Нашествие Чингисхана в Среднюю Азию и Казахстан
Путь к дальнейшим завоеваниям Чингисхана Восточной Европы и Передней Азии лежал через Казахстан и Среднюю Азию.
В своих отношениях с тюркскими народами Чингисхан активно использовал дипломатию под лозунгом объединения всех кочевников Центральной Азии, их консолидации в единую империю. Нередко это приводило к заключению союзнических отношений, сопровождавшихся династийными браками.
В период возвышения Чингисхана его главными противниками были уйгуры, кереиты найманы, меркиты. С уйгурами монголы установили союзнические отношения. Владетель карлуков в Каялыке Арслан-хан в 1210–1211 гг. добровольно подчинился монголам, вторгшимся в Семиречье. А в 1217 г. правитель карлукской области Алмалык Бузар также стал вассалом Чингисхана. Присоединившиеся к монголам уйгуры, карлуки, часть найманов, кыпчаков и других тюркских племен воевали на их стороне.
Осуществить вторжение Чингисхан решил через долину реки Или, где располагались богатые города, которыми правил хан найманов Кучлук, считавшийся врагом Чингисхана. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним военачальником Жебэ-нойном. В 1218 г. отряды Жебэ вместе с отрядами Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичные богослужения, запрещенные ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Население Семиречья приняло монголов как избавителей от гонений хана найманов Кучлука на мусульман. Сам Кучлук не сумев организовать сопротивление, бежал в Среднюю Азию, был настигнут монголами в Бадашхане и убит.
В 1218 г. без боя сдался монголам город Баласагун. Его жители открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык («хороший город»). Желая привлечь народ Семиречья на свою сторону, Чингизхан запретил грабежи и резню в этом крае.
Захват Восточного Туркестана и Семиречья, через Южный Казахстан, открыл монголам путь в Среднюю Азию, где существовало сильное государство Хорезм.
Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра. Хорезм объединял земли собственного Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Южного Казахстана. Однако уязвимым местом в государстве было всесилие кипчакской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппаратах.
Мать Хорезмшаха Мухаммеда Теркен Хатум происходила из кипчакского рода и обладала огромным влиянием при дворе. Пользуясь этой поддержкой, она фактически организовала и возглавила оппозицию своего сына. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием. Теркен даже организовала выступления кипчаков против Хорезмшаха в 1216 г. Это восстание возглавил ее племянник Каир-хан. Кипчаки потерпели поражение, однако, Теркен Хатум не только не позволила наказать Каир-хана, но даже настояла на передачу ему города Отрара.
Встревоженный вестью о победах монголов Хорезмшах Мухаммед отправил своих послов в Монголию. Вслед за этим в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Следовавший за посольством торговый караван из 450 человек и 500 верблюдов, везший огромные ценности и подарки, остановился в Отраре. Каир-хан заподозрил купцов в шпионаже, приказал их казнить, а караван разграбить. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Каир-хана, но Хорезмшах, боясь гнева кипчакской знати, отказался. Более того, Мухаммед приказал казнить послов, чего монголы простить не могли. Это событие в истории получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии.
В сентябре 1219 г. 150-тысячное войско Чингисхана начало свой поход от Иртыша. 111 тысяч его воинов было монголы, остальные — уйгуры и карлуки. Чингисхан направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Шагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каир-хан с 80-тысячным войском 5 месяцев держал оборону города. Зная, что монголы не пощадят его, он защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников Караджа ускорила падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Каир-хан казнен. Отрар пал в феврале 1220 г., население было изгнано из разграбленного города, цитадель разрушена, а стены срыты.
Для завоевания городов в нижнем течении Сырдарьи Чингисхан направил своего старшего сына Джучи. Города оказали монголам упорное сопротивление. Отряды Джучи, совершившие походы по Сырдарье, весною 1220 года подошли к Сыганаку. Город оборонялся 7 дней. После взятия Сыгнака население и город были уничтожены. За короткий срок монголам подчинились города Узгенд, Жент, Барчынлыгкент.
Путешественник Плано Карпини, проследовавший через Южный и Юго-Восточный Казахстан в 1245–1247 гг., отметил, что в низовьях Сырдарьи он увидел «бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений». Вместе с городами уничтожались ирригационные системы, вытаптывались посевы, гибли окрестные земледельческие оазисы. Многие жители погибли, другие попали в плен, третьи бежали, рассеявшись в разные стороны.
В начале 1221 года монгольские отряды подступили к столице Хорезма – Ургенчу, который был взят после 5 месячной осады. Хорезмшах бежал в Иран. К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Монголы захватили территории Ирана, Афганистана, Северной Индии. Для преследования Хорезмшаха Чингисхан отправил крупный отряд во главе с военачальниками Жебэ и Субэдэем. 30-тысячный монгольский корпус под их командованием из Ирана вторгся на Кавказ, разгромив армян и грузин.
Через Кавказ монголы отправились в Дешт-и-Кипчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кипчакских племен. Кипчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в 1223 году. Из-за несогласованности действий союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад на соединение с основными силами. В 1224 г. Чингизхан через степи Казахстана вернулся в Монголию.
Таким образом, в 1219–1224 гг. в результате завоевательной политике монголов территория Казахстана вошла в состав монгольской империи. Хотя кочевые племена оказывали монголам сопротивление, но местная знать поступала к ним на службу. Рядовые кочевники были использованы для формирования новых «сотен» и «тысячников» монгольской армии.