Главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер
Предмет и методы ТГП
Теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности и тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.
Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.
Предмет науки – это та область познания, на которую данная дисциплина направлена.
Определить предмет ТГП – значит установить круг тех общественных явлений, институтов, которые она изучает.
Предмет изучения ТГП– наиболее общие и существенные закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Предмет ТГП в юридической науке определяется единообразно.
Предмет ТГП не является застывшим, он изменяется и развивается с течением времени. Так, проф. Венгеров предложил относить к предмету ТГП не только закономерное, но случайное. Это справедливо, т.к. на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайного (стечение обстоятельств, появление на полит. арене отдельных лидеров).
Говоря о ТГП надо различать еѐ как науку(это система знаний о гос-ве и праве, о их свойствах и о соотношении с другими социальными явлениями и дисциплинами) и как учебную дисциплину(это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений).
ТГП – это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исследует весь комплекс и систему государственно-правовых явлений и процессов, разрабатывает систему научных понятий и категорий, разрабатывает методы познания государственно-правовых явлений и процессов
Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права.
Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.
Наука – это теоретическое отражение действительности, система обобщѐнных знаний.
ТГП – это система обобщѐнных знаний о государстве и праве. ТГП – юридическая наука ТГП – изучает ГП в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;
ТГП – учебная дисциплина ТГП – содержит сведения о науке.
Объект ТГП – ГП, государственно-правовые явления.
Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.
Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Характерные черты предмета ТГП:
общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));
основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);
общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);
единство науки (ТГП – единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).
Предмет ТГП:
закономерности возникновения, функционирования и развития ГП;
сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;
основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.
Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.
Методология – это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.
Метод ТГП – совокупность приѐмов и способов, с помощью которых изучается право и государство.
Методы разделяются на:
1. общефилософские (мировоззренческие) методы – охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения (тесно связаны с другими науками, определяют подход к изучению ГП в целом):
метафизический – исходит из неизменности начал всего существующего в мире;
диалектический материализм – противоположен метафизике – все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике (метафизика), а в динамике (диалектика);
агностицизм – отвергает саму возможность познания всего сущего;
идеализм – связывает существование ГП либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие ГП, а внутреннее духовное начало. В итоге мир непознаваем. Подвиды идеализма (ХХ век):
Прагматизм – понятие научной истины неуловимо, истина всѐ то, что приносит успех.
Интуитивизм – исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.
2. общенаучные (общие) методы – распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:
Исторический метод – требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;
Логический метод – позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;
Анализ – мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения) и санкции;
Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.
Системный метод – рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;
Функциональный метод – выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).
3. частнонаучные (частные, специальные) методы – используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:
Статистический метод – использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);
Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;
Метод конкретно-социологических исследований – анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);
Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;
Сравнительный метод – сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними;
математический метод
кибернетический метод
синергетический метод
собственно - правовые методы (сравнительно-правовой и формально-правовой методы):
4. специальные юридические методы:
формально-логический (догматический) метод – изучение, систематизация и толкование норм действующего права;
сравнительный – сопоставление сходных объектов познания;
исторический – закономерности становления и развития ГП.
2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе
В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своѐм развитии оно прошло несколько периодов.
Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.
Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:
Ранний – период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;
Средний – период зрелости первобытного общества, родовая община;
Поздний – период распада родовой общины или эпоха классообразования.
Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация – первобытное общество проходит два этапа или периода:
Первый – период присваивающей экономики;
Второй – период производящей экономики.
Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, еѐ разложение пришел к формированию государства.
Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.
Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку.
Власть в первобытном обществе принято называть потестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.
Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей.Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племен. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда.
На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного управления,т.е. той формы, которая соответствовала уровню человека. Власть носила общественный характер,поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и еѐ члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.
В первобытной общине существовали следующие институты власти:
- Лидер;
- Совет старейшин;
- Общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы.
Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.
Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.
В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины.
Совет старейшин формировалсятакже путем выборов из числа более уважаемых членов общины по их личным качествам.
Т.к. первобытном обществе власть основывалась на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием или советом старейшин. Его власть не была наследственной
Для власти первобытного общества на первом этапе его существования были характерны следующие особенности:
1. верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равным правом голоса;
2. внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;
3. власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
4. род выступал органом защиты своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.
Главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер
В обществе с присваивающей экономикойсуществовала нерасчленѐнность мифологического и традиционно бытового регуляторов, зачаточного права и морали. Эти регуляторы - мононормы –единые, общие для всех правила поведения.Первобытный человек не разделял прав и обязанностей, не выделял виды норм. Мононормы регулировали след. виды отношений:
- брачно-семейные
- половозрастное разделение труда
- правила разрешения споров между членами общины
- отношения по распределению пищи и правила охоты
- правила ведения войны между племенами.
Для мононорм характерна тотемная форма.Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты (табу), небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания.
Нормативная система этапа присваивающей экономики первобытного общества характеризуется следующими особенностями:
1. это система господства общего над индивидуальным, т.к. вне общины человек выжить не мог.
2. это система выступает в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу их объективной целесообразности.
3. внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимом единством биологических, моральных. Религиозных и обрядово-ритуальных требований.
4. в структуре мононорм преобладают запреты ( табу)
5. мононормы носят характер казуистичности, в них отсутствуют обобщающие правила и они не были привязаны к предметам реального мира.
В связи с изменениями природно-климатических условий, уменьшением биомассы животных (из-за постоянной охоты на них и вырубки леса), люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди заметили, что проще разводить, одомашнивать животных, чем вести на них постоянную охоту – появилось скотоводство. Появилось первое разделение труда, производственный результат в значительной степени стал зависеть от отдельной личности. Впервые стал появляться избыточный продукт, который может свободно отчуждаться. Разделение труда повлекло совершенствование орудий труда, их разнообразие – ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства. Появился обмен результатами труда между скотоводами, земледельцами и ремесленниками – появились купцы.
Индивидуализация труда и получение избыточного продукта привели к делению собственности на частную (созданную личным трудом) и общую (полученную от предков, землю). Частная собственность сосредотачивалась в руках лиц, осуществлявших властные полномочия, сначала эпизодически, потом системно. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, получают привилегии (на часть военной добычи и т.д.). Публичная власть все больше отдалялась о общества, расширялись ее полномочия, общество поделилось на богатых и бедных. Появились рабы – пленники других племен.
Нормативная система этапа производящей экономики первобытного общества характеризуется следующими особенностями:
1. происходит расщепления мононорм и постепенное обособление разл. видов нормативных регуляторов.
2. усложняется структура регулирование поведения людей. Появляются 4 главных способа регулирования:
- что должно
- что нельзя
- что можно
- что безразлично для общества (можно действовать по своему усмотрению)
3. появляются письменные источники (агрокалендари)
4. нормативное регулирование носит общесоциальный характер. Лишь со временем эти правила политизируются и приобретают классовое содержание.
5. путѐм санкционирования обычаев, которые власть поставила под свою защиту, проявляется право и делается строго обязательным для всех.
6. происходит процесс дальнейшего формирования права.
Причины возникновения государства:
1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);
2. возникновение частной собственности;
3. возникновение классов.
В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу – они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин – способствовали выживанию родовой общины.
Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем – объединение нескольких родов близких по родственным связям.
3. Место ТГП в системе общественных и юридически наук. Функции ТГП как науки
ТГП - тоже общественная наука, т.к. изучает явления, существующие в обществе.
Теснее всего она связана с такими науками:
- Философия(это мировоззренческая основа всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами. Разрабатывает идею государства и права через призму ценности и или антиценности для общества и отдельного человека. В ТГП активно используются такие философские категории как сущность, форма, содержание, целое, система и структура и др.)
- Политология(как наука о политике, политических процессах, политических нормах. Изучает политику шире (в т.ч. политические системы мира, политические партии нормы политической этики и т.д.), чем юридическая наука. ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений).
- Социология(более приближена к практике, т.к. это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние разных социальных факторов на государство и право, которые не являются еѐ исключительным объектом изучения).
- Экономическая наука(развитие государственно-правовых явлений зависит от экономических факторов. ТГП определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества)
- Герменевтика(наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов)
ТГП не имеет монополии на рассмотрение государства и права, но у неѐ есть свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Она делает акцент на юридических началах в функционировании государства и права.
Все юридические науки можно разделить на след.группы:
1. теоретико-исторические (ТГП, история государства и права, история полит.учений и др.)
2. отраслевые юридические науки ( гражданское право, уголовное право и др.)
3. прикладные (криминалистика, криминология, судебная медицина и др.)
4. организационные (судоустройство, организация нотариата, адвокатуры, прокуратуры и др.)
5. международные (МПП, МЧП, космическое право, морское право и др.)
По отношению ко всем юридическим дисциплинам ТГП выступает обобщающей наукой, имеющей направляющее знание. Разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.
По отношению к другим юридическим наукам ТГП является фундаментальной наукой, т.к. раскрывает отношения и связи государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются этими науками.
ТГП имеет методологическое значениедля других наук, т.к. разрабатывает базовые концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые другими науками.
ТГП – исходная по отношению к другим юридическим наука, т.к. от уровня еѐ развития зависит состояние юриспруденции в целом.
Между ТГП и другими юрид. науками существует двустороння связь и взаимодействие.
Итак, ТГП – это наука общественная, политическая, обобщающая, исходная, фундаментальная и методологическая.
Функции ТГП как науки:
1. Гносеологическая– (изучение теории познания) – изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, определение их сущности, содержания и тенденций развития;
2. Онтологическая– (учение о бытии) – определение, что такое ГП, как и в силу каких причин они возникли, что они представляют собой в настоящий период и каково их будущее;
3. Эвритическая– (искусство нахождения истины, новых открытий) – открытие новых закномерностей в развитии науки ГП;
4. Методологическая– выработка общей теорией познания государственно-правовых явлений, методов;
5. Идеологическая– разработка и формулирование основных идей и базовых концепций правовой политик государства;
6. Воспитательная– воспитывать уважение к праву, к закону, способствовать повышению правовой культуры;
7. Практически-организаторская– подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства, улучшению работы органов государства, укреплению правопорядка, выявлению противоречий и т.д.;
8. Прогностическая– формулирование прогнозов относительно развития не только отдельных государственно-правовых институтов ли актов, но и динамики преступности, дальнейшего развитися государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.
4. Предпосылки появления государства
Неолитическая революция(эпоха позднего неолита нового каменного века, продолжалась несколько тысячелетий). Переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия.
Переход к производящей экономике сопровождался общественным разделением труда, которое пришло на смену естественному разделению труда господствовавшего в период присваивающей экономики. Обычно вслед за Энгельсом выделяют три крупных общественных разделения труда: первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым - ремесло, позже обособился класс людей, занятых только товарным обменом - купцы. Это третье крупное разделение труда. Разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт.
С появлением избыточного продукта появляется имущественное и социальное расслоение людей.Появилась частная собственность. Выделяются семьи, в руках которых сосредотачиваются материальные блага, богатства. Появляются богатые и знатные люди. Наряду с ними появляются и другие слои, сословия, касты. Наряду с появлением различных социальных групп, сословий, каст появляются классы. Первый класс были рабы. Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт.
На поздних этапах перехода к производящей экономике на смену родоплеменной организации приходит промежуточная организация (ранее государственное образование), которую принято называть протогосударством. Во многом сохраняются черты родоплеменной организации, поскольку здесь существует старейшины, вожди и другие должностные лица, характерные для родоплеменной организации. Вместе с тем в период протогосударства происходит усиление власти вождей и старейшин и постепенно их власть перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Кроме того, в период протогосударства постепенно складывается управленческий аппарат (состоит из людей осуществляющих управление различными сферами общественной жизни). На смену родовой общине пришла территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности. В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла необходимостьво внешней власти, а, следовательно, в формировании сначала городов-государств, а потом и государства, как особой организации политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением.
Города-государства– это поселки (селения), в которых, как предполагают, ученые, проживали свободные общинники-земледельцы; селились по территориальному, а не по родовому признаку и представляли собой соседскую общину.
Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему территории; там проживали вождь, жрецы, чиновники; имел четкую систему территориального расселения, социально дифференцированную по имущественному признаку, по принципу разделения труда (кварталы оружейников, горшечников, воинов, купцов).
Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов, стал наследственный механизм передачи должностей, а власть открывала путь к присвоению прибавочного продукта.
Многочисленные функции государственного управления (управление общинным земледелием, выполнение общественных ритуалов, защита от военных нападений и другие) потребовали разветвленного аппарата управления, который постепенно обособился от основной массы населения, в результате чего появился социальный слой людей, которые выполняли чисто управленческие функции.
Таким образом города-государства стали системой нового типа – политическим (выражали и защищали интересы всего общества), структурным и территориальным образованием.
Вывод: государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике.
Необходимо отметить точку зрения тех исследователей, которые говорят о двух путях возникновения государства:
1. Восточный (азиатский) – данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления, превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего
государственного аппарата.
2. Западный (европейский) – дынный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые государства везде были раннеклассовые.
Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет три основные формы возникновения государства:
афинская форма – реформы Тезея (учредил центральную власть и поделил население на три класса вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных – наделялись исключительным правом замещения должностей), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников)); реформы Солона (четыре класса по имущественному цензу (размер и доходность землевладения); управленческие должности могут занимать – представители трех высших классов, четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании); реформы Клисфена (разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи));
древнеримская форма – государство формировалось в результате борьбы между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом.
древнегерманская форма – древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.
5. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и другие
Теологическая (религиозная, теократическая) теория(теос – бог – государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме). Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана). Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 – 1515), на Западе – средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 – 1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.
Патриархальная (патерналистская) теория(государство это большая семья) (Аристотель, в Китае – Конфуций, 551 – 479 до н.э.),основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век), Николай Михайловский (Россия, 1842 – 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы. Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.
Договорная (естественно-правовая) теориязародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечен