Амортизационные группы основных средств
Номер группы | Срок полезного использования имущества |
1 группа | от 1 года до 2 лет включительно инструменты и приспособления специальные для эксплуатации линий связи (комплекты инструментов для телекоммуникационного оборудования) |
2 группа | свыше 2 лет до 3 лет включительно инструменты медицинские |
3 группа | свыше 3 лет до 5 лет включительно техника электронно-вычислительная (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных); системы светокопирования; радиостанции приемо-передающие переносные; аппараты телефонные и специальные устройства, включая радиотелефоны; лаборатории в виде комплектов приборов, аппаратов, оборудования и посуды, приборы количественного и качественного анализа веществ; инвентарь спортивный; служебные собаки; автомобили легковые |
4 группа | свыше 5 лет до 7 лет включительно аппараты и абонентские устройства телефонные (телефонные факсимильные аппараты, цифровые мини-АТС); автобусы особо малые и малые |
5 группа | свыше 7 лет до 10 лет включительно источники автономного электропитания; системы связи оптоволоконные; фото и киноаппаратура |
6 группа | свыше 10 лет до 15 лет включительно суда служебно-разъездные морские; снаряжение судов |
7 группа | свыше 15 лет до 20 лет включительно оборудование судовое (судовые устойства и палубные механизмы, электотехническое оборудование, системы управления судном); площадки производственные с покрытием |
8 группа | свыше 20 лет до 25 лет включительно оборудование металлическое для сохранности ценностей (сейфы, несгораемые шкафы) |
9 группа | свыше 25 лет до 30 лет включительно |
10 группа | свыше 30 лет |
Таможенные органы, как и другие бюджетные учреждения, не могут самостоятельно установить срок полезного использования имущества. Расчет суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам, входящим в первые девять амортизационных групп указанной Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп. По основным средствам десятой группы амортизация рассчитывается в особом порядке. Если в эксплуатацию передаются объекты основных средств, стоимость которых меньше установленной суммы (для начисления ежемесячной амортизации), амортизация начисляется сразу в полном объеме. Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов. Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации. При переоценке основных средств происходит и перерасчет начисленной амортизации.
Отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных средств на конец отчетного финансового года характеризует степень износа основных средств бюджетного учреждения и является одним из показателей, характеризующих экономический потенциал учреждения. Кроме того, сумма начисленной амортизации является частью затрат таможенных органов и их подразделений на осуществление таможенных операций.
При анализе состояния активов, размещенных в основных средствах таможенных органов и учреждений ФТС России, изучают также долю активной части основных средств (машин, оборудования, технических средств контроля, таможенных морских, речных и воздушных судов, измерительных приборов, инструментов для таможенных работ) в общей сумме основных средств; коэффициент износа основных средств в целом и по их группам (отношение суммы начисленной амортизации к первоначальной или восстановительной стоимости основных средств). Совокупность показателей первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости служит основанием для принятия управленческих решений о приоритетности выделения финансовых ассигнований таможенным органам на восстановление и развитие нефинансовых активов.
Активы, размещенные в основных средствах таможенных органов, не являются постоянной величиной. Часть объектов ежегодно списывается вследствие физического или морального износа, другие объекты приобретаются или вводятся в эксплуатацию по окончании строительства. Для характеристики процесса движения основных средств в течение изучаемого периода определяют показатели:
· коэффициент выбытия = стоимость выбывших за период основных средств / стоимость основных средств на начало периода по балансу;
· коэффициент обновления = стоимость вновь приобретенных основных средств / стоимость основных средств на конец периода по балансу
С целью анализа эффективности использования основных средств (группы оборудования) можно использовать следующие относительные показатели:
· фондоотдача = количество оформленных документов за год (партий или единиц товаров, контейнеров) / среднегодовая стоимость основных средств;
· коэффициент использования оборудования во времени = время фактической работы оборудования в год / плановый фонд работы оборудования в год.
Анализируя состояние и эффективность использования основных средств в целях корректности выводов, необходимо сгруппировать таможенные органы по сходным условиям деятельности или однотипным полномочиям, исключить из анализа периоды с форсмажорными обстоятельствами.
К основным средствам не относятся предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.
Материальные запасы
Часть нефинансовых активов таможенных органов и учреждений ФТС России составляют материалы (запасы материалов). К материальным запасам относят расходные материалы, комплектующие изделия, хозяйственные принадлежности, срок полезного использования которых не превышает 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также некоторые объекты со сроком использования более 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (например, специальная одежда, форменная одежда, запасные части для замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря). Замена изношенных частей оборудования, транспорта не влечет изменения их первоначальной стоимости.
Материалы– необходимая часть имущества таможенных органов. Без них невозможны процесс документального оформления таможенных операций, работа вычислительной и оргтехники, осуществление документооборота, образовательной деятельности, оказание медицинских услуг, а также выполнение хозяйственных и мелких ремонтно-строительных работ. Материалы в таможенном деле представлены несколькими видами имущества.
1. Медикаменты и перевязочные средства. Это используемые в лечебных, санаторно-курортных, образовательных учреждениях ФТС России и таможенных органах медикаменты, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, перевязочные средства, индивидуальные медицинские пакеты.
2. Продукты питания (продукты питания для находящихся на стационарном лечении или отдыхе в госпитале, санаториях ФТС России, продовольственные пайки).
3. Горюче-смазочные материалы: все виды топлива, горючего и смазочных материалов, используемые при эксплуатации автотранспорта, морских, речных и воздушных судов ФТС России.
4. Строительные материалы. Материалы, используемые в строительных и ремонтных работах, а также готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем (отопительные котлы, радиаторы.
5. Мягкий инвентарь: белье, постельное белье и принадлежности, одежда и обмундирование, включая спецодежду, обувь, включая специальную, спортивная одежда и обувь.
6. Прочие материальные запасы.
В эту группу активов входят: запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря; реактивы и химикаты, стекло и посуда для таможенных лабораторий; электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ; хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), используемые для текущих нужд учреждений, канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, картриджи и др.); посуда; корма и фураж для служебных животных; материалы специального назначения (боеприпасы к сигнальным устройствам и служебному оружию, средства для идентификации товаров и транспорта, слезоточивые вещества); книжная, иная печатная продукция ( кроме библиотечного фонда), фурнитура к форменной одежде.
Все виды материалов и их запасы в таможенных органах и учреждениях ФТС России приобретаются и создаются по установленным нормам. На объекты, относящиеся к материальным запасам, амортизация не начисляется.
8.3. Организация и планирование материально-технического обеспечения таможенных органов
Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.
Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы труда, используемые в производстве товаров и оказании услуг. К ним относятся: земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы.
Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от потребности в таможенных услугах, развития таможенной инфраструктуры, используемых технологий таможенного дела, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.
Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения:
- строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;
- техническое оснащение таможенных органов;
- вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;
- эксплуатацию технических средств;
- организацию конкурсных торгов;
- планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований по направлениям тылового обеспечения.
Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения (ГУТО), которое является структурным подразделением ФТС Российской Федерации. Главное управление тылового обеспечения ФТС России выполняет следующие основные задачи:
- определяет сводную потребность в продукции функционально-служебного и хозяйственно-бытового назначения;
- рассчитывает расходы, связанные с эксплуатацией автомобильной, авиационной и морской техники;
- формирует сводный план расходов на эксплуатацию зданий и сооружений;
- формирует предложения об объемах финансирования на указанные цели по статьям сводной сметы расходов ФТС России;
- разрабатывает ежегодные планы приобретения продукции для материально-технического оснащения таможенных органов;
- обеспечивает деятельность конкурсной комиссии ФТС России по проведению торгов на поставку товаров;
- оперативно контролирует процесс выделения финансовых ресурсов и проведение закупок продукции в соответствии с планами;
- следит за исполнением договоров поставщиками по срокам, условиям поставки и качеству продукции;
- обеспечивает поставку в таможенные органы материально-технических ресурсов и иной централизованно планируемой и приобретаемой продукции;
- контролирует таможенные органы в вопросах рационального и эффективного использования материально-технических ресурсов;
- организует продовольственное обеспечение отдельных категорий сотрудников, лечебных и оздоровительных учреждений системы ФТС России, разрабатывает нормы продовольственных пайков;
- проводит статистическое наблюдение по направлениям тылового обеспечения;
- разрабатывает программы обеспечения работающих в таможенных органах жилой площадью, планирует денежные средства на финансирование программ приобретения и строительства служебного жилья;
- осуществляет в пределах своей компетенции планирование расходов на содержание и развитие таможенных органов, рассматривает их бюджетные заявки и составляет сводную бюджетную заявку по укрупненным статьям расходов;
- планирует и организует в таможенных органах подготовку и повышение квалификации кадров, занимающихся тыловым обеспечением.
Свои задачи ГУТО ФТС РФ решает через Центральную базовую таможню и тыловые посты, тыловые службы РТУ и отделы тылового обеспечения таможен.
Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственно-финансовой политики.
Нормы – это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.
Нормативами называют величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.
Нормы и нормативы могут быть абсолютными (ежедневный рацион питания служебных животных, нормы пайкового довольствия сотрудников, топливо на 100 км пробега автотранспорта и др.), относительными (потребность в спортивном инвентаре (в %) к штатной численности личного состава, нормы создания резервных запасов (в %) от потребности в материальных ресурсах и др.) и частными (расход топлива на эксплуатацию автотранспорта в зимних условиях).
К материальным нормам относят нормы затрат материалов и основных средств.
Нормы затрат материалов определяют планируемую величину расхода канцелярских товаров, боеприпасов, топлива и других жидкостей для эксплуатации транспорта таможенных органов, запасных частей, продуктов и предметов для содержания служебных животных и других материалов.
Материальные нормы и нормативы носят в таможенных органах наименование «норм положенности». Нормы положенности по материалам в таможенных органах установлены в расчете на одного сотрудника, одно транспортное средство, единицу площади служебно-производственных помещений, единицу расхода горючего (для смазочных материалов), единицу оружия.
Нормативы затрат основных средств определяют потребность таможенных органов в производственной площади, технических средствах таможенного контроля, средствах связи, инструментах и других объектах основных средств. Средства труда или основные средства – это ресурсы длительного пользования. Нормативы их затрат устанавливают, как правило, в расчете на таможенный орган в целом (например, по транспорту), на одно подразделение или рабочее место.
Нормы и нормативы образуют целостную систему и составляют нормативную базу планирования для тылового обеспечения.В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения функций тылового обеспечения входят:
- нормы положенности (нормы обеспечения) вещевым имуществом, техническими средствами, продовольствием, расходными материалами;
- нормы хранения;
- нормы создания резервных запасов и сроки резервирования;
- сроки носки изделий;
- нормы и сроки выдачи материалов;
- сроки эксплуатации технических средств.
ГУТО ФТС России разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы.
Разработана методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса.
Потребность в отдельных элементах технических средств для включения в годовой план поставки определяется по формуле
Пi = Nтп – Ннг + С (8.5)
где Пi – потребность в i-м виде технических средств, ед.;
Nтп – норма обеспечения по табелю положенности, рассчитанная с учетом штатной численности личного состава на конец года, ед.;
Ннг – наличие на начало года;
С – подлежит списанию в течение года вследствие физического и (или) морального износа.
Таможенная служба в целях таможенного контроля устанавливает требования к техническому оснащению пунктов пропуска, складов временного хранения. Необходимое количество каждого вида технических средств таможенного контроля определяют по следующим исходным данным:
- планируемый грузопоток;
- планируемый пассажиропоток;
- характер перемещаемых грузов;
- режим работы (сменность);
- планируемые (перспективные) технологии таможенного контроля;
- количество и состав досмотровых групп.
Региональные таможенные управления составляют планы обеспечения материальными ресурсами, учитывая свою потребность и заявки подчиненных таможен. Главное управление тылового обеспечения ФТС России на основе обоснованных заявок таможенных органов определяет сводную потребность в централизованно и децентрализованно приобретаемой продукции служебного и хозяйственно-бытового назначения. Нормируемая потребность таможенных органов в материальных ресурсах отражается в региональных и Сводном (составляется ФТС России) табелях положенности. Сводный табель положенности включает несколько разделов:
- табель положенности вещевого имущества сотрудников таможенных органов. Этот раздел составлен в соответствии с нормами положенности, сроками выдачи форменного и специального обмундирования и с учетом создания запаса по перечню предметов, утвержденному Правительством Российской Федерации;
- табель положенности спецтехники, автотранспорта, средств связи, оргтехники и вычислительной техники. В этом разделе выделены уточняющие коэффициенты с учетом установленных категорий таможенных органов. Введение понижающей шкалы коэффициентов дает возможность оптимального распределения материально-технических ресурсов между таможенными органами в соответствии со спецификой выполняемых функций, объемами декларирования и таможенных платежей;
- табель положенности вооружения и средств защиты.
Для расчета сводного и региональных табелей положенности необходимы не только нормы положенности по отдельным видам материальных ресурсов, но и количественные параметры таможенной системы, такие как:
- штатная численность (с учетом мужчин и женщин, подразделений охраны, оперативных таможен);
- количество таможенных управлений, таможен, таможенных постов, пунктов пропуска;
- количество подразделений охраны, отрядов быстрого реагирования;
- количество линий таможенного контроля (пассажирских, грузовых);
- количество технических средств и оборудования, находящихся в эксплуатации – автомобилей, вертолетной техники, средств связи, ТСТК, вычислительной техники и др. (для расчета лимитов расходных материалов, запасных частей);
- балансовая стоимость имущества (для определения нормативов расходов на восстановление материально-технических ресурсов, выбывших вследствие износа).
Поскольку все ресурсы продаются и покупаются, то для их приобретения необходимы финансовые средства. Прогнозируемая (планируемая) потребность в материалах, оборудовании, комплектующих и запасных частях, энергетических и других ресурсах используется в дальнейшем для расчетов необходимых связанных с ними денежных расходов. Тыловое обеспечение таможенных органов осуществляется с учетом установленных для ФТС России лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденным Единым классификатором продукции, приобретаемой для государственных нужд. В последнем выделены основные группы и виды материально-технических ресурсов с учетом их функционально-технологического назначения.
ГУТО ФТС РФ также планирует и организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предметов форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, средств защиты, геральдических знаков; планирует и организует проектирование, государственные испытания, приемку и материально-техническое обеспечение морских, речных и воздушных судов, обеспечивает эксплуатацию объектов базирования судов, изучает новые образцы вооружения, средств защиты и специализированных средств. В последние годы особое внимание уделяется обновлению и пополнению парка вычислительной техники, автотранспортных и других технических средств.
С расчета потребности в ресурсах начинается работа таможенных органов по размещению государственного заказов. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Формы размещения заказа на поставку товаров для федеральных нужд, требования к документации заказчиков и участников размещения заказов, порядок проведения процедур определен федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Структурные подразделения таможенных органов, учреждений, в функции которых входит организация приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (подразделения, инициирующие размещение заказа), осуществляют формирование планов приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг (планы) на основе следующих факторов:
- анализ обеспечения материальными ресурсами;
- изучение норм табеля положенности;
- изучение финансовых возможностей, исходя из лимита бюджетных обязательств;
- расчет потребности в ресурсах для осуществления закупки;
- выбор формы размещения заказа;
- установление максимальной цены контракта;
- установление желаемой периодичности закупок.
Сформированные планы согласовываются с финансовым подразделением таможенного органа, утверждаются руководством и направляются структурному подразделению таможенных органов, осуществляющему функции по размещению заказов. Оно на основании представленных планов составляет график размещения заказов. Организация размещения заказа таможней показана на рис. 8.2.
Рис. 8.2. Организация размещения заказа таможней
Размещение заказовосуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона в электронной форме, или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика.
Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. Оценку и сопоставление конкурсных заявок, поданных участниками размещения заказа, осуществляет конкурсная комиссия таможенного органа.
Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
7) цена контракта;
8) другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (например, при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских работ конкурсная комиссия вправе учитывать также такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса).
Каждому критерию при оценке заявок участников присваивается коэффициент значимости (весомости). Оценка заявок производится с использованием не менее 2 критериев оценки заявок, одним из которых является критерий "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги"), значимость которого не может быть менее 35 процентов.
Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Аукцион, согласно официальной позиции Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы, является приоритетной формой размещения заказа, так как считается наиболее прозрачной и некоррупционной процедурой. Проблемой при закупках на аукционах может быть поставка товара, не отвечающего ожиданиям заказчика, но формально подходящего под описание в документации об аукционе. В России с 1 января 2011 года заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии с главой 3.1 Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Такой порядок введен при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечень, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р и осуществляется на электронных площадках, определенных по результатам отбора.
Запрос котировок – это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. ФТС России вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок. Установлена граница размещения заказа путем запроса котировок по начальной (максимальной) цене контракта.
Таможенные органы могут также размещать заказ у единственного поставщика(исполнителя, подрядчика). При этом заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику), если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; оказываются услуги водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах, где только один поставщик может предоставить эти услуги; возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, а также в других случаях, предусмотренных законодательством о размещении государственных заказов.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Законом о размещении государственного заказа введены преференции в отношении отдельных участников процедур размещения заказа: учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, а также субъектов малого предпринимательства. Предусматривается через систему государственных закупок ввести меры поддержки для некоторых отраслей экономики в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Для осуществления закупок таможенными органами разрабатывается необходимая конкурсная (аукционная) документация. Помимо требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, удовлетворяющим потребности таможенных органов, в ней должны быть указаны максимальная цена контракта (или единицы товара, услуги). Эти условия требуют от таможенных органов знания особенностей региональных рынков, изучения предложения товаров на рынке, их ценового диапазона, условий поставки.
ФТС России или уполномоченный орган для осуществления функций размещения заказа может привлечь на основе договора специализированную организацию. Специализированная организация получает право разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. Привлечение специализированной компании по организации и проведению конкурсов (аукционов) позволяет значительно сократить время на их подготовку и снизить вероятность технических ошибок при подготовке различных документов, детально проработать ценовые предложения участникам конкурса, контролировать ход подготовки конкурса, своевременно прогнозировать и оперативно решать проблемы, возникающие в процессе его проведения. Заказчик должен определить ключевые положения проведения процедуры закупок. Федеральная таможенная служба (заказчик) или уполномоченный орган создает комиссию по размещению заказа, определяет начальную цену государственного контракта, предмет и существенные условия государственного контракта, утверждает проект контракта, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменения. Подписание государственного контракта осуществляется заказчиком.
Таможенные органы могут приобретать необходимые им материальные ресурсы как в форме централизованных закупок, так и самостоятельно (децентрализованно). Централизованно приобретается форменное обмундирование, бланочная продукция, технические средства таможенного контроля, оружие и со складов тыловых постов или региональных таможенных управлений поступают в таможенные органы. Кроме того, централизованно осуществляется обеспечение таможенных органов средствами передачи данных, средствами защиты информации, приборами таможенного оформления и контроля, печатной продукцией, транспортными средствами.
Самостоятельно таможни закупают топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары. Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, является Министерство экономического развития Российской Федерации. Созданная Министерством экономического развития РФ Единая автоматизированная система государственных закупок в рамках проекта «Электронная Россия» призвана обеспечить оперативность, прозрачность и подконтрольность государственных закупок. Единая автоматизированная система включает целый ряд подсистем, ориентированных на выполнение отдельных задач в общем процессе электронных государственных закупок. К ним относятся:
· портал государственных закупок Минэкономразвития России;
· система государственного мониторинга цен закупаемой продукции;
· система прогнозирования объемов закупок;
· система классификации закупаемых товаров, работ, услуг.
Портал государственных закупок Минэкономразвития России является единым федеральным информационным ресурсом по государственным закупкам в сети Интернет. На портале публикуются извещения о проведении конкурсов, конкурсная документация, а также результаты проведения закупок. Централизованная публикация и консолидация сведений о государственных закупках позволяет снизить затраты на обобщение информации, проведение анализа закупок и контроль расходования средств налогоплательщиков. Министерством экономического развития РФ утвержден единый классификатор продукции, закупаемой для государственных нужд. Он обеспечивает сопоставимость сведений о закупаемой продукции, позволяет проводить анализ и контроль закупок.
Специалисты считают, что использование в закупках открытых конкурсов может обеспечить в среднем 10–15 % экономии средств заказчика, но только при правильном использовании конкурсной процедуры. Кроме предмета закупки и требований к поставщикам, о которых шла речь в предыдущих разделах, значение имеют объем.
8.4. Капитальное строительство в таможенном деле
Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность, направленная на проектирование и строительство объектов, необходимых для осуществления функций таможенного дела, а также создания бытовых, социальных, культурных условий жизнедеятельности кадров таможенных органов. Федеральная таможенная служба осуществляет функции государственного заказчика по строительству таможен и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры.
Капитальное строительство производится в соответствии со стратегией и ведомственными программами развития ФТС России, определенными приоритетными направлениями развития таможенной инфраструктуры и таможенных технологий, федеральными целевыми программами, в реализации которых принимает участие таможенная служба.
Подготовкой предложений и разработкой перспективных программ капитального строительства, капитального ремонта и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, а также приобретением имущества и оснащением таможенных органов занимается Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России. Для реализации поставленных задач в сфере капитального строительства ГУТО наделено рядом полномочий, при реализации которых оно:
- обеспечивает подготовку и утверждение заданий на проектирование таможенных объектов;
- организует в установленном порядке разработку, рассмотрение, согласование и утверждение проектно-сметной документации на капитальное строительство и капитальный ремонт таможенных объектов, контролирует требуемый уровень проектных решений;
- осуществляет государственную экспертизу предпроектной документации и технико-экономических обоснований (проектов) строительства;