Методическая служба образовательной организации инновационного типа

Совершенно с иных позиций рассматривается методическая работа, или, в данном случае, - деятельность, при организации методической службы инновационного вида, устроенной по функциональному принципу.

Разработчики данной модели исходили из того, что педагоги, являющиеся субъектами педагогической практики, испытывая затруднения в своей работе, вначале пытаются преодолеть их самостоятельно или с помощью своих коллег – тоже педагогов. В случае же, когда такой помощи оказывается недостаточно, они обращаются к науке – результатам труда ученых. При этом педагогу бывает очень непросто сориентироваться в мире многообразной научной литературы и найти ту книгу, которая сможет помочь ему в решении проблемы. С другой стороны, многие научные разработки оказываются малодоступными для практиков: язык монографий по педагогике, а тем более по педагогической или социальной психологии труден для восприятия и понимания. В итоге складывается ситуация, когда громадное богатство отечественной педагогической и смежных с ней наук (возрастной
и социальной психологии, физиологии и др.) оказываются невостребованными педагогами – практиками и остается достоянием библиотечных полок. В свою очередь, практика продолжает накапливать проблемы решать которые необходимо оперативно и профессионально. Образование сегодня уже не справляется с возложенной на него миссией - подготовкой выпускника, отвечающего запросам государства, общества, и его как личности.

Одной из причин, породивших описанную выше ситуацию, является фактическое отсутствие между практикой и наукой «пространства», опосредующего их взаимодействие. Это «пространство» должны занимать люди, обладающие способностями «войти» в пространство науки, отобрать необходимый для практиков научный продукт
и трансформировать его так, чтобы он стал доступен педагогам. Эти люди должны стать своеобразными переводчиками науки практикам. С другой стороны, люди, находящиеся в этом «промежуточном пространстве», должны обладать способностями и соответствующими средствами адекватно транслировать технологизированный ими научный продукт практикам. Мы считаем, эти люди – методисты, и место МС (методическая служба) именно в этом промежуточном пространстве.

Важным моментом в этом процессе является определение понятия - методическая служба, которое можно сформулировать следующим образом: совокупность различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов практики. МС – это коллективный субъект, призванный соединить науку с практикой образования.

Поэтому важным шагом является определение потребителей услуг МС. В первую очередь, потребителями услуг МС являются педагоги.

Среди актуальных потребностей педагогов необходимо выделить следующие:

1) повысить уровень профессионального мастерства как основание для достижения педагогических целей, адекватных новому социальному заказу, выраженному в требовании конкурентноспособности выпускника образовательной организации;

2) осуществить диагностику педагогических затруднений;

3) помочь в создании авторских разработок (отдельных курсов, его фрагментов);

4) предоставить информацию о новых достижениях педагогической и смежной с ней наук, а также информацию о достижениях педагогов – новаторов;

5) провести экспертизу создаваемых педагогами авторских разработок и оценить их; оказать помощь в описании индивидуального педагогического опыта с целью его дальнейшей трансляции другим педагогам, нуждающимся в подобных описаниях;

6) предоставить «место» для профессионального общения;

7) описать свой педагогический опыт;

8) внедрить новую технологию;

9) описать собственную педагогическую технологию;

10) провести и описать экспериментальную работу и т.п.

Вторую группу потребителей услуг МС составляют управленцы. В настоящее время главной задачей управленцев является необходимость преобразования учебного заведения с целью его адаптации к новым социально-экономическим условиям. Это
в свою очередь потребовало от них осмысления идей, на которых должно строиться учебное заведение, оформление их в концептуальные материалы, разработку стратегических проектов и программ преобразования учебного заведения и т.п. Таким образом, ведущая потребность управленцев состоит в разработке концепций, стратегических проектов и программ преобразования учебного заведения в качественно новый тип образовательного учреждения.

Прогрессивные руководители понимают, что качественное преобразование учебного заведения возможно только при наличии педагогического коллектива, согласного как по целям, так и по способам их достижений, коллектива, способного к инновационной деятельности, поскольку только через нее возможен переход в качественно новое состояние. Отсюда еще одна актуальная потребность – создание
в образовательной организации педагогического коллектива инновационного типа.

Третью группу потребителей услуг методической службы составляют ученые-педагоги. В последнее время они все больше озадачены созданием практико–значимого научного продукта, требующего экспериментальной проверки на площадках образовательных организаций, к тому же, ведение научной работы в образовательных организациях определено Законом об образовании в Российской Федерации.

Практика показала, что запросы ученых–педагогов состоят в следующем:

- получить помощь в экспериментальной проверке научного знания (совместной разработке программ эксперимента, критериев его диагностики, оформлении промежуточных и конечных результатов эксперимента и др.).

- внедрить апробированное научное знание в практику.

Таким образом, реальными потребителями услуг МС выступают педагоги, затем – управленцы и ученые.

Содержание потребностей этих трех групп субъектов образования является основанием при формулировке целей МС нового типа.

Цель в данном случае трактуется как осознанный образ предвосхищаемого результата будущей деятельности, а целеполагание как процесс постановки цели. Сущность его состоит в последовательном воспроизведении шагов, приводящих к постановке цели. Первый шаг – анализ ситуации на предмет выявления затруднений, которые испытывают ее субъекты в своей работе. Второй – выявление потребностей субъектов практики образования. Третий – формулировка, на основании выделенных потребностей, заказа к методической службе и, наконец, - постановка целей. При постановке целей необходимо учитывать следующие требования:

1. Конкретность и измеримость целей. Выражая свои цели в конкретных изменяемых формах, руководство МС создает четкую линию отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Сотрудники методической службы будут иметь ориентир для решения своих конкретных проблем. Так же будет легче определить, насколько успешно МС работает в направлении осуществления своих целей. Неопределенность и размытость в формулировке целей приводит и к соответствующему отношению к результатам деятельности МС.

2. Ориентация целей во времени. Следует точно определить
не только, что хочет осуществить МС, но также и когда должны быть достигнуты результаты. Цели обычно устанавливаются на длительные или короткие промежутки времени деятельности МС. Долгосрочные цели имеют горизонт планирования равный примерно пяти годам, а краткосрочные цели рассчитаны на один год.

Первые имеют, как правило, весьма широкие рамки, и они формулируются в первую очередь. Степень их конкретизации менее выражена, чем у краткосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже ее рамки и конкретнее содержание.

Последовательность в формулировке целей с учетом ориентации во времени представлена на рисунке 2.

ОБЩАЯ ИДЕЯ-МИССИЯ Степень абстракции достаточно высока. Для её достижения создается МС нового типа или преобразуется традиционная.  
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
  1. Носят абстрактно-конкретный характер.
  2. Отражают специфику развития конкретного учебного заведения.
l iBVBtre6jmPomVTjHikrfdIxSDda4A/VIVo1PZtSmfqIwoIZ5xrvIW46Az8oGXCmS+q+7xgIStR7 jeYss/k8XIIYzPObKQZwnamuM0xzhCqpp2Tcbvx4cXYWZNvhl7Kohjb3aGgjo9bB7JHViT7ObbTg dMfCxbiOY9WvP8H6JwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAOKkjnTfAAAACgEAAA8AAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxMj0FPg0AQhe8m/ofNmHizu0BqCmVpjKYmHlt68TbAFlB2lrBLi/56x5Me37yXN9/L d4sdxMVMvnekIVopEIZq1/TUajiV+4cNCB+QGhwcGQ1fxsOuuL3JMWvclQ7mcgyt4BLyGWroQhgz KX3dGYt+5UZD7J3dZDGwnFrZTHjlcjvIWKlHabEn/tDhaJ47U38eZ6uh6uMTfh/KV2XTfRLelvJj fn/R+v5uedqCCGYJf2H4xWd0KJipcjM1XgwaUsVTAt+jTQSCA2myTkBUGuIoWYMscvl/QvEDAAD/ /wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50 X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAA X3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAXVDZWC4CAABRBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAA ZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA4qSOdN8AAAAKAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACI BAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAJQFAAAAAA== ">
КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
  1. Носят конкретный характер.
  2. Учитывают возможности учебного заведения в ближайшем году.

Рисунок 2. Логическая цепочка формирования целей.

3. Достижимость целей. Чтобы служить повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, который обслуживает МС, ее цели должны быть достижимыми. Установление целей, которые превышают возможности либо из-за недостаточности научно-методического обеспечения, либо отсутствия подготовленных для методической работы кадров, приводит к нежелательным результатам. Так, если методическая служба, не имея в своем составе работников для оказания научной помощи педагогам (например, при разработке авторских учебных программ), ставит цель - обеспечить научное курирование педагогов, заранее обрекает себя на неуспех. Либо эта цель не будет достигнута, либо будет достигаться формально.

Цели станут значимой частью стратегического проектирования новой методической службы тогда, когда они будут сформулированы с учетом указанных выше требований, а также, если в процессе целеполагания примут участие сами работники методической службы – реальные воплотители их в жизнь. В ином случае цели могут оказаться непринятыми сотрудниками МС, и их достижение превратится в формальную процедуру.

В миссии выражена причина создания МС нового типа, в ней зафиксирован социальный заказ, аккумулирующий новые, образовательные ценности. Однако, как было указано выше, миссия задает лишь общие рамки деятельности службы, в то время как содержание работы невозможно без конкретизации. Конкретные цели могут быть сформулированы следующим образом:

- обеспечить анализ деятельности педагогов, ее фактологическое и нормативное описание (другими словами, - обеспечить технологическое оформление педагогического опыта);

- обеспечить рост педагогического мастерства педагогов;

- оказать помощь педагогам – новаторам в разработке авторских учебных программ, методических пособий, создании новых методик обучения и др.;

- оказать помощь педагогическим коллективам в организации и проведении социально-педагогических экспериментов, в оформлении их результатов, а также во внедрении их в учебно-воспитательный процесс;

- обеспечить педагогов информацией, необходимой для адекватного функционирования и развития учебно-воспитательного процесса;

- обеспечить педагогов критериями диагностики, экспертизы и аттестации их профессиональной деятельности, а также механизмами осуществления этих процедур.

Особое место в этом перечне целей МС нового типа занимает цель, исходящая из потребности руководителей образовательной организации, т.е. формировании педагогического коллектива инновационного типа. Без создания такого коллектива вряд ли можно рассчитывать на качественные изменения в подготовке конкурентоспособных выпускников. Оказание помощи руководству образовательной организации в создании педагогического коллектива, способного к инновационной деятельности - актуальнейшая цель современной МС.

Таким образом, отправной точкой в создании МС нового типа является осмысление вопросов - ради чего и во имя чего осуществляется преобразование традиционной методической деятельности. Практика работы показала: МС создается во имя развития образования, его перевода на развивающуюся парадигму; во благо педагогов, являющихся главными персонажами практики образования. Смысл преобразования методической службы сводится не только к процессу удовлетворения имеющихся потребностей педагогов, но и формированию у них новых потребностей, лежащих в основе развития профессиональной деятельности. Анализ рассмотренного материала позволяет сделать следующие выводы: методическая служба – это особого типа структура (организация) со своими специфическими целями и содержанием деятельности; цель и целеполагание – это два ведущих понятия данной части. Процесс целеполагания предполагает прохождение следующих этапов: анализ ситуации с выделением трудностей в работе педагогов и управленцев; фиксация их потребностей; определение заказа к методической службе; формулировка целей методической службы. Цели методической службы по степени их конкретизации могут быть представлены несколькими уровнями:

1) абстрактным, фиксирующим миссию или общую идею, замысел методической службы;

2) абстрактно-конкретным, учитывающим социальный заказ;

3) конкретным, исходящим из потребностей ее пользователей: педагогов, управленцев и других.

Формулировка целей методической службы должна осуществляться с учетом ряда требований: конкретности и измеримости, ориентации целей во времени и их достижимости.

«Цель» - это категория временная: в разные периоды методическая служба отдавала предпочтение тем или иным целям. Отличительной особенностью современной методической службы является инициирование и обеспечение процессов развития практики образования, поскольку только благодаря последним возможно «выращивание» в стенах образовательной организации качественно новую личность.

Процесс определения содержания деятельности МС сложный
и многомерный, однако, он облегчается применением деятельного подхода: определением содержания деятельности, исходя из спрогнозированных целей - «к содержанию через цели». Содержание нами представлено на уровне основных направлений деятельности. Особое внимание уделяется технологическому направлению.

Схема формирования содержания методической деятельности, представлена на рисунке 3.

Задания управленцев
Цели методической деятельности
Потребности педагогов
Методическая деятельность
Запросы учёных

Рисунок 3. Схема формирования содержания методической деятельности

Процесс определения содержания деятельности МС можно передать с помощью следующей логической цепочки, представленной на рисунке 4.

Анализ ситуации на предмет выявления затруднений в работе педагогов и управленцев
Фиксация потребностей педагогов и управленцев к методической службе
Формулировка заказа со стороны педагогов и управленцев к МС нового типа
Постановка целей МС, исходя из заказа практики

Рисунок 4 Логическая цепочка определения содержания МС.

Как видно из рисунка, содержание МС носит комплексный характер и включает 4 направления деятельности: технологическое, педагогическое, научное и управленческое. Технологическое направление – это собственная методическая деятельность, она является специфической для МС, остальные по отношению к ней находятся в обслуживающей функции.

Таблица 4. Направления деятельности МС нового типа

Направления деятельности МС нового типа Технологическая деятельность
Педагогическая Д.
Научная Д.
Управленческая Д.

Итак, содержание деятельности МС нового типа определяется четырьмя направлениями: технологическим, педагогическим, научным и управленческим.

Анализ содержания МС нового типа, позволил сделать следующие выводы:

· критериями адекватного отбора содержания деятельности МС выступают ее цели;

· содержание деятельности МС представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой направлений деятельности: технологической, педагогической, научной и управленческой;

· технологическая деятельность является ведущей в работе МС. Ее специфика состоит в феноменальном и нормативном описании опыта педагогов, работающих как в рамках традиционных, так и нетрадиционных технологий. Такое оформление опыта делает его технологичным и, по этому основанию, пригодным для трансляции
в деятельность других педагогов. Методист в этом случае помогает педагогу создать «копилку» его профессиональных достижений и сделать ее доступной как для других педагогов, так и педагогической культуры в целом;

· осуществление технологической деятельности требует от методиста особых профессиональных умений, которые у них сегодня отсутствуют. Овладение этими умениями должно стать первоочередной задачей в профессиональной подготовке методистов нового типа;

· методист – это «педагог педагогов». В различных формах он помогает педагогам найти выход из затруднений, повышая тем самым их профессиональный уровень, «наращивая» средственный арсенал педагогов и их профессиональные способности;

· МС включает и управленческую деятельность. Однако, в отличие от административной службы, которая обслуживает всю совокупность процессов, имеющих место в учебном заведении, МС управляет учебно-воспитательным процессом. Методисты, совместно с другими управленцами, занимаются стратегическим проектированием учебно-воспитательного процесса, его ресурсным обеспечением, контролем за соответствием деятельности всего педагогического коллектива (и отдельных педагогов), стратегическому проекту, а также организацией профессиональной жизни педагогов как внутри школы, так и вовне;

· появление новых целей МС породило и новое направление в ее деятельности – научное направление. Методисты поставлены перед необходимостью научного курирования работы педагогов по созданию авторских курсов (программ, пособий). Этот тип работы является для методиста новым и требует специальной профессиональной подготовки.

Традиционно методическая работа осуществляется в форме цикловых (предметных) комиссий и до определенного времени вполне соответствовала целям методической деятельности. Изменения целей МС влечет необходимость разработки нового его содержания, которое вступило в противоречие со старыми формами. Разрешение этого противоречия лежит в поиске новых, адекватных целям и содержанию МС, форм.

МС нового типа с ее полифункциональным содержанием в реальности представляет собой довольно сложную структуру, что является одной из причин, обуславливающих использование модели. Модель – это отражение реальных объектов или процессов, аккумулирующих
в себе наиболее существенные структурные элементы и связи этого реального объекта (процесса). Модель помогает более ясно увидеть, как может быть устроена преобразуемая реальность, в частности, - как должна быть устроена МС.

Структурно-функциональная модель МС представляет собой прогнозируемый объект аналогом, который ведет себя, как реальный объект.

Процесс построения модели показан на рисунке 5.

4. Выделение существенных элементов модели и системообразующих связей между ними.
5. Обсуждение модели в коллективе.
6. Внешняя экспертиза.
7. Корректировка программы.
1. Постановка   задачи
2. Определение цели, ради которой создается модель
3. Поиск оснований для распространения модели, в соответствии с целями

9.Совершенствование модели (достраивание и переконструирование).
8. Внедрение модели.

Рисунок 5. Процесс построения модели МС нового типа

Основные принципыпостроения МСнового типа представлены
в таблице 5.

Таблица 5. Основные принципы построения МС нового типа

№ п/п ПРИНЦИПЫ Методическая служба нового типа
1. Модель должна быть адекватна отражаемому объекту
2. Модель должна быть открытой, способной к любым изменениям
3. Модель должна быть реальной
4. Модель должна быть проверяемой на достоверность

В отличие от модели традиционной методической службы, построенной по «предметному принципу» (цикловые методические комиссии или объединения), предлагаемая модель создается по «функциональному принципу». В основе структурно – функциональной модели лежит следующая логическая цепочка: потребности педагогов и управленцев образовательной организации – цели МС - основные направления ее деятельности – модель МС, представленная на рисунке 6.

Потребности педагогов и управленцев ОО
Цели МС
Основные направления деятельности
T mjAwqaY9UlbmKGNUbqpAGOsxFapYxAhR1to2BxQW7NTWOIa46S38oGTAlq6o/75jIChR7w0WJ2mJ M5CMxfKiQF3h/KY+v2GGI1RFAyXTdhOmudk5kF2PkeZJDmNvsKCtTGI/szryx7ZNNTiOWJyLczt5 Pf8I1o8AAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQBLsph/3wAAAAoBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1s TI9NT4NAEIbvJv6HzZh4axfbAIIsjdHUxGNLL94GdgSU3SXs0qK/3vGkt/l48s4zxW4xgzjT5Htn FdytIxBkG6d72yo4VfvVPQgf0GocnCUFX+RhV15fFZhrd7EHOh9DKzjE+hwVdCGMuZS+6cigX7uR LO/e3WQwcDu1Uk944XAzyE0UJdJgb/lChyM9ddR8HmejoO43J/w+VC+Ryfbb8LpUH/Pbs1K3N8vj A4hAS/iD4Vef1aFkp9rNVnsxKEjiOGVUwSpOMxBMpFnGk5qLbQKyLOT/F8ofAAAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAJum/GMmAgAAUAQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9E b2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAEuymH/fAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAgAQAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACMBQAAAAA= ">
Модель МС

Рисунок 6. Логическая цепочка структурно-функциональной

Модели МС

Соответственно, предлагаемая модель включает следующие структурные компоненты, которые представлены на рисунке 7.

Методический совет (управленческая функция)


Методический кабинет (технологическая функция)   Педагогические мастерские (педагогическая функция) функция)   Эксперименталь ная лаборатория (научная функция)   Информационный центр (информационная функция)   Проблемные группы (научная и технологическая функции)

Рис. 7. Структурные компоненты методического совета

Представленная версия модели носит прогностический характер. Как показала практика, модель реальна при следующих условиях, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6. Условия реальности модели МС нового типа

№ п/п Условия реальности модели МС нового типа
1. Наличие в ОО управленческой «команды» и педагогического коллектива, имеющих потребность и актуальную готовность к преобразованию
2. Наличие в коллективе педагогов, потенциально способных возглавить отдельные структурные компоненты новой модели
3. Наличие связей с методическими и научными структурами города и области на предмет оказания помощи в проектировании преобразовательных процессов и их средственном обеспечении
4. Подготовка педагогов, владеющих специальными профессиональными средствами деятельности и мышления

Анализируя развитие методической деятельности в ОО, данную модель методической службы нового типа можно рассматривать, как базовую для создания образовательными организациями собственных моделей.

Практика внедрения данной модели в различных ОО позволяет сделать следующие выводы:

· модернизация образованиятребует поиска новых форм организации методической работы;

· новая модель методической службы должна строиться на определенных основаниях. В данном случае таким основанием выступает идея о том, что методическая служба должна быть ориентирована на развитие образовательной организации;

· исходная идея породила цели и основные направления деятельности, которые в свою очередь определили характер структурно-функциональной модели методической службы;

· ведущими требованиями к модели являются следующие: адекватность модели отражаемому объекту, открытость, реальность, проверяемость;

· модель методической службы должна быть организована по «функциональному» принципу, в отличие от традиционной, построенной по принципу предметности;

· основными структурными компонентами модели выступают: методический совет, методический кабинет, педагогические мастерские, экспериментальная лаборатория, информационный центр и проблемные группы.

Необходимо отметить, что процесс преобразования традиционной методической службы образовательной организации в методическую службу, устроенную по функциональному принципу, возможен лишь в том случае, когда созданы необходимые условия для перехода образовательной организации из режима функционирования в режим развития.

Интернет-сайт: http://www.dissercat.com/content/razvitie-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-vtoraya-polovina-xix-nachalo-xxi-

Вопросы и задания

1. Составьте таблицу:

Потребители услуг МС Актуальные потребности
   

2. Что является отправной точкой в создании МС нового типа? Почему?

3. Прокомментируйте схему формирования содержания методической деятельности службы инновационного типа образовательной организации.

4. Раскройте содержание основных направлений деятельности МС нового типа.

5. Определите функции структурных компонентов МС нового типа.

6. Постройте собственную модель МС нового типа. Основой для её создания может быть модель, представленная в параграфе.

§ 13. Блочно-содержательная структура методической работы
в образовательной организации

Возможны варианты организации методической работы, основанные на реализации содержательной структуры методической работы
в школе. Структура методической работы при таком подходе состоит из пяти основных блоков:

Блок №1

Управленческая деятельность.

1. Планирование методической работы школы (МО, творческих групп, мастер-класс).

2. Прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении образовательного процесса.

3. Организация мониторинга качества образования.

4. Рецензирование авторских программ.

5. Организация творческих конкурсов.

6. Анализ результатов образовательного процесса.

Блок №2

Инновационная деятельность.

1. Разработка, экспертиза и апробация новых образовательных программ, технологий и методик.

2. Анализ хода и результатов внедрения инноваций.

3. Помощь учителю в организации их исследовательской деятельности.

Блок №3

Профессиональное самообразование педагогического коллектива.

1. Организация работы учителей по повышению психолого-педагогических знаний.

2. Теоретические научно-методические семинары.

3. Семинары-практикумы.

4. Развитие профессионального мастерства в рамках деятельности методических объединений.

5. Методические консультации (индивидуальные и групповые).

6. Индивидуальное самообразование.

7. Обобщение педагогического опыта (собственного и коллег).

Блок №4

Формы целевой разработки образовательных проблем.

1. Научно-методический совет.

2. Тематический педсовет.

3. Административные совещания.

4. Производственные совещания.

5. Заседание методических объединений. Совещания классных руководителей

6. Заседания творческих коллективов учителей.

7. Заседания научного общества учащихся.

8. Взаимопосещение уроков.

Блок №5

Презентация результатов деятельности педагогов.

1. Участие педагогов в научно-практических конференциях всех уровней

2. Научно-практическая конференция учащихся

3. Аттестация педагогов.

4. Публикация, издание сборников, методических рекомендаций и пособий.

5. Участие в экспертизе деятельности других образовательных учреждений.

6. Совещания и семинары по обмену опытом.

7. Проведение дней открытых дверей для учителей области, города, района.

8. Методическая неделя.

9. Творческие отчеты учителей и работа методического кабинета.

Такое содержание методической работы в школе способствует

более правильному её планированию.

Интернет-сайт: http://festival.1september.ru/articles/561587/

Вопросы и задания

1. Создайте свой вариант методической работы в образовательной организации, основанный на реализации блочно-содержательной структуры методической работы в школе.

2. Раскройте содержание работы одного из блоков.

3. Составьте план методической работы школы на основе содержания представленных блоков.

Наши рекомендации