Специальный трудовой стаж и выслуга лет
Специальный трудовой стаж (СТС) - это продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов , с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.
Правила исчисления специального трудового стажа отличаются большим разнообразием и регулируются разными нормативными актами: ст. 12-14, 92-94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, иих семей" от 12.02.93; п. 19 Положения о федеральной государственной службе от 22.12.93 и др. В рамках одного параграфа учебного пособия дать их исчерпывающую характеристику невозможно, поэтому рассмотрим лишь некоторые нормы.
Специальный трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по старости на льготных основаниях. Наличие специального стажа установленной продолжительности с учетом или без учета ОТС приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения нормального пенсионного возраста - 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины). Причем требования к ОТС также могут быть льготными. Например, согласно п. "а" ст. 12 Закона 1990 г. пенсия назначается по достижении 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины), если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с особо вредными условиями труда по Списку № 1 и в горячих цехах и имеют общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет (нормальная продолжительность ОТС составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин).
==103
Список № 1 и Список № 2 утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № ΙΟ*. Это постановление действует с последующими изменениями и дополнениями. Разъяснение по применению Списков № 1 и № 2 дано в постановлении Минтруда РФ от 23.06.95
№ 34**.
Право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 'Ό государственных пенсиях в РСФСР" возникает только в том случае, если работа, которую выполнял гражданин, содержится в списках, утвержденных правительством или другим компетентным государственным органом (например, по Списку текстильных производств и профессий, работа в которых дает работницам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 22.08.90 № 345).
При назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по ст. 12 Закона РФ № 340-1 время инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой оно получено.
Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере назначается по достижении 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненным к ним, и имеют ОТС соответственно не менее 25 и 20 лет. К работе на Крайнем Севере приравнивается СТС, предусмотренный ст. 12 Закона от 20.11.90 № 340-1. При СТС на Крайнем Севере не менее 7 лет 6 месяцев пенсия назначается с уменьшением нормального пенсионного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определен постановлением СМ СССР от 10.11.67 № Ю29 с последующими изменениями и дополнениями***.
Особым видом СТС являетсяи выслуга лет. Но в отличие от СТС, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: * Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению. - М., 1992.
** Бюллетень Минтруда РФ. - 1995, № 8.
*** Сборник нормативных документов по труду, социальным гарантиям и компенсациям населению Севера России. - М., 1995, С. 102-151.
==104
работники, занятые на работах с особыми условиями труда (ст. 78; 78(2); 78(3) Закона № 340-1 ); - работники гражданской авиации (ст. 79); - педагогические работники (ст. 80); - лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения (ст. 81); артисты и другие категории творческих работников (ст. 82); военнослужащие (постановление СМ РФ от 22.09.93 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу либо службу в органах внутренних дел"); - государственные служащие (Закон от 31.07.95 № 119-ФЗ "Об основах
государственной службы РФ") и другие.
В этой теме наиболее сложные вопросы связаны с правилами подсчета выслуги лет. Помимо пятой главы Закона РФ от 20.11.90 № 340-1, они регламентируются иными нормативными правовыми актами, большинство из которых принимается Правительством РФ. К их числу относятся прежде всего списки работ, профессий и должностей по различным отраслям экономики, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение - им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления работы, с учетом которой она установлена. Это относится, в частности, к лицам: занятым на подземных и открытых горных работах; занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей; занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.12.95 № 1213 время нахождения в госпиталях и других лечебных учреждениях военнослужащих, получивших ранение, контузию, увечье или заболевание в связи с непосредственным участием в боевых действиях в Чеченской Республике и Республике Таджикистан, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на условиях, установленных федеральным законодательством для военнослужащих, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов.
Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в СТС не засчитывается.
==105
Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.