. Ключевая роль в ней принадлежала князю и его дружине. Впоследствии возникает вотчинное земледелие, в том числе и княжеское. Княжеская и государственная собственность в этот период почти не различаются. Особую роль в системе общественного воспроизводства в рамках государственной собственности играют черносошные (свободные) крестьяне. Они платили дань и выполняли различные натуральные повинности в пользу верховного собственника этих земель - великого князя.
Другим важным элементом в этот период был общинный сектор, который сочетал в себе сельскохозяйственный труд и ремесло. Он сохранился в России вплоть до 20-х годов 20 века.
Мануфактурный период
В конце ХVII - начале ХVIII вв. государственный сектор сыграл особую роль в модернизации экономики России. Следует отметить, что первыми крупными государственными предприятиями были военные. Казенные мастера-оружейники жили в окруженной крепостной стеной части города, освобождались от всех податей и повинностей, но за это должны были выполнять государственные заказы по изготовлению стрелкового и холодного оружия. В XVII в. началось создание казенных мануфактур. Одна из первых мануфактур — Пушечный двор в Москве. В 30-х гг. XVII в. здесь числилось 130—140 работников разных специальностей — литейщиков, кузнецов, паяльщиков, плотников. Оружейная палата в Москве производила стрелковое и холодное оружие, в ней было занято более 300 мастеров-оружейников. На базе Кадашевской слободы возникла казенная ткацкая мануфактура - Хамовный двор. Голландский купец Андрей Виниус со своими компаньонами, тоже голландскими купцами, построил под Тулой восемь железоделательных заводов. Иностранных мануфактур было много: бумажная, стекольная, доменная и др. Они были полугосударственными – государство обеспечивало их сырьем и покупало готовую продукцию.
Для управления имуществом царского двора в XVI в. был создан Дворцовый приказ. Возникли полотняные мануфактуры. При этом следует отметить, что полотно для царского двора изготовлялось жителями дворцовых слобод и сел: Кадашевской слободой под Москвой, Тверской хамовной слободой, двумя селами Ярославского уезда. Фактически Дворцовый приказ размещал государственный заказ у частных лиц. Но при этом они пользовались льготами: освобождение от государственных повинностей, выдача бесплатного продовольствия и определенной денежной суммы.
Создание мануфактур европейского типа также происходило под руководством государства: оно занималось подготовкой рабочих, осуществляло поставки оборудования, готовило специалистов, давало различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки. В результате этих мероприятий количество мануфактур увеличилось в 5 раз и составило 205 предприятий, а Россия заняла 3-е место в мире по выплавке чугуна.
Интересны методы стимулирования государством производства продукции высокого передела, производимой российскими предприятиями. Таможенные пошлины на такую продукцию были дифференцированными: 75%- сырьё и полуфабрикаты; 3-6%- готовая продукция; 1-3%- вывоз на собственных, построенных в России судах.
Сохранялась также государственная монополия на производство и сбыт таких товаров как соль, лен, пеньки, сало, икра, хлеб, воск, щетина, вино.[92]
Создаваемые казенные заводы и фабрики передавались в управление царским чиновникам. Петр I поддерживал все виды предпринимательской деятельности, если они способствовали развитию государства. Торговля и различного рода промыслы были источником пополнения государственной казны. Поучителен пример влияния государства на предпринимательскую деятельность. Крупные предприятия отдавались в управление купцам, но с определенным условием – они должны были преумножить полученное в управление дело, иначе их подвергали крупному штрафу.
Таким образом, исторические данные свидетельствуют о том, что развитие крупного производства фактически было инициировано государством, а все остальное хозяйство страны носило в основном ремесленный и мелкотоварный характер.