Государственное устройство. Государственно-территориальное устройство Латвии - унитарная республика
Государственно-территориальное устройство Латвии - унитарная республика. Административно-территориальное деление - 26 районов.
В 1992 г. в Латвии было восстановлено действие первой Конституции, принятой Учредительным собранием 15 февраля 1922 г. В 1994 и 1996 гг. в нее был внесен ряд изменений. 15 октября 1998 г. Сейм дополнил Конституцию 1922 г. новым разделом, содержащим нормы о правах человека, а также положением о латышском языке как единственном государственном.
По форме правления Латвия является парламентарной республикой. Политический режим - национал-демократический.
Законодательная власть в Латвии принадлежит Сейму, однопалатному парламенту, состоящему из 100 депутатов. Сейм избирается на 3 года всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием. Постоянно действующим органом Сейма является его президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей.
Наряду с парламентом законодательная власть может осуществляться непосредственно гражданами. Не менее 1/10 части избирателей вправе представить Президенту Республики разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то он передается на народное голосование. Конституцией Латвии также предусмотрен институт "срочного законодательства" Кабинета министров (см. ниже).
Главой государства является Президент Республики, которого избирает Сейм закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса сроком на 3 года. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики более 6 лет подряд.
Президент Республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей, выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров. Он также выдвигает кандидатуру Президента министров (главы правительства).
Президент Республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, он считается распущенным; новые выборы должны состояться не позже 2 месяцев со дня роспуска Сейма. При этом полномочия его членов сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь по инициативе Президента и согласно предложенной им повестке дня. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента Республики на остающийся срок полномочий смещенного.
По предложению не менее половины всех членов Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее 2/3 списочного состава может постановить о смещении Президента Республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента.
Президент Республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на 7-й и не позднее чем на 21-й день по их принятии. Президент в течение 7дней может требовать в мотивированном письме на имя председателя Сейма вторичного рассмотрения закона. Если Сейм закон не изменит, Президент не может возражать вторично.
Президент Республики вправе задержать публикацию закона (на 2 месяца) по своей инициативе и обязан это сделать, если того требует не менее 1/3 членов Сейма. Этим правом Президент Республики или 1/3 членов Сейма могут воспользоваться в течение 7 дней с момента принятия закона. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее 1/10 части избирателей. Если в течение вышеуказанных 2 месяцев подобное требование предъявлено не будет, то закон подлежит публикации. Народного голосования не происходит, если Сейм вторично вотирует закон и если за его принятие выскажется не менее 3/4 всех депутатов.
Если Сейм большинством не менее 2/3 голосов признает закон спешным, то Президент Республики не может требовать его вторичного пересмотра; такой закон не передается на народное голосование и должен быть опубликован не позднее чем на 3-й день с момента получения закона Президентом.
Президент Республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все его распоряжения должны быть контрасигнованы главой правительства или соответствующим министром. Не подлежат контрасигнации возбуждение вопроса о роспуске Сейма и выдвижение кандидатуры главы правительства.
Президент Республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее 2/3 голосов.
Исполнительная власть принадлежит правительству - Кабинету министров, который состоит из Президента министров и приглашенных им министров. Кабинет составляется лицом, призванным к этому Президентом Республики. Число министерств, объем их деятельности, равно как и взаимоотношения государственных органов, устанавливаются законом.
Кабинету министров подчинены органы государственного управления. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если он выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь Кабинет. Когда недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия - министр, которого он на то уполномочил.
В промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право в силу необходимости издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии, законов государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения 3 дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
Главной проблемой государственного строительства Латвии является статус русскоязычных граждан. Несмотря на то что русскоязычные составляют 48% населения Республики, правящие круги Латвии проводят курс на создание этнически однородного латышского национального государства. С этой целью осуществляется политика вытеснения русскоязычного населения из страны либо его насильственной ассимиляции. Большинство русскоязычных в Латвии (около трети всего населения Республики) лишены гражданских прав, их положение определяется Законом о статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства, от 25 апреля 1995 г. Прием в латвийское гражданство ограничен специальными квотами и обусловлен рядом требований, в том числе сдачей экзамена на знание латышского языка, истории, Конституции. Режим "нового апартеида" в Латвии неоднократно осуждался международным сообществом как нарушающий основополагающие международные акты о правах человека.
Правовая система
Общая характеристика
Латвия входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней своеобразное место. Нынешняя правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской.
Латвия получила собственную государственность только в 1918 г., до этого страна принадлежала немецким рыцарским орденам (XIII - середина XVI в.), Швеции (середина XVI - начало XVIII в.), Российской империи. Некоторые части Латвии до конца XVIII в. входили в состав Польши.
Средневековое право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на принципы германского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского.
Вскоре по присоединении к России Остзейского края была осознана необходимость составления единого Гражданского уложения, могущего заменить собой бесконечно разнообразные законы: шведские, польские, германские и др. С 1728 г. созывается ряд комиссий, на которые возлагают эту задачу. Выполнить ее удалось лишь в XIX в., когда II Отделением Собственной Ее Императорского Величества Канцелярии был составлен местный Свод, третья часть которого охватывала собой гражданские законы. Окончательная переработка этой части была поручена профессору Дерптского университета Бунге. 12 ноября 1862 г. третий том "Свода местных узаконений губерний Остзейских" был утвержден и вступил в действие с 1 июля 1865 г.
В 1889 г. на Прибалтику было распространено действие судебных уставов России. Тем не менее в целом вплоть до 1917 г. в Прибалтийских губерниях продолжало действовать не общероссийское право, а Свод законов губерний Остзейских.
В 1915-1917 гг. территория Латвии, как и другие земли Прибалтики, была оккупирована немцами, которые ввели здесь в действие русское Уголовное уложение 1903 г. (так и не вступившее в силу в самой России, за исключением ряда статей). Это Уложение действовало в независимой Латвии вплоть до принятия собственного УК 1933 г.
В 1930-егг. в Латвии была проведена кодификация гражданского права. Гражданский закон 1937 г., вступивший в силу с 1 января 1938 г. и считавшийся сугубо латвийским законодательным актом, был подготовлен на основе III тома вышеупомянутого Свода местных узаконений.
Поскольку большинство латвийских юристов межвоенного времени получило юридическое образование в царской России, влияние русской правовой мысли было преобладающим. Все преподавание права строилось на основе русских учебников и классических трудов, в том числе написанных русскими эмигрантами, жившими в Латвии.
Развитие национальной правовой системы Латвии было прервано после установления здесь советской власти в июне 1940 г. Все местное законодательство было немедленно отменено. В ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел в действие на территориях трех прибалтийских республик законодательство РСФСР и СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. Собственные кодексы в Латвии, так же как в Литве и Эстонии, были приняты только в 1960-е гг.
Будучи вполне сформировавшейся буржуазной нацией к моменту включения в состав СССР, латыши всегда находились в оппозиции как к социалистическим ценностям, так и к советской государственно-правовой культуре. Латвийский менталитет, сформировавшийся главным образом под влиянием немецкой колонизации и шведского владычества, отличается законопослушностью, дисциплинированностью. Поэтому латыши считают себя вполне органичной частью западноевропейской правовой культуры.
В 1990 г., заявив о восстановлении своей независимости, Латвия начала самую радикальную ломку советской правовой системы. Из всех республик Союза Латвия стала единственной, которая пошла по пути реставрации досоветской правовой системы. Это выразилось прежде всего в том, что в 1992 г. были восстановлены в силе два главных акта Конституция 1922 г. и Гражданский закон 1937 г. Оба документа с точки зрения современных правовых реалий и юридической техники выглядят просто архаичными, однако для латвийского руководства важно их символическое значение как свидетельство непрерывности, преемственности латвийской государственности. В акты вносятся только самые необходимые изменения, например, Конституция 1922 г. дополнена отсутствовавшим ранее разделом о правах человека и нормами о Конституционном суде. Восстановление других досоветских законов часто имеет временный характер, они действуют до принятия нового законодательства.
Несмотря на неприязнь к советскому праву, латвийская правовая система во многих отношениях все еще основана на его кодифицированном законодательстве. Так, по-прежнему действуют (с многочисленными поправками) советские УК, УПК. Поэтому современная правовая система Латвии оказалась как бы "разорванной": на уровне одних отраслей она все еще входит в "постсоветскую" группу романо-германской правовой семьи, а на уровне других - уже явно вышла из нее, заняв изолированное место в романо-германской правовой семье.