Институциональные причины существования теневой экономики
Среди основных, однако взаимосвязанных причин существования теневой экономики следует выделить следующие:
• высокие трансакционные издержки легального бизнеса;
• отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
•подчиненис системы государственных институтов определенной группе интересов.
Высокие трансакционные издержки легального бизнеса
Высокие трансакционные издержки легального бизнеса являются одной из основных институциональных причин сушествования нелегального сектора.
Высокие трансакционные издержки влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с теневым бизнесом. Участники теневого сектора не платят налогов и на соблюдение установленных законов и нормативов, что дает им «неоправданные» конкурентные преимущества перед теми, кто работает легально.
К трансакционным издержкам в данном случае относятся затраты, связанные с организацией легальной предпринимательской деятельности, а именно:
· получение лицензии на предпринимательскую деятельность;
· покупку права на владение или аренду земли;
· знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;
· получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;
· получение кредита;
· подключение к электросети и телефонной станции, дальнейшее использование этих услуг;
· оплата налогов;
· система контроля за выполнением условий договоров и т.д.
Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
Одним из важнейших прав, определяющих успех стран с рыночной экономикой, является эффективная система получения и защиты прав собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, способствующие формированию стимулов для предпринимательской активности и обеспечивающие исполнение трансакций с наименьшими издержками.
Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
Система государственных институтов — правила и нормативы, которые регламентируют экономическую деятельность, определяет величину трансакционных издержек, стимулы и препятствия для соблюдения установленных требований, а также тех, кто выигрывает и кто проигрывает от этих ограничений. Зачастую группы или отдельные лица заинтересованы в создании такой системы институтов, которая выгодна им самим, но может препятствовать общему экономическому развитию страны.
Особенности теневой экономики в России и в мире.
Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях.
Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости.
Теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту.
Опираясь на опыт других развивающихся стран и анализируя ошибки отечественной практики можно заметить, что определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении социально-экономических преобразований. Именно это привело к деградации и угасанию легальной экономической деятельности, резкому ухудшению материального положения основной массы населения.
Организация как институт. Типология организации.
Типология организации
Исследование различных видов организаций (технических, биологических, общественных, экономических, социальных, социально-экономических, политических, культурных, религиозных и др.) осуществляется в рамках такой дисциплины, как системология.
Принципы организации, свидетельствуют о том, что среди них можно выделить как общие, так и частные принципы, а также ситуационные.
По правовой форме выделяют четыре типа организаций:
1) юридическое лицо – организация, у которой есть печать, расчетный счет в банке, имеющая в собственности обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде и зарегистрирована в органах власти, на то уполномоченных;
2) неюридические лица – подразделения организации (части юридического лица, не подлежащие регистрации);
3) неюридическое лицо – предприниматель без образования юридического лица (подлежит регистрации);
4) неформальная организация граждан – объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях (не регистрируются в государственных органах).
Классификации организаций проводятся по различным признакам. Например: по размеру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к прибыли, по организационно-правовой форме и др. Так, выделяют следующие организации:
· по отношению к власти – правительственные и неправительственные;
· по отношению к главной цели – общественные и хозяйственные;
· по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерческие;
· по отношению к бюджету – бюджетные и не бюджетные;
· по форме собственности – государственные, муниципальные и частные;
· по уровню формализации – формальные и неформальные;
· по отраслевой принадлежности – промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
· по самостоятельности принятия решений – материнские, дочерние, зависимые;
· по размеру и численности членов организации – крупные, средние, малые.
Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Осуществляют добровольно общественную деятельность, например, «Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребителей» и пр.
Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности.
Правительственная организация (ПО) – такой статус дается официальными органами власти федерального или местного уровней.
Неправительственные организации – это организации, которые не имеют статуса ПО.
Коммерческие организации – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.
Некоммерческие организации ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы.
Бюджетные организации – источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет какого-либо государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС.
Не бюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором – бюджетная организация.
По форме собственности организации различают государственные, муниципальные, частные и организации со смешанной формой собственности.
Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.
Частные организации – это организации, созданные индивидуальными предпринимателями – товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров – акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.
Организации со смешанной формой собственности образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. Например, акционерное общество, наряду с участием государственного капитала, привлекает частные, в том числе и иностранные, инвестиции.
По уровню формализации различают формальные и неформальные организации.
Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединения людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.
Неформальные организации – незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединения людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. (например, группа туристов, объединение друзей бега и т. п.).