Дипломатия Екатерины II. Разделы Польши
В правление Екатерины II было проведено множество реформ в сферах государственного и губернского управления, издания законов, культуры, просвещения и здравоохранения. Причем, результаты этих реформ на много лет вперед предопределили как внутреннюю, но и внешнюю политику государства.
Сразу же после вступления на престол Екатерина II начала активную деятельность в сфере внешней политики. Ни один серьезный вопрос в этой области не проходил мимо нее, ни одно ответственное решение не принималось без непосредственного ее вмешательства.
В дальнейшей своей дипломатической деятельности Екатерина II неоднократно акцентировала внимание на национальном авторитете России посредством церемониала. При Екатерине II введено было новшество, подчеркивавшее высокое положение России среди прочих государств Европы. В процессе официального представления императрице иностранные послы должны были употреблять французский язык, бывший в то время международным. Если же посол произносил приветствие на своем родном языке, то Екатерина отвечала на русском, хотя и знала его недостаточно хорошо. Та же цель – не уронить достоинства России, присутствовала и в обычае целовать руку императрицы. То есть, даже правила этикета были направлены на укрепление международного статуса Российской империи.
Однако международное положение Российской Империи во время начала царствования Екатерины II было настолько неавторитетным, что молодой императрице в первую очередь приходилось принимать меры к восстановлению международного престижа России, расшатанного за время правления Петра III выходом из Семилетней войны и резким переходом от союза с Австрией к союзу с Пруссией.
В позиции, которую заняла Екатерина в отношении участников Семилетней войны, проявилось новое направление международной политики России.
Новый внешнеполитический курс заключался в том, чтобы Россия могла следовать собственным принципам, соответствующим ее интересам, не находясь в зависимости от желаний иностранных государств.
В связи с этим Екатерина II направила все свои усилия к тому, чтобы заставить западноевропейские державы служить интересам Российской империи. Кроме того, в целях Екатерины было присоединение к Российском империи украинских и белорусских земель, находящихся под властью Речи Посполитой; укрепление положения России в Прибалтике; продвижение к Черному морю.
Первым серьезным дипломатическим шагом Екатерины можно назвать оборонительный союз с Пруссией, заключенный в апреле 1764 года в Петербурге. Секретными статьями договора были предусмотрены: денежная субсидия России от Пруссии в случае войны с Турцией, единство действий в Швеции и недопущение каких-либо изменений в конституции Польши, так как обе договаривавшиеся державы были заинтересованы в поддержании политической слабости Речи Посполитой.
В 1766 году был заключен торговый договор с Англией. Причиной заключения такого договора стало согласие в польском вопросе, в котором и Россия, и Англия были единодушны. Кроме того, у этих стран имелся один общий противник – Франция, что, в сущности, и привело к единству действий русской и английской дипломатии и в Швеции, находившейся в союзе с Францией.
Не менее серьезно Екатерина II относилась и к союзу с таким, казалось бы, не имеющим большого веса на мировой арене государством, как Швеция. Но здесь имелось значительное обстоятельство: нельзя было допустить возобновления франко-шведского союза.
Поэтому Российская империя стремилась искусственно сохранить архаическую форму шведского государственного устройства и поддерживала на сейме англо-руссофильскую партию. На создание и поддержание этой партии русское правительство тратило очень значительные средства; большие субсидии выплачивались и шведскому правительству.
Поддержала Россия и Данию, которой в 1765 году были уступлены голштинские владения великого князя Павла Петровича в обмен на заключение договора о помощи в случае войны с Турцией.
Видя такую наступательную политику со стороны Российской Империи, Австрия и Франция прибегли к содействию Турции. Под непосредственным воздействием австрийского и французского послов Турция в конце 1768 года объявила войну России.
В результате был выдвинут вопрос о разделе Польши, что дало виток новым дипломатическим шагам Екатерины II.
В связи с войной с Турцией в 1768 году был образован особый совет для обсуждения военных и политических дел. Совет, как задумала Екатерина II, должен был решать только общие вопросы, не входя в детали, поскольку она сама лично рассматривала все основные проблемы внешней политики, а поэтому совет не мог играть большой роли.
Как только началась турецкая война, прусский король Фридрих II сразу же открыто выступил с проектом раздела Польши, при этом предлагая России за счет польских земель не только вознаградить себя за военные издержки, но и получить помощь со стороны Пруссии и Австрии против турок.
С величайшим мастерством Екатерина II оттягивала прямой ответ, несмотря на чрезвычайную настойчивость прусского короля. Императрица хотела точнее узнать намерения своего союзника и, по возможности, снизить его требования. И только заключение Австрией летом 1771 года оборонительного союза с Турцией заставило русское правительство принять поспешное решение о разделе.
В начале 1772 года по поводу раздела Польши между заинтересованными державами было достигнуто предварительное соглашение, окончательно скрепленное только в августе.
На основании соглашения о разделе Россия получила польскую часть Ливонии и часть Восточной Белоруссии. За это ей пришлось понизить свои требования в отношении Турции.
В дальнейшем по Кучук-Кашарджийскому договору 1774 года Россия получила Кинбурн, Керчь, Еникале и Азов и добилась признания независимости Крыма. При этом, последний пункт Кучук-Кайнарджийского договора открыл дипломатии Екатерины II возможность вмешательства в крымские дела: это завершилось в 1783 году присоединением Крымского полуострова к владениям Российской империи. Екатерина II при подписании договора активно использовала старые приемы дипломатического воздействия, особенно широко – демагогическую агитацию среди православного населения в чужих странах, что во многом предопределило удачное завершение дипломатической «сделки».
С конца 70-х годов Екатерина, получив от союза с Фридрихом II все, что могла, начинает искать новые пути в своей европейской политике.
Чувствуя силу государства, во главе которого она стояла, русская императрица желает играть решающую роль в судьбах Центральной Европы и осуществить свою мечту – быть вершительницей судеб Европы.
Этому во многом способствовала нестабильная обстановка между Пруссией и Австрией. Разумеется, Фридрих как союзник рассчитывал на военную помощь от России, однако Екатерина предпочла роль дипломата-посредника и обратилась в Вену с грозной декларацией, предлагая Австрии согласиться на условия Пруссии.
В результате, благодаря настойчивости Екатерины, был заключен Тешенский мир 1779 года, ставший, в сущности, триумфом русской императрицы. Ведь она выступала здесь не только в качестве посредника, но и гаранта закрепленного договором порядка. С этого момента Россия фактически становилась участником дел Пруссии.
Фридрих заметно терял авторитет в делах управления своим государством, что проявлялось в таких фактах, как обращение немецких князей к русской императрице за разрешением своих споров и недоразумений. Более того, Екатерину II в Пруссии нередко прославляли как спасительницу.
Однако не только Пруссия была объектом дипломатической деятельности Екатерины II. Англия, сражаясь с Америкой, хотела использовать русские силы для этой войны, причем, даже предлагала за это России передачу острова Минорку. Но Екатерина и здесь предпочла роль дипломатического посредника.
28 февраля 1780 года Российская империя выступила со знаменитой декларацией о морском вооруженном нейтралитете, которая устанавливала права нейтральных судов на море защищать себя оружием. К этой декларации присоединились многие государства, но не Англия, против которой декларация и была направлена.
1780 же году Россия сблизилась и с Австрией: путем обмена письмами был заключен оборонительный союз и закреплен был одинаковый статус держав в отношении Турции и Польши.
И здесь открывается новая цель дипломатических ухищрений Екатерины II – полное изгнание турок из Европы и восстановление Греческой империи. По замыслу императрицы корона Греческой империи предназначалась ее внуку Константину Павловичу; из Молдавии и Валахии предполагалось образовать буферное государство Дакию; Австрия должна была получить западную часть Балканского полуострова.
Для этого были приняты самые активные меры. Торговый договор, заключенный с Францией в конце 1786 года, способствовал значительному улучшению отношений между обеими странами, в том числе и отказу Франции от антирусской агитации в Константинополе.
Знаменитое путешествие Екатерины в «Тавриду» имело целью демонстрировать подготовленность России к войне за Черное море, а участие в нем австрийского императора Иосифа скрепляло антитурецкий союз с Империей.
Примечательно, что поездки Екатерины II имели большое дипломатическое значение, поскольку нередко они сочетались с приглашением иностранных дипломатов к участию в таких путешествиях. В результате, в процессе непринужденных бесед с самой императрицей или ее представителями затрагивались, а нередко и разрешались, самые сложные дипломатические вопросы.
В 1787 году Порта, с поддержки Англии, объявила войну России. Согласно Могилевскому соглашению 1780 года в союзе с Россией выступила Австрия. Неожиданно в войну вступила и Швеция, попытавшаяся использовать удобный случай для возврата части потерянных при Петре прибалтийских земель. А Англия и Пруссия, теперь стоявшие на враждебной к России позиции, не допустили, чтобы Дания, союзница России, вмешалась в шведско-русскую войну. России стала угрожать опасность.
В результате, по миру в Вереле 1790 года, Швеция отказалась от какого-либо изменения границ. Шведская война и заключение сепаратного мира Австрией расстроили планы Екатерины в отношении Турции. Поход на Константинополь не мог состояться, а Ясский мир 1791 года только продвинул границы России до Днестра и утвердил односторонний акт о присоединении Крыма.
Но все же результаты дипломатической деятельности Екатерины II были ошеломляющими. Императрицей были решены задачи, поставленные еще в XVII веке и начавшиеся разрешаться при Петре I.
Екатерина II воссоединила земли, населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами. Россия заняла твердую позицию на Черном море.
Российская империя завоевала решающий голос в делах общеевропейских, особенно в отношении положения на Балканском полуострове.
В результате возросшее в течение XVIII века международное значение России сказалось и в том, что постепенно за ее правителями был признан присвоенный им императорский титул, в то время как Западная Европа раздиралась внутренними противоречиями.
Во многом, благодаря успешной и мудрой внешней политике Екатерины II, Россия сумела занять выдающееся положение среди прочих европейских держав.
РАЗДЕ́ЛЫ ПО́ЛЬШИ, разделы Польского государства между Россией, Пруссией и Австрией в 1772, 1793 и 1795. Польская проблема была одной из основных во внешней политике России на протяжении всего 18 в. Россия была заинтересована в слабой и послушной Польше, а в перспективе и в возвращении под российский скипетр польских земель, когда-то входивших в состав Киевской Руси. Кризисное состояние польской государственности (выборный, почти лишенный реальной власти король и плохо управляемый сейм, на котором всякий рядовой шляхтич мог наложить вето на любое решение) способствовало достижению этих целей, и уже со времени Петра I Россия фактически диктовала свою волю некогда грозному противнику. В 1763, опираясь на силу русской армии и поддержку Пруссии, с которой ради этого был заключен союзный договор, Екатерина II добилась избрания на польский престол своего ставленника Станислава-Августа Понятовского. С его помощью русское правительство рассчитывало обеспечить в Польше свои интересы и, в частности, решить проблему прав польских православных (диссидентов). Но польский сейм и слышать не желал о каких-либо уступках православным. Правда, в Польше существовала партия влиятельных магнатов Чарторыйских, добивавшихся ограничения прав сеймов и установления наследственной монархии. Чарторыйские обещали России помощь в решении диссидентского вопроса, если та, в свою очередь, поддержит их планы. Но поддержать Чарторыйских значило нарушить условия соглашения с Пруссией, не желавшей укрепления польского государства.
Первый раздел
В 1768 положение еще более обострилось: против России выступила так называемая Барская конфедерация польских магнатов, в ответ на что вспыхнуло восстание православных крестьян — гайдамаков. Россия обладала достаточной силой, чтобы покорить Польшу, но этого не допустили бы Австрия и Пруссия, договорившиеся совместно поддерживать существующий в Польше политический строй. Так возник новый союз, приведший в конечном счете к первому разделу Польши. Против Барской конфедерации были посланы русские войска под командованием А. В. Суворова, довольно быстро сумевшего справиться с противником. Однако чрезмерная решимость России стала беспокоить теперь и другие европейские страны (в частности, Францию), которые, чтобы отвлечь внимание русского правительства от Европы, спровоцировали начало Русско-турецкой войны 1768-1774. Эта война, которая была в целом успешной для России, легла непосильным бременем на плечи русского народа, и правительство, осознав, что значительного усиления России за счет Турции европейские державы все равно не допустят, стало искать пути к миру. Но Турция, активно поддерживаемая Австрией, не желала идти ни на какие соглашения. Отказаться от поддержки Турции Австрию побудило лишь согласие России на раздел Польши, который инициировала Пруссия. В результате 25 июля 1772 тремя странами было подписано соглашение о разделе.
По первому разделу Польши Россия получила наиболее обширные территории польской Ливонии и части Белоруссии площадью 92 тыс. км2. Австрии досталась Малопольша с территорией в 83 тыс. км2, а Пруссии — лишь 36 тыс. км2 Великопольши. Однако в экономическом отношении отошедшие к России земли были наименее развиты, да к тому же Австрия и Пруссия получили свои доли без единого выстрела. Правда, оставшееся небольшое Польское государство сохранялось в зоне русского влияния и на протяжении ряда последующих лет фактически управлялось не столько королем Станиславом-Августом, сколько русским послом в Варшаве. Так продолжалось до конца 1780-х гг., когда сильная антикоролевская оппозиция в сейме решила воспользоваться тем, что руки России были связаны новой войной с Турцией, и переориентировать польскую внешнюю политику на союз с Пруссией. На основе подписанного в 1790 прусско-польского договора о взаимопомощи сейм принял ряд важных законодательных актов, самым значительным из которых была конституция 3 мая 1791. Как отмечают современные польские историки Л. Кондзеля и Т. Цегельский, это был «последний перед разделами акт самоопределения народа». При этом польским законодателям была свойственна характерная для Века Просвещения иллюзия, будто «уже само по себе утверждение нового государственного устройства умножит силы» страны.
Второй и третий разделы
Известие о польской конституции сильно встревожило русскую императрицу, увидевшую в ней отголоски французских революционных событий и вовсе не желавшую иметь что-либо подобное в непосредственной близости своих границ. Дождавшись пока Австрия и Пруссия увязли в войне с жирондистской Францией, Екатерина весной 1792 двинула в Польшу русские войска. Кампания была недолгой, и уже к лету русская армия контролировала всю территорию Речи Посполитой. В декабре того же года Петербург дал положительный ответ на очередное предложение Пруссии о новом разделе Польши, официально провозглашенном 9 апреля 1793. Итогом второго раздела была аннексия Пруссией территории в 58 тыс. км2 с крупными городами Гданьском, Торунем, Познанью. Россия же увеличила свои владения на 250 тыс. км2, присоединив к империи Вост. Белоруссию и Правобережную Украину. Но в Польше вспыхнуло широкомасштабное патриотическое движение во главе с Т. Костюшко. Поначалу восставшим даже удалось добиться некоторых успехов, но вскоре, после того как против них выступили австрийская и прусская армии, а командование русскими войсками вновь принял Суворов, стало ясно, что дело их обречено. В октябре 1795 с Польским государством было окончательно покончено: по третьему разделу Польши Австрия получила еще 47 тыс. км2 польских земель с г. Люблином, Пруссия — 48 тыс. км2 с Варшавой, а Россия — 120 тыс. км2, включая Зап. Волынь, Зап. Белоруссию, Литву и Курляндию.
В оценке причин разделов Польши и их последствий мнения историков разделились. С. М. Соловьев в «Истории падения Польши» выделил три фактора, три важнейших, как он считал, причины этих событий: 1) «русское национальное движение, совершавшееся... под религиозным знаменем; 2) завоевательные стремления Пруссии; 3) «преобразовательные движения, господствовавшие в Европе с начала века до конца его». Книга Соловьева, написанная в 1863, в целом отражала официальную точку зрения того времени, которая сводилась к тому, что разделы Польши были неизбежны, но некоторые историки последующего времени были более категоричны и винили в разделах Польши либо только самих поляков, либо страны-участницы разделов. Так или иначе разделы Польши негативно сказались на развитии взаимоотношений между русским и польским народами и на длительный период времени создали для России серьезную политическую проблему.