Необходимость и сущность экономического регулирования

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Необходимость и сущность экономического регулирования.

2. Типы экономического регулирования.

3. Альтернативные подходы к определению характера и роли государственного регулирования макроэкономики.

Изучение темы начинается с выяснения объективной необходимости регулирования национальной экономики, его основных целей. Изучаются типы макроэкономического регулирования: рыночное саморегулирование, государственное и смешанное регулирование, их роль, достоинства и недостатки. Выясняются основные направления экономической деятельности государства и их максимально доступные границы. В этой связи анализируются альтернативные подходы к определению характера государственного регулирования экономики и его роль. С учетом развития рыночных отношений в нашей стране раскрываются некоторые важные вопросы по осуществлению экономической реформы.

Необходимость и сущность экономического регулирования

Как известно, национальная экономика любого общества представляет собой сложную систему с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами:

- хозяйствующими субъектами;

- ресурсами, которыми располагает страна;

- объемами их распределения между экономическими субъектами;

- объемами производства данных субъектов;

- частями национального продукта, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления и др.

Важное значение для макроэкономики имеет воспроизводственная и отраслевая структура национального продукта.

К воспроизводственной структуре относят деление общественного продукта в зависимости от функционального назначения его частей. Отраслевая структура производства отражает систему распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности.

Национальная экономика, ее целостность базируется на общественном разделении труда, которое делает взаимосвязанными все крупные сферы экономики, отрасли производства, территориальные подразделения (регионы) страны. Постоянно укрепляющиеся взаимосвязи между звеньями общественного разделения труда создают макросистему, органически соединяющую все материальное и нематериальное производство в единую систему.

Для динамичного развития национальной экономики, как единой системы, необходимо соответствие между ее элементами, сбалансированность в использовании ограниченных производственных ресурсов и их распределении между различными членами общества.

Непременным же условием нормальной жизни общества является достижение макроэкономического развития, такого состояния национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос.

Для установления и поддержания такого равновесия нужен общественный регулятор экономики, призванный уравнивать все макроэкономические структуры и обеспечивать экономическое развитие.

В экономической литературе макроэкономический регулятор (иногда называют «хозяйственный механизм») определяют как общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства[1]. Он выполняет следующие функции:

1) объединяет все хозяйство нации в единую систему;

2) направляет деятельности всех низовых звеньев экономики;

3) распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями;

4) стимулирует высокоэффективное предпринимательство.

Как было отмечено, объектом макроэкономического регулирования выступает национальная экономика в целом. А поэтому целью такого регулирования являются национальные интересы, которые сводятся к обеспечению устойчивого и эффективного развития экономики, повышению благосостояния всего населения страны.

Структуру хозяйственного механизма можно представить с точки зрения набора образующих его элементов:

1. Определенных форм хозяйствования;

2. Соответствующих принципов и методов регулирования;

3. Информационного комплекса регулирования;

4. Аппарата регулирования и контроля за ходом производственного процесса. Макроэкономический регулятор составляет единую, целостную систему, где комплексное взаимодействие всех образующих его элементов служит условием эффективного функционирования национального хозяйства.

Естественно, такой регулятор макроэкономики начинает действовать в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создает развитое товарное производство и рынок.

Таким образом, постоянные и сознательное регулирование национальной экономики представляет собой одну из объективных общественных тенденций современного экономического развития. В странах с развитыми рыночными отношениями ныне выработана целая система форм и методов воздействия на экономику, опыт использования которых представляет непосредственный интерес для всех стран.

В историческом плане, в мировой практике, сложились три типа регулирования национальной экономикой: рыночный, государственный, смешанный.

Рассмотрим в общих чертах каждый из них.

Наши рекомендации