Этническое самосознание белорусов
Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Носителями этнического самосознания могут быть и отдельные представители общности, и какая-то ее часть, и общность в целом. Формирование этнического самосознания происходит по мере становления общности и развития ее самобытных черт. Этическое самосознание может быть либо на стадии зарождения, либо на стадии развития, либо на стадии зрелости, когда общность выступает активным субъектом общественных отношений. Формирование этнического самосознания каждого отдельного индивида происходит в процессе его взаимодействия с другими представителями общности. Усваивая с момента своего рождения присущие его окружению феномены сознания и стереотипы поведения, индивид постепенно приходит к осознанию своей принадлежности к данной общности и своего подобия другим ее представителям. Уровень самосознания общности является важнейшим показателем ее развития. Внешней формой, проявления этнического самосознания общности выступает ее самоназвание (этноним).
Надо заметить, что осознание белорусами себя в качестве особой общности и утверждение их самоназвания происходило с некоторой задержкой по отношению к процессу формирования самой общности. Такое явление в науке считается нормальным. Как мы помним, в период Древнерусского государства население будущих белорусских земель осознавало свою принадлежность к Руси и потому именовало себя «рускими»,
«русинами», «русичами» или «руськими людьми». И после образования белорусского этноса его представители еще достаточно долго продолжали называть себя «рускими», и свой язык руским. К примеру, восточнославянский первопечатник уроженец Полоцка Ф. Скорина к своим соотечественникам обращался со словами «Братия моя Русь»; свой перевод Библии на родной язык (1519) он озаглавил «Бивлия руска», а в общем предисловии к ней он снова называет ее «Бивлия рускаго языка». Практически с момента возникновения Великого княжества Литовского жители белорусских земель отличали себя от других народов — немцев, поляков, литовцев. Позже, уже в XV—XVI вв., белорусские «русины» стали отличать себя и от жителей Московского государства, называя их «московитами». При этом свой язык они продолжали считать русским, а их — московским. Только в конце XVI — начале XVII в. этноним «русины» трансформировался в название «белорусцы», которое в свою очередь в XIX в. вытесняется этнонимом «белорусы».
Европейские народы — немцы, русские, поляки и другие — в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой называли белорусов «литвинами». В XIV—XV вв. так именовали себя жители западных земель Беларуси (нынешней Гродненщины) и востока Литвы. Следовательно, изначально термин «литвины» был этнонимом. В XVI в. и особенно XVII в. названия «литвины», «Литва» — уже не в качестве этнонимов, а как политонимы — распространяются на весь белорусский этнос. Они употреблялись применительно к населению белорусских земель вплоть до ХГХ в., а затем слова «литовцы», «литва» становятся названиями только соседнего балтского народа и его земли. В этом значении они употребляются и поныне. Что касается этнонима «литвины», то им продолжают иногда именовать себя потомки упомянутой выше особой этнической группы, существовавшей в составе Великого княжества Литовского. И современной литературе их называют белорусами-литвинами, в отличие от белорусов-русинов [29].
Осознание самобытности новой общности и своей принадлежности к ней поначалу происходит в среде ее наиболее образованной части. Это находит свое выражение в росте интереса ее представителей к прошлому, настоящему и будущему своего отечества, в появлении чувства любви к родному краю, в заботе о сохранении и приумножении духовной культуры своего народа. Все эти формы проявления самосознания белорусской общности с необычайной силой дали о себе знать во времена Великого княжества Литовского, прежде всего в среде горожан, купечества, православного духовенства. Они получили свое отражение в белорусских летописях, произведениях литературы и сочинениях общественно-политической мысли. Идеи патриотизма, достоинства своего народа, гордости за свою Родину стали доминирующими в творчестве Николая Гу-совского, Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тя-пинского и других отечественных мыслителей. В период Речи Посполитой, когда стала набирать силу польско-католическая экспансия, национальное самосознание белорусов свое проявление получило в виде неравной борьбы за религиозную свободу для православного населения. Наиболее активными участниками сопротивления экспансионистским устремлениям, имевших целью ополячить белорусов, лишить их самобытного этнокультурного облика, явились Стефан Зизаний, Мелетий Смот-рицкий, Афанасий Филиппович, Георгий Конисский и другие религиозные деятели. Можно сказать, что в это время происходит окончательная славяно-русская, или славяно-православная, самоидентификация белорусской общности.