Правосубъектность банка
Под правосубъектностью понимается единство способностей субъекта иметь права и нести обязанности частно-правового и публично-правового характера, а также приобретать и осуществлять эти права и исполнять обязанности своими действиями, т.е. это понятие в качестве элементов включает гражданскую правоспособность и гражданскую дееспособность, а также права и обязанности в публичных отношениях.
В свою очередь, единство правоспособности и дееспособности подразумевает одновременность их возникновения, отсутствие возможности возникновения дееспособности не в полном объеме и допустимость ее последующего ограничения только при введении специальных режимов деятельности, что характерно для таких субъектов права, как юридические лица и публично-правовые образования.
Согласно судебной практике кредитные организации обладают специальной правоспособностью (правосубъектностью)( Абзац 3 п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», последний абзац п. 15 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке, являющегося приложением к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2005 г. № 90.)
Вместе с тем, если основываться на положениях Закона о банках и банковской деятельности, их правосубъектность обладает признаками, характерными для исключительной правоспособности (правосубъектности).
Для этого вида правоспособности (правосубъектности) характерно следующее.
Во-первых, у юридических лиц, правосубъектность которых ограничивается применительно не к организационноправовой форме, а к сфере деятельности, учредительные документы в части того, чем могут заниматься данные юридические лица, имеют сугубо второстепенное значение. Этот вопрос регулируется законами. Учредительными документами расширить этот перечень нельзя. Во-вторых, их деятельность также носит исключительный характер, т.е. не может совмещаться с иными видами деятельности, и ее не могут осуществлять другие субъекты без регистрации в качестве субъекта этой деятельности. В-третьих, для них получение лицензии расширяет правоспособность. До получения лицензии они вправе совершать только определенные действия, направленные на подготовку к осуществлению основной деятельности. Это связано с тем, что для этих категорий юридических лиц требование о лицензировании входит в состав
общего запрета осуществлять любую деятельность, кроме прямо разрешенной и только при наличии специальной лицензии. В-четвертых, принудительное лишение этих лиц лицензий является основанием для их ликвидации. В настоящее время исключительная правосубъектность закреплена законодательно.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 2 Закона об акционерных обществах и абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Обществотв течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специ- альным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
Исключительная правосубъектность отдельных видов юридических лиц позволяет уйти от основной проблемы организаций со специальной правоспособностью (правосубъектностью), а именно от сопоставления осуществляемой ими деятельности с целями, предусмотренными в учредительных документах, что носит оценочный характер.
Что касается кредитных организаций, то для них характерно следующее.
1. У кредитных организаций перечень разрешенных им видов деятельности не может быть расширен учредительными документами. Вопрос о сужении перечня видов деятельности (введения самоограничений) остается неурегулированным на законодательном уровне. Представляется, что учредители кредитной организации не должны иметь возможность запретить осуществлять кредитной организации банковские операции, поскольку в результате либо из- меняется универсальная специализация банков, либо происходит вмешательство в компетенцию Банка России по определению перечня операций небанковских кредитных организаций. Возможность введения самоограничений допустимо только в отношении иных сделок и видов деятельности кредитных организаций (не относящихся к банковским операциям).
В отношении небанковских кредитных организаций такая возможность признается Банком России, но это больше является рекомендациями по управлению рисками, чем по ограничению правосубъектности, поскольку касается не операций и сделок в целом, а их совершения с определенными субъектами либо в определенных формах. В частности, в целях минимизации риска ликвидности и кредитного риска в деятельности расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО) Банк России рекомендует предусматривать в их учредительных документах:
— исключение деятельности по привлечению средств физических и юридических лиц (например, путем выпуска собственных векселей);
— возможность размещения денежных средств от своего имени и за свой счет только в конкретных формах;
— открытие корреспондентских счетов, помимо корреспондентского счета в Банке России, только в банках, отвечающих определенным требованиям ( Пункт 1.5 Инструкции ЦБ РФ от 26.04.2006 № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением».)
2. Еще одной отличительной особенностью банковской деятельности, помимо того, что она осуществляется за счет средств, привлеченных на счета и во вклады, является ее исключительный характер, т.е. она не подлежит совмещению с основными видами предпринимательской деятельности (ч. 6 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом или в установленном им порядке.
Другие юридические лица без регистрации в качестве кредитных организаций банковские операции осуществлять не могут, за исключением указанных выше исключений, прямо предусмотренных законодательством.
3. За счет получения лицензии правосубъектность кредитной организации расширяется. В период, когда лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации еще не выдана, она вправе осуществлять только мероприятия по оплате уставного капитала (ч. 5 ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности), по получению здания (помещения), где она будет располагаться, в аренду, субаренду или безвозмездное пользование, если не предполагается вносить это здание (помещение) в ее уставный капитал, а также совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности кредитной организации, в том числе заключать трудовые договоры. В Законе о банках и банковской деятельности установлено, что кредитная организация вправе осуществлять банковские и иные сделки в иностранной валюте только при наличии валютной лицензии на осуществление банковских операций (ч. 5 ст. 5 названного Закона).
Однако в данном случае следует особо подчеркнуть, что сама возможность осуществлять все разрешенные сделки и виды деятельности, не относящиеся к банковским операциям, возникает у кредитной организации только после получения любой из лицензий Банка России на осуществление банковских операций. Иными словами, право на их осуществление связывается не с указанием в такой лицензии, а с фактом ее получения.
4. Отзыв или аннулирование лицензии на осуществление банковских операций является основанием для ликвидации кредитной организации (ст. 23.1 Закона о банках и банковской деятельности). В период после отзыва или аннулирования лицензии и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ее ликвидации осуществляются только действия, прямо разрешенные в ч. 12 ст. 20 Закона.
Наличие ограничений на деятельность кредитных организаций в период до получения лицензии на осуществление банковских операций и после ее отзыва (аннулирования) не позволяет говорить о наличии у нее в этот период общей правоспособности (правосубъектности).
Содержание исключительной правосубъектности кредитных организаций сводится к осуществлению (выполнению):
1) банковских операций;
2) банковских сделок;
3) иных сделок и видов деятельности в соответствии с законодательством РФ;
4) операций с ценными бумагами;
5) отдельных публичных функций;
6) сопутствующих прав и обязанностей, в том числе по претерпеванию ответственности.
При этом первые четыре пункта касаются реализации гражданской правосубъектности и представляют собой дозволения в рамках общего запрета, а пятый пункт — административной (финансовой) правосубъектности и представляют собой публичные обязанности, существующие вне зависимости от воли и интересов кредитной организации. Сопутствующие права и обязанности могут быть как частно-правовые, так и публично-правовые.
Исключительная правосубъектность кредитных организаций предопределяет приемы, используемые при правовом регулировании банковской деятельности. В частности, правовое регулирование банковской деятельности строится на разрешительном типе правового регулирования. В основе лежит общий запрет кредитным организациям осуществлять все сделки, операции и виды деятельности, кроме прямо разрешенных и только при наличии лицензии Банка России. Этот запрет как правовой принцип выражен в целой системе правовых норм, в том числе закрепляющих исключительную правосубъектность кредитных организаций. Конкретные указания на возможность осуществления определенных сделок, операций и видов деятельности являются общими дозволениями в рамках общего запрета. Реализация этих дозволений может быть обусловлена необходимостью соблюдения определенных требований (публичных обязанностей), выполнение которых является необходимым условием возникновения соответствующих правоотношений (например, по формированию уставного капитала).
С юридической точки зрения исключительная правосубъектность кредитных организаций предопределяется основной особенностью банковской деятельности, осуществляемой за счет средств, привлеченных на счета и во вклады, которые должны возвращаться кредитной организацией по первому требованию клиента (за исключением вкладов юридических лиц на иных условиях возврата). Это так- же подтверждает то, что кредитная организация несет риски своей деятельности сама и не разделяет их со своими клиентами.
Учитывая это, за счет установления исключительной правосубъектности законодатель предписывает кредитным организациям определенные формы привлечения и размещения этих средств и тем самым ограничивает риски их потери или вложения в неликвидные активы (которые сложно обратить назад в денежные средства). Это основная причина исключительной правосубъектности всех обладающих ею организаций, работающих на финансовом рынке со средствами клиентов.
Дополнительно следует отметить, что через кредитные организации Банк России реализует денежно-кредитную политику государства.
Содержание правосубъектности кредитных организаций
К ним относятся:
Кредитные организации могут совершать банковские операции, предусмотренные ч. 1 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности.
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в п. 1 привлеченных средств от своего имени и за свой счет (это является осуществлением банковского кредитования);
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов)( В связи с изменением с 29.09.2011 наименования банковских операций, указанных в п. 4 и 9, см.: Указание ЦБ РФ от 15.09.2011 № 2699-У).
При этом переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц (ч. 7 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности).
Кредитные организации также могут совершать банковские сделки, указанные в ч. 3 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности.
К ним относятся:
1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Правосубъектность Банка России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Банка России. Эмиссионная функция является одной из основных функций Банка России и по своей сути есть функция конституционная. Таким образом, эмиссия наличных денег является не только исключительным правом Банка России, но и его конституционной обязанностью. Закрепленные в ст. 75 Конституции РФ полномочия Банка России в сфере организации наличного денежного обращения по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Однако Конституция РФ, определяя основные функции Банка России, не затрагивает вопросы правового регулирования организации и порядка наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Конкретизация и развитие конституционных положений осуществляется федеральными законами.
Банковская правосубъектность в самом общем виде — это совокупность принадлежащих кредитной организации прав и обязанностей. Прежде всего необходимо исходить из того, что банковская правосубъектность — это разновидность гражданско-правовой правосубъектности и ее следует отличать от правосубъектности административной, которая возникает в рамках публичных отношений, участником которых также может быть кредитная организация, например, в том случае, когда она, подчиняясь требованиям центрального банка, выполняет те или иные из его нормативов или подвергается другому регулированию в рамках проведения единой денежно-кредитной политики.
По отношению к характеру банковской правосубъектности сложилось 2 подхода: 1). общая правосубъектность 2). специальная.
Общая правосубъектность определяется гражданским законодательством как возможность совершать любые действия кроме тех, которые специально запрещены законом. Специальная правосубъектность наоборот принципиальное значение придает перечню того, что разрешено. В настоящее время, законодательство четко разделяет всех субъектов гражданских отношений на две группы по характеру их правосубъектности. В результате некоммерческие организации обладают специальной, а коммерческие — общей правосубъектностью.
Сторонники специальной правосубъектности исходят из того, что кредитная организация — это особый субъект. По их мненеию кредитная организация обладает особым статусом, поскольку она оказывают особые (банковские) услуги. Другой аргумент сторонников особого банковского статуса заключается в том, что банковскую деятельность отличает ее важность для общества, но при этом ничего не говорят о том, что такое «важная деятельность» и чем она отличается от остальных видов деятельности. применение лицензирования часто является главным аргументом в обоснование вывода о специальной правосубъектности кредитных организаций.
Сторонники общей правосубъектности считают, что кредитная организация обладает всеми признаками коммерческой организации и поэтому она коммерческая организация. (гос регистрация, получение прибыли, самостоятельная ответственность за результаты деятельности, независима, самостоятельная в выборе деятельности). Кредитная организация является собственником своего имущества и поэтому она относится к коммерческим организациям. кредитные организации — это разновидность коммерческих организаций; оказание банковских услуг не влияет на их правовой статус и, как все коммерческие организации, они должны действовать в рамках общей правосубъектности.
Также по мнению сторонников общей првосубъектности. Процесс лицензирования не влияет на характер гражданской правосубъектности, поэтому даже в условиях лицензирования банковских операций правосубъектность банка остается общей. Получение лицензии происходит после приобретения гражданской правосубъектности. Из чего можно сделать вывод о том, что гражданская правосубъектность и лицензировани по своей юридической природе различные институты.