Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае, прежде всего, наступает в судебном порядке.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
Решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закрепляет Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” .
В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинение или имущественное вреда или морального они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством.
Этот вид ответственности регулируется нормами гражданского права. Но в некоторых субъектах Российской Федерации имеются отдельные попытки регулирования данного вопроса. Так, в соответствии с законом Ставропольского края от 27 сентября 1996 г. № 34-кз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями и порядке контроля за их осуществлением" ущерб, причиненный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий органом местного самоуправления, возмещается предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам, органам государственной власти, другим органам местного самоуправления, которым причинен этот ущерб, на основании решения суда или арбитражного суда за счет собственных средств органа местного самоуправления, виновного в причинении данного ущерба.
При передаче отдельных полномочий органов государственной власти Ставропольского края органам местного самоуправления на договорной основе органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им полномочий перед органами государственной власти. Ответственность перед жителями края за осуществление этих полномочий несут органы государственной власти.
Органы местного самоуправления не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, если им не переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления соответствующих государственных полномочий; осуществлению данных полномочий препятствуют решения и действия органов государственной власти и их должностных лиц.
Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.
Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
В соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Таким образом в Федеральном законе дается исчерпывающий перечень нормативно-правовых актов, нарушение которых влечет ответственность перед государством. При этом ущерб причиняется необязательно непосредственно государству. Потерпевшими могут быть и другие субъекты права — граждане, предприятия, учреждения, организации[166].
Характеризуя юридическую ответственность должностных лиц, следует обратить внимание на некоторые различия в порядке привлечения к ответственности выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления. Эти различия касаются в первую очередь уголовной, дисциплинарной и муниципально-правовой ответственности.
Особенности привлечения к уголовной ответственности. В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Иными словами, вышеназванные лица обладают неприкосновенностью. Но депутат и другие выборные должностные лица органов местного самоуправления пользуются неприкосновенностью только на территории муниципального образования. Вне этой территории иммунитет не действует. Для привлечения к уголовной ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления не требуется согласия соответствующего представительного органа. Достаточно согласия прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации[167].
Невыборные должностные лица органов местного самоуправления (муниципальные служащие) неприкосновенностью не обладают.
Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет существенные отличия. В обоих случаях основанием является дисциплинарный проступок — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но характер должного поведения выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления существенно различается. Как следствие этого вводятся и различные виды взысканий.
Как правило, в законах субъектов Российской Федерации о муниципальной службе на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим муниципального служащего на должность. Этот подход закреплен в Приморском крае. Костромской, Новосибирской областях.
Особенности административной ответственности органов местного самоуправления. Организации отвечают за административный проступок независимо от того, виновны ли они. Организации несут ответственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Административная ответственность может наступать за нарушение норм таможенного, налогового, финансового законодательства, за правонарушения в области строительства и т.д.
Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако закон предусматривает определенные гарантии прав органа и выборного лица местного самоуправления, позволяющие не допускать произвола и субъективизма при принятии столь ответственного решения. Основаниям для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации является заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации (верховного суда республики, краевого, областного или городского суда) о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.
Соответствующий суд субъекта Российской Федерации дает заключение после обращения к нему законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который это делает в случае, когда ему станут известны факты нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования. Причем закон требует, чтобы эти факты были установлены в судебном порядке.
Закон, гарантируя права населения на местное самоуправление, обязывает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при принятии или решения о прекращении полномочий органа местного самоуправления одновременно назначать новые выборы. При этом решение принимается в форме закона субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ту или иную ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в зависимости от того, в какой мере эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Вводится важное ограничение степени ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за осуществление переданных им государственных полномочий. Это правило действует только в отношении государственно-властных полномочий, переданных или делегируемых органам местного самоуправления на основании закона.
Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является не нарушение конституционных норм и норм законов, а прежде всего неэффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм привлечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды ответственности перед государством законом не определены.
Собственная ответственность местных сообществ
(«Под свою ответственность»)
К сожалению теория ответственности в последние 20 лет была запутана о нашей науке. Это произошло в следствие разделения ответственности на «позитивную» и «негативную». Не будем анализировать все отрицательные стороны такой дифференциации. Скажем только, что она стала неслучайной в условиях государственного патернализма и привела к тому, что в отношениях, связанных с властью и управлением, оказалось утерянным ядро всякой ответственности – возложение на ответственного субъекта необходимости нести все тяготы, все неблагоприятные последствия, вызванные не правовым или неумелым использованием властных рычагов.
Практическое значение состоит в том, что вместе со свободой действий государство в определенном смысле дистанцируется и от последствий, являющихся результатом самостоятельных действий. Это не означает, что государство бросает население на произвол судьбы. Речь идет об ответственности лишь за тот круг вопросов, которые обязуются решать сами местные сообщества, т. е. Граждане непосредственно или через создаваемые ими местные органы. Вот почему очень многое зависит от четкости разделения государственных и местных функций, от того, насколько реален круг вопросов местного значения.
В лекции были раскрыты основания ответственности местных сообществ, т. е. То, за что они должны отвечать. Но остаются вопросы: перед кем сообщество несет ответственность и в чем выражаются неблагоприятные последствия ?
На один из этих вопросов («перед кем?») ответ дает уже сама формула «под свою ответственность». Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, плохая работа граждан на своих рабочих местах и т. п. Могут привести, а точнее неизбежно приводит к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе следовательно, население в данном случае отвечает само перед собой, и на каждом жители лежит доля этой ответственности.
Лекция ответила и на второй вопрос – о «санкциях» в механизме ответственности в местных сообществ. Неблагоприятные последствия неумелости, пассивности, иждивенчества как раз и выступают в виде низкого уровня социальных благ, нездоровой и некомфортной среды обитания, высокого муниципального уровня оперативной обстановки и многого другого.
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний»
ТЕСТЫ