Древнерусская народность
С X—XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян.
Его интерпретация положила начало расхождениям между исследователями в понимании процесса формирования белорусской этнической общности. Эти расхождения обусловлены не только сложностями познавательного характера, но и, как уже отмечалось, социальной и мировоззренческой позициями самих ученых. Предметом», разногласий является проблема древнерусской народности. Ее решением предопределяется и суть предлагаемых концепций возникновения белорусской, равно как русской и украинской, общности [7].
Суть указанной проблемы состоит в ответе на вопрос: существовала ли в действительности такая историческая общность людей, как древнерусская народность или она есть лишь плод воображения исследователей? В зависимости от содержания ответа даются и интерпретации процесса формирования белорусской, русской и украинской этнических общностей. Если она существовала, то формирование указанных трех общностей произошло в результате процесса дифференциации древнерусской народности; если она есть плод воображения ученых, то формирование белорусской, русской и украинской общностей выводится из процесса непосредственной консолидации различных групп летописных племен.
Отметим сразу, что концепция белорусской государствености, которая положена в основу официальных изданий по истории Беларуси, исходит из факта существования в прошлом древнерусской народности [8]. Далее будут приведены соответствующие доводы, но предварительно рассмотрим значение понятия «народность».
Особых расхождений между отечественными исследователями относительно того, что такое народность и какими признаками она обладает, не наблюдается. Практически все они сходятся на том, что это — территориальная общности людей, которая по уровню социокультурного развития занимает промежуточное положение между союзом племен и нацией и которая характерна для раннеклассовых обществ. В числе признаков народности обычно указываются государственное и территориальное единство, наличие общего названия (или самоназвания), общность языка, культуры, религии, законодательства [9].
Термин «древнерусская народность», вошел в оборот в середине XX в. и применяется для обозначения этнического единства восточных славян времен Киевской Руси. Одновременно он используется для того, чтобы отличить жителей древней Руси, которые называли себя рускими или руськими, от современных русских. До того с тем же значением применялись термины «руская народность», «руский народ», «руские славяне», «восточные славяне», «славянская народность» [10]. В настоящее время в литературе наиболее употребительным является термин «древнерусская народность», хотя и другие также используются в зависимости от контекста изложения применительно к населению древней Руси. Вернемся к тому периоду этнической истории восточных славян, исходный рубеж которого относится к концу IX — началу X вв. и заканчивается серединой XIII в. Это была эпоха Киевской Руси — время возникновения и существования крупнейшего средневекового государства Восточной Европы. Что касается этногенетических процессов, происходивших на его территории, то известный украинский историк и археолог П.П. Толочко сказал о них так: «Если заняться арифметическим сложением высказанных за время более чем 200-летних исследований мыслей, подавляющее большинство составят то, что так или иначе утверждали этническое единство восточных славян киеворуских времен» [11]. Историки же, утверждавшие, что уже в эпоху Киевской Руси фактически определились три восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы, — составляют незначительное меньшинство. Правда, в постсоветский период, когда эти народы обрели свою государственную суверенность, часть историков вновь стали реанимировать данную мысль. Это те исследователи, которые восприняли новые реальности как своеобразный социальный заказ на идейное обоснование нынешней политической и этнокультурной ситуации историческими традициями [12].
Практически весь огромный фактический материал, относящийся к киеворуской эпохе истории этнического развития восточных славян, неопровержимо свидетельствует о существовании особой этнотерриториальной общности — древнерусской народности. Ее возникновение явилось результатом процесса сглаживания племенных различий восточных славян, который был обусловлен потребностями их политического, экономического и культурного развития.
Согласно современным представлениям об этногенезе, формирование народности и государства есть взаимообусловленные исторические процессы. В данном случае сначала в Среднем Поднепровье на рубеже УШ-ГХ вв. складывается государственное образование Русь с центром в Киеве, которое затем берет на себя функцию защиты всех восточнославянских земель от внешних завоевателей. Так в последней четверти IX в. возникло государство восточных славян Русь, книжное название которого — Древнерусское государство, или Киевская Русь. Правили этим огромным по средневековым меркам государственным образованием русские князья династии Рюриковичей. Одновременно происходил процесс консолидации восточных славян в единую этнокультурную общность. В этом государстве существовали единые язык, культура и законодатель ство, а с 988 г. в нем начало утверждаться христианство в греко-византийской его разновидности — православие. Постепенно население Древнерусского государства отказывалось от племенных самоназваний и стало сознавать свою принадлежность к Руси. Например, последние упоминания в летописи полян датируется 944 г., северян — 1024, древлян — 1136, дреговичей -1149, кривичей — 1162, радимичей — 1169 г. [ 13]. В то же время в летописях XII—XIII вв. «русью», «русичами», «русинами», «руськими» называлось население практически всех крупных городов этого государства, в том числе Полоцка, Витебска, Турова, Пинска, Менска, Берестья, Городни и др.
Надо заметить, что уже в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, литературном памятнике 1049. г., употреблено понятие «народ русский» [14]. Следовательно, известный русский историк В.О. Ключевский допускает, по крайней мере, неточность, утверждая, что «нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ», и тем более он неправ в своем суждении, что в половине XI в. «еще не существовало самого этого народа» [15]. На данные положения В.О. Ключевского непременно ссылаются те отечественные исследователи, которые ставят под сомнение или вовсе отрицают существование древнерусской народности и самого древнерусского государства. Это при том, что сам В.О. Ключевский, существование русской народности не отрицал, но считал, что «к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом вырабатывается русская народность» [16].
Самым убедительным доказательством существования уже в XI в. древнерусской народности и ее государственности является самосознание восточных славян в указанное время, которое получило свое закрепление в их самоназвании — народ (язык) русский, а также в названии принадлежащей им территории или, если употребить современный термин, страны их проживания — Русская земля, или просто Русь.
Название «Русь»
Словом «Русь» первоначально называлось восточнославянское княжество с центром в Киеве и составляющее его население; впоследствии название «Русь» стало прилагаться ко всем восточным славянам и их государственности. Свою принадлежность к Руси сознавали и предки современных белорусов. Относительно происхождения этого названия существует несколько версий. Согласно одной, летописной, название Русь восходит к наименованию появившихся на славянских землях скандинавских (норманнских) викингов-варягов из племени русь. По другой версии, также основанной на летописном сообщении (ее автором является историк Б.А. Рыбаков) - это было название соседнего с полянами племени, которое помещалось на реке Рось, притоке Днепра, и имя этой реки связано с названием племени. В последующем эти два племени - рось и поляне - слились в одно, за которым закрепилось название Русь. Факт такого их слияния, считает Рыбаков, отражен в летописной фразе: «Поляне, яже ныне зовомая Русь». Согласно третьему предположению, которое разделяет ряд исследователей, термин «русь» имеет глубокие корни в извечном славянском мире и такое название могли иметь славяне в первоначальном ареале их формирования, которые затем разнесли его по всему пространству своего расселения. Поэтому не поляне со временем стали называться русью, а часть ру-си стала называться полянами после расселения восточных славян, подобно тому, как другие получили дополняющие имена древлян, дреговичей, радимичей, северян, вятичей, кривичей и т.д. Вопрос о происхождении названия «Русь» остается открытым и поныне.
Источники: Беларуская энцыклапедыя:у 18т. Мiнск, 2001. Т. 13. С.422-473; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 46; Загарульскi, Э.М. Заходняя Русь: IX—XIII стст. /Э.М. Загарульскi. Мiнск, 1998. С. 52-58.
Таким образом, в IX—XI вв. в результате консолидации различных восточнославянских общностей — полян, древлян, северян, волынян, хорватов, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, словен и других — сформировалась новая, восточнославянская этническая общность — древнерусская народность. Ее единство оказалось столь прочным, что в эпоху феодальной раздробленности Руси сама народность не только не распалась, по и еще более консолидировалась [17]. Согласно Б.А. Рыбакову, вплоть до XIV в. — времени Куликовской битвы — восточные славяне продолжали считать себя одним целым. О прочности древнерусской народности свидетельствует и тот факт, что после разрыва под ударами монголов связей между русскими землями возникло не 15 территориальных общностей, как это было в период раздробленности Киевской Руси [ 18], а три восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы.