Глава II. Становление финансовой системы русского централизованного государства XV - XVII вв
Историческую роль воссоздания единого государства и освобождения от монголо-татарского ига взяла на себя Московская Русь. С необычайной настойчивостью московские князья боролись за концентрацию власти в своих руках, принимая подчас самые крайние меры к противникам централизации. Впервые упомянутая в летописи в 1147 г. маленькая деревянная Москва была стерта с лица земли во время нашествия на Русь батыевых полчищ. Но город вновь отстроили. Самостоятельным княжением Москва стала в 1270-е гг., в правление князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского. Он и стал родоначальником династии московских князей.
В XIV в. Московский князь Иван Калита (1325-1340) положил начало объединению русских земель. С этого времени московские князья носили титул великих князей Владимирских, а Москва стала резиденцией русского митрополита и духовным центром Руси. При внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче (1359-1389) Тверь, издавна соперничающая с Москвой за гегемонию в северо-восточной Руси, была окончательно повержена. А после Куликовской битвы 1380 г., Москва стала очевидным для всех центром народного объединения.
Процесс консолидации русских земель завершился во второй половине XV в. образованием единого Московского государства. Его создателем и первым «государем всея Руси» стал правнук Дмитрия Донского Иван III Васильевич (1462-1505). Иван III – одна из ключевых фигур нашей истории. В его правление был положен конец монголо-татарскому игу, тяготевшему над Русью два с половиной столетия. Иван III первым принял титул «Государь всея Руси». При нем в отношении нашего государства стали использовать термин «Россия». Иван III был женат на византийской принцессе Софье Палеолог – дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога. Русь стала себя считать преемницей Византийской империи.
Развитие экономики России в XV – XVI вв. связано прежде всего с постепенным закрепощением крестьян, которые жили на княжеских, боярских, церковных землях. По договору с землевладельцами они занимали определенные участки земли и платили за них условленный денежный или натуральный оброк, а также исполняли некоторые повинности (барщину). В соответствии с законами и старыми обычаями крестьяне имели право перехода от одного хозяина к другому. С годами крестьянам становилось все труднее переходить на новые места, так как постоянно росла их задолженность землевладельцам. Архивные данные свидетельствуют о том, что заемный процент составлял примерно 20% годовых, поэтому крестьянам было нелегко расплатиться с долгами. Постепенно феодалы и церковь начали требовать от крестьян увеличения оброка, с к. XV в. заметно возросло количество различных повинностей и отработок в пользу феодала.
При Иване III в 1497 г. был издан знаменитый Судебник, первый свод законов Российского государства, по которому на всей территории России распространялись единые правовые нормы. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: одной неделей до осеннего Юрьева дня (26 ноября), и одной неделей после. За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» - плату за проживание и пользование землей. Сумма «пожилого» равнялась 1 руб. с одного человека (на эти деньги можно было приобрести рабочего коня, или 100 пудов ржи). Введение такого условия было первым законодательным шагом к закрепощению крестьян. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.
В период формирования Московского государства в XIV—XV веках главным финансовым "институтом" и единственным финансовым законодателем был Великий князь. Государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов Великого князя. Доходы государство получало деньгами и натурой. Натурой поступали хлеб, воск, лошади, меха и др. Наибольшее значение имели меха — ясак.
С конца XV в. постепенно складывалась единая система центральных и местных правительственных учреждений, выполнявших административные, военные, судебные, финансовые и другие функции. Эти учреждения получили названия приказов. Впервые в документах приказ упоминается в Судебнике 1497 г. Централизация власти в руках московского князя вызвала необходимость появления особых финансовых управлений.
По-видимому, казна стала первым государственным учреждением, сложившимся еще до образования централизованного государства. Уже в середине XV в. впервые упоминаются должности казенного дьяка и подьячего – должностных лиц, ведущих делопроизводство казны. Казна была главным государственным хранилищем и не ограничивалась финансовыми делами. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Таким образом, Казна была, по сути, государственной канцелярией. С к. XV в. усиливается роль казны в системе органов государственного управления. Она становится центральным финансовым ведомством.
Таким образом, в н. XVI в. на Руси формируется постоянно действующее учреждение, имеющее определенный штат, определенную сферу управления государственными делами. Во главе приказа стояли казначей и печатник. Главным содержанием работы казенного приказа являлся сбор государственных налогов и руководство отправлением государственных повинностей.
К XV—XVI векам относится новый период формирования денежной системы Московского государства. До конца XV в. чеканкой монет занимались самостоятельно практически все княжества Руси – Тверское, Рязанское, Нижегородское и др. Князь Иван III стал запрещать чеканку денег всем князьям, входившим в состав единого государства. Он утвердил московскую денежную эмиссию. На московских монетах появилась надпись «государь всея Руси». Основной единицей стал рубль (монет рублевого достоинства не существовало, эта была счетная единица). Основной монетой была деньга. Московский рубль равнялся 100 гривнамили 200 деньгам-московкам. Но параллельный денежный выпуск продолжался в Новгороде Великом до времен Ивана IV. В Новгородский рубль входило 216 новгородских денег. Таким образом новгородский рубль был больше московского. На новгородской монете был изображен всадник с копьем (эти деньги называли копейными).
С конца XV в. оформляется новый слой землевладельцев – служилое дворянство, выросшее, главным образом, из состава слуг княжеских и боярских дворов. Во второй половине XV в. за свою службу они получали небольшие земельные владения (поместья) с крестьянами. Поместье давалось лишь на время несения военной службы в качестве платы за эту службу. Первоначально дворяне не были собственниками земли. Земля была собственностью государства и использовалась им для содержания армии. Дворянство находилось на службе государства, и через поместья государство держало дворян в экономическом подчинении. Крестьяне отдавали помещику часть продуктов своего труда (оброк), выполняли различные сельскохозяйственные работы (барщина), несли другие повинности.
Боярская аристократия и поместное служилое дворянство стали играть ведущую роль в системе государственного управления русского централизованного государства. Вся система управления в этот период носила форму местничества, при которой получение какой-либо должности для представителя княжеско-боярской знати обязательно увязывалось с происхождением и знатностью семьи. Учитывалась не абстрактная знатность, а службы предков и родственников. Если некогда один служилый человек был подчинен другому, то и их дети, и внуки всегда должны были находиться в том же соотношении.
Городом и пригородным станом управлял наместник великого князя из бояр, волостями – волостели из более мелких феодалов. Жалования от великого князя наместники и волостели не получали, а за свое управление брали с местного населения «корм» натурой. Такая система местного управления называлась «кормлением». Вновь назначенного наместника население встречало «въезжим кормом». На Рождество, Пасху и Петров день население поставляло ему основной корм (продукты, фураж для лошадей). Кроме того, наместнику шла известная часть различных пошлин (полавочных, таможенных). Часть денежных доходов кормленщики оставляли себе, часть отдавали князю. Особый корм полагался административному персоналу наместника: судьям, тиунам, доводчикам (осуществляли вызов в суд) и праветчикам (судебные исполнители). Система кормлений первоначально ничем не ограничивалась. Платежи населения по системе кормления производились в дополнение к централизованным платежам. Система «кормлений» не позволяла сформировать единое централизованное финансовое ведомство.
Новый государственный порядок, который начал складываться при Иване III, окончательно оформился при его внуке Иване IV Васильевиче (1533-1584). После смерти Василия III на престол вступил его трехлетний сын Иван IV. В 1547 г. семнадцатилетний Иване IV венчался на царство и впервые официально принял титул царя.
В XVI веке Русь, как и вся Европа, испытала на себе катаклизмы первого финансового кризиса в мире, связанного с "революцией цен". Дешевое американское золото, хлынувшее в Европу, внесло много изменений в складывающуюся кредитно-финансовую систему. Инфляция, падение фиксированных рентных доходов земельной аристократии и реальных доходов крестьян и работных людей, кризис хрупкой кредитной системы — вот последствия этого явления для России. К 30-м годам XVI века покупательная способность рубля понизилась по сравнению с концом XV века на 25 %, к концу XVI века - на 75 %.
При Иване IV правительство было вынуждено провести в 1534 году денежную реформу, образовав, по существу, единую денежную систему всего Московского государства. Эта реформа вошла в историю, как денежная реформа Елены Глинской, матери Ивана IV, бывшей в этот период фактической правительницей государства. При Елене Глинской московский рубль стал основной денежной единицей для всей страны. Она ввела жесткие правила чеканки монет по стандартным образцам (весу, оформлению), причем, нарушение этих стандартов строго каралось. При Елене Глинской были выпущены серебряные денежки мелкого веса, на которых был изображен всадник с мечом в руках – мечевые деньги. На деньгах более крупного веса изображался всадник-воин, поражающий копьем змея – копейные деньги. Выпускались и более мелкие монеты – полушки, или ¼ копейки (в 1563 г. корова стоила 1 руб, а пуд хлеба – 5 коп.). До конца XVI в. на монетах не указывался год выпуска. При царе Федоре Ивановиче начали выбивать дату «от сотворения мира». В начале XVII в. царь Василий Шуйский успел выпустить первые золотые российские монеты – гривенники и пятаки, но они не долго продержались в обращении, превратившись в сокровища.
Русское централизованное государство с единой верховной властью, с общими для всей страны законами, с профессиональным государственным аппаратом оформилось в XVI в. Роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума, которая имела свой чиновный аппарат – думских дьяков. Правом участия в Боярской думе могли пользоваться лишь те представители знати, которые жаловались в «думные чины». Во главе думы стоял «конюший боярин», высшим чином было звание «боярин», вторым думным чином было звание «окольничий», третьим – «думный дворянин».
В середине XVI в. начали свою деятельность Земские соборы – высшие сословно-представительные учреждения (1549 г.). Земские соборы эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внешней политики и финансов. Состав земских соборов был в основном устойчивым: в него входили Боярская дума, Освященный собор (представители высшего духовенства), а также представители сословий – поместного служилого дворянства и посадских (городских) верхов. С развитием новых органов исполнительной власти – приказов – их представители также входили в состав земских соборов. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.
Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов – Судебника 1550 г. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей.
Осуществление земской реформы 1555-1556 гг. привело к ликвидации системы кормлений, а завершение земской реформы изменило систему центральных финансовых ведомств. Ранее сбор налогов на местах поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление было передано в руки губных старост (губа – административный округ), избиравшихся из местных дворян.
В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост, обычно из наиболее зажиточных слоев черносошного и посадского населения. Вся судебная, налоговая и другая деятельность на местах передавалась в руки выборных земских старост («излюбленных голов») При них состояли выборные целовальники. Земские старосты в свою очередь, подчинялись губным старостам. На земские власти возлагались раскладка и сбор податей с ответственностью за их недобор. Они же распоряжались исполнением натуральных повинностей. Доходы бывших кормленщиков, теперь четко фиксированные для каждой области, под названием «кормленого окупа», передавались земскими властями непосредственно в царскую казну. Губная и земская реформы были шагом вперед на пути к централизации.
Кроме этих местных органов управления существовали и другие. Сбор косвенных налогов, таможенных пошлин осуществляли таможенные и кабацкие выборные головы и целовальники. Земская реформа привела к увеличению доходов казны. В стране сложилась определенная система налогообложения в виде прямых и косвенных налогов.
В середине XVI века была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – соха, с которой собирался государственный поземельный налог – посошное. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400 – 600 десятин земли (1 десятина=1,09 га). Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога по стране, которая потом распределялась по уездам, волостям и деревням. Определение величины налога на двор определялось по раскладочному принципу. В последнем учитывалось имущественное положение отдельных лиц.
Косвенное обложение зарождается в России на рубеже XV-XVI вв.: возникают государственные регалии (монополии) - доходные прерогативы казны, отрасли и виды деятельности, которые могут осуществляться только государственными структурами. С целью увеличения доходов казны вводится монополия на продажу хлеба, пеньки, меда и т. д.
В 1533 г. в Москве был открыт первый «царев кабак» - торговля водкой также была сосредоточена в руках царской администрации, а возникновение винокурения (изготовление водки) в России относится к 1478 г. Казна скупала ряд товаров русского внутреннего рынка по твердым ценам для перепродажи по более высоким заграницу. В то время был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий.
Во второй половине XVI были созданы новые центральные финансовые учреждения: приказ Большого прихода ведавший сбором основных государственных доходов, приказ Новой четверти («Чети»), ведавший финансами местными, и приказ Большой казны, который имел широкие полномочия, т.к. в его подчинении были казенная промышленность и торговля, Денежный двор, занимающийся чеканкой монеты. В конце века работа новых финансовых учреждений позволила лишить вотчинников их финансового иммунитета: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства.
Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (по угодьям, если занимались бортничеством, огородничеством и т.д.). Помещики могли платить подать за своих крестьян. Однако закон их к этому не обязывал.
Земская реформа, общая перепись земли, создание специализированных финансовых приказов, перевод значительной части государственных повинностей на деньги завершили в основном формирование государственных финансов к концу XVI в. В этот период был определен состав податного населения и организовано его обложение. Был создан налоговый кадастр – «писцовые книги» (в 1581-1592 гг. проводилась перепись земель и населения, где была указана принадлежность крестьян какому-либо владельцу).
Главную отрасль экономики России в XVII веке составляло сельское хозяйство. Основная масса помещичьих и крестьянских хозяйств в условиях господства крепостничества основывалась на натуральном хозяйстве, обеспечивая себя всем необходимым. Товарность земледелия росла очень медленно. Сельское хозяйство, как и впоследствии, шло по экстенсивному пути развития.
Во второй половине XVII века происходит заселение Приуралья и Зауралья. Через Урал, в основном из Поморья, крестьяне-переселенцы шли в Сибирь. Если в 1613 году русские владения в Сибири доходили до Енисея, то к концу века первопроходцы достигли берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов.
В целом уровень развития российского сельского хозяйства оставался низким. Применялись примитивные орудия труда и старые системы земледелия. XVII век не внес коренных изменений в структуру сельского хозяйства России.
К новым явлениям хозяйственной жизни России XVII века можно также отнести возрождение городского ремесла и постепенное его перерастание в мелкое промышленное производство.Государство широко использовало труд ремесленников для производства предметов вооружения. Однако мелкое кустарное производство не могло ни в количественном, ни в качественном отношении удовлетворить потребности армии. Интересы обороны страны ускорили развитие в России крупных предприятий мануфактурного типа с количеством работников от 100 до 300 и разделением труда. Первые мануфактуры в России были государственные, так как централизованное государство сложилось до развития капиталистического предпринимательства. Первыми отраслями, которые охватило мануфактурное производство, были металлургия, военное и строительное дело. Большинство крупных предприятий было сосредоточено в центральном, наиболее освоенном районе, где мануфактуры постепенно появляются в различных отраслях промышленности - текстильной, стекольной, кожевенной, писчебумажной. Делаются первые попытки в промышленном освоении природных богатств Урала.
Другую группу мануфактур составляли предприятия, владельцами которых были иностранцы, реже - отечественные купцы. Государство использовало опыт Западной Европы в создании мануфактур и всячески поощряло инициативу иностранцев. Три завода были основаны голландским купцом Андреем Виниусом в Тульско-Каширском районе, старейшем центре железоделательных промыслов. Помимо Тулы вновь возникшим центром металлургической промышленности стал Олонец, где построил несколько предприятий датчанин А. Бутенант. На заводах применялась передовая западноевропейская техника - доменные печи. Крупными производствами стали частновладельческие канатные мануфактуры в Вологде, Холмогорах и Архангельске, а также соляные варницы в северных и поволжских районах страны.
Масштабы мануфактурного производства были незначительны. На протяжении XVII века в России всего возникло около 60 мануфактур различного профиля, но к началу XVIII века уцелело только 30. Доходы промышленников были нестабильными, владельцы заводов часто менялись. Российские металлургические мануфактуры давали только десятую часть железа, производимого Швецией. Появление новых мануфактур сдерживало то обстоятельство, что владелец не был полным собственником предприятия, даже построенного "своими деньгами". Только с разрешения царя он имел право продать предприятие, передать во владение другим лицам, даже наследнику. Владение заводом ограничивалось урочными летами, по истечении которых государь мог поступить с ним по своему усмотрению - перевести в казну или передать другому владельцу. Строго регламентировались размеры производства, число мастеров и продажа изделий. Таким образом, казна, оказывая поддержку промышленникам, создавала немало препятствий для нормальной работы и расширения производства.
Российские мануфактуры XVII века работали почти исключительно на казенные заказы, и в этом смысле даже мануфактуры иностранцев были, по существу, государственными. Русская мануфактура XVII века по своему характеру была потребительской. Произведенные товары использовали для нужд казны и государева двора, а не для вольной продажи, в то время как характер мелкого промышленного производства заметно менялся.
Промысловое и ремесленное производство все больше перерастало в производство на продажу, то есть на рынок. Это было следствием промысловой и ремесленной специализации, значительно усилившейся в XVII веке. Так, Поморье славилось изделиями из дерева и солью, Поволжье и Вологда - обработкой кож, Новгород и Псков - льняным полотном, Москва и Ярославль - текстильным производством, Тула, Кашира и Онежский край - производством железа. Специализация началась и в сельском хозяйстве. Главными районами товарного производства хлеба становятся Среднее Поволжье и Верхнее Приднепровье, товарного производства льна и пеньки - район Новгорода и Пскова.
Создавались условия для экономического (товарного) взаимодействия районов, а это в свою очередь способствовало формированию всероссийского рынка.Однако связи между отдельными районами были пока слабыми, что способствовало большому разбросу цен на одни и те же товары в разных регионах страны и обеспечивало купцам невиданные прибыли - до 100% на вложенный капитал.
Торговыми центрами в первую очередь становились крупные города России - Москва, Новгород, Псков, Ярославль, Вологда, Устюг и др. Но в силу плохого состояния путей сообщения и неразвитости товарного производства обмен между изолированными местными рынками носил сезонный характер и осуществлялся через ярмарки- центры оптовой торговли. Наиболее крупные из них приобрели всероссийское значение. Макарьевская (Нижний Новгород) ярмарка, торговавшая преимущественно мехами и тканями и привлекавшая массу купцов как из Центра, так и из азиатских областей, пользовалась привилегиями царского правительства. Расцвет переживала Ирбитская ярмарка (на Урале), через которую товары попадали в Сибирь. Весной начинала действовать многолюдная северная Благовещенская ярмарка (на р. Воже). Крупнейшей ярмаркой юго-западного края стала Свенская (у Брянска), игравшая важную роль в торговле России с Украиной. Обширную торговлю вели Нежинская и Тихвинская ярмарки.
Масштабы торговли в России XVII века были поразительны. Состав торговцев отличался исключительной пестротой. Крупнейшим торговцем был сам царь. В царской вотчине было заведено образцовое хозяйство, действовали заводы, поэтому там внимательно следили за ценами на рынке и вывозили на продажу разнообразную продукцию. Активно торговали и крупные феодалы: Боярин Б.И. Морозов, князья Л.К. Черкасский, Н.И. Одоевский, Ю.И. Ромадановский. Торговали купцы, монастыри, стрельцы, служилые и посадские люди, крестьяне. Страстью к торговле в Московском государстве было охвачено все население.
Развитие торговли способствовало укреплению связей между городом и деревней. Расширялась прослойка населения, занятая производством на продажу и торговлей. Розничная торговля находилась в руках мелких торговцев в лавках и вразнос.
Наряду с широким участием в торговле различных слоев населения в XVII веке шел интенсивный процесс формирования сословия купцов, которое из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей. Некоторые купцы владели промыслами, брали откупа, занимались ростовщичеством и, распоряжаясь огромными капиталами, выступали торговыми агентами и даже советниками царя по финансовым и торговым делам (Строгановы, Никитниковы, Шорины).
Купечество разделялось на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Почетное звание "государев гость" давалось купцам за заслуги перед государством в коммерческих делах. Группа гостей была малочисленна и в царствование Алексея Михайловича не превышала 30 человек. Звание гостя получали самые крупные предприниматели с торговым оборотом от 20 до 100 тыс. руб. Им выдавалась специальная грамота и предоставлялись большие привилегии. Так, гости и не отделенные от них члены семьи подлежали только царскому суду, освобождались от общинных служб, пошлин и повинностей; имели право владеть вотчинами и получать поместья; свободно выезжали за границу с товарами; занимали высшие финансовые должности.
Члены гостиной и суконной сотен (в XVII веке - до 400 чел.) были богатыми купцами, добровольно избранными или переведенными из посадских людей по распоряжению правительства. Полученное звание передавалось по наследству вместе с капиталами и товарами. Купцы гостиной и суконной сотен также пользовались большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиная и суконная сотни имели самоуправление: из членов сотен выбирались должностные люди: головы, старосты и старшины. В зависимости от значительности торговых оборотов гостиные и суконные сотни делились на три статьи: большую, среднюю и меньшую. Гостиная сотня была почетнее суконной.
Низший разряд купечества представляли жители слобод и черных сотен. Самоуправляющиеся общины посадских людей составляли мелкие торговцы, промышленники, ремесленники, сами товары производившие и продававшие. К черным сотням принадлежали слободские жители города, дети священников, дьяконов, причетников, жившие на городской земле крестьяне. Этот разряд непрофессиональных торговцев составлял конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как, торгуя собственной продукцией, они могли продавать ее дешевле.
Важную роль в экономической жизни государства играла не только внутренняя, но и внешняя торговля.На внешнем рынке Россия была известна как поставщик сельскохозяйственной продукции и сырья, в меньшей степени - как экспортер промышленных товаров. Из страны вывозились меха, лес, смола, деготь, лен, пенька, кожи, поташ, щетина, холст, сало, мясо, икра, хлеб. Ввозились вина, пряности, тонкие сукна, бумага, металлические, золотые и серебряные изделия, аптекарские товары.
Единственным портом, через который возможны были прямые торговые связи со странами Западной Европы в XVII веке, был Архангельск, а главными торговыми партнерами - Англия и Голландия. Уже в середине XVI века русские предприниматели получили право беспошлинно торговать с Англией, имели в Лондоне несколько зданий, в XVII веке позиции Англии потеснила Голландия, которая, имея большой торговый флот, ввозила в Россию не только свои товары, но и товары других стран (Франции, Испании, Италии).
Главным центром торговли со странами Востока (Персией, Хивинским и Бухарским ханствами, Индией) оставалась Астрахань. Индийские купцы даже основали в Астрахани свою колонию.
Несмотря на заметный шаг вперед в решении хозяйственно-экономических задач, процесс становления предпринимательства в XVII веке шел медленно. 96% населения проживало в деревнях, городов насчитывалось до 254, крупных центров было мало. Купечество еще не сложилось как монолитное, не являлось четкой категорией населения или сословием. Тем не менее, царское правительство впервые начало проявлять заботу о торговом и промышленном предпринимательстве. По Соборному Уложению 1649 года посадские люди получили монопольное право на занятие торговлей и промыслами.
Внешняя торговля России почти полностью находилась в руках иностранных купцов. Русское купечество с самого начала имело мощного конкурента в лице иностранного капитала. Слабо организованное, не обладающее достаточными капиталами, русское купечество неоднократно обращалось к правительству с просьбами защитить их права и интересы, ограничить льготы иноземных торговцев в России. Тем более, что русским купцам за рубежом были поставлены тяжелые условия. Правительство пошло навстречу деловым людям и стало проводить политику протекционизмапо отношению к российским торговцам. В 1646 году были отменены привилегии иностранным купцам, ограничена их торговля во внутренних городах, отменена беспошлинная торговля для английских компаний. В 1650 году были повышены пошлины на иностранные товары, ограничены мелкие торги, сроки, условия торговли. В заслугу правительству царя Алексея Михайловича можно поставить создание четкой таможенной системы вместо случайных таможенных пошлин и льгот.
Реформы 50-60-х годов XVII века отразили новую правительственную позицию в области торговли и предпринимательства. Были приняты Торговый устав (1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 года). Для иностранцев в среднем таможенная пошлина составляла 12 - 13% со стоимости товара, для русских, вывозивших товары за границу, 4 - 5%. То есть, Торговый Устав имел явно протекционистский характер. Однако сложное международное положение и неспокойная обстановка внутри страны обусловили некоторую нерешительность властей в покровительстве торговле.
Наиболее дальновидные представители правящего класса понимали необходимость более решительных мер. Инициатором нововведений в торговой политике стал псковский воевода А.Л. Ордин-Нащокин, проведший в Пскове и его окрестностях ряд преобразований. Позднее его реформаторская деятельность была расширена до общегосударственных масштабов. В 1667 году по инициативе и при непосредственном участии А.Л. Ордин-Нащокина был принят Новоторговый устав, укрепивший позиции русского купечества. Правительство под влиянием А.Л. Ордин-Нащекина старалось проводить меркантилистскую политику. Иностранцам запрещалась розничная торговля, разрешалась только оптовая, да и то преимущественно в окраинных городах. Дифференцированные пошлины с иностранцев взимались только золотом и серебром и достигали 22% стоимости товара (6% при ввозе в Россию, 10% при провозе внутрь страны, 6% при продаже). Таким разумным образом создавался режим более благоприятных возможностей для русских торговых людей и одновременно увеличивались валютные поступления в казну государства.
Решение сложнейших государственных и общественных задач требовало больших расходов, которые в течение XVII века постоянно возрастали. Большие средства расходовались на войско, управление, торговлю, дороги и промышленность. Деньги нужны были на выплату жалованья дворянскому ополчению, стрельцам, иностранным специалистам, инженерам и офицерам-наемникам, на покупку за границей оружия и различных товаров для казны. Феодальная основа российского государства, господство натурального хозяйства не давали достаточных денежных ресурсов. Приходилось постоянно прибегать к выискиванию различных способов покрытия государственных расходов.
Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Финансовая система России оставалась сложной и запутанной, поэтому налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче (1645-1676). В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы государства.
Доходы казныскладывались из разнообразных поступлений. Сумма всех прямых налогов - податей на общество и физических лиц - называлась тягло, а люди, земли, дворы - тяглыми. Доходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству займы у монастырей, церковных иерархов и купцов. Быстрое освоение Сибири имело в основном экономическую подоплеку. Только продажа за границу добытой в Сибири и собранной в виде ясака пушнины приносило до 1/3 всех доходов казны, кроме того, в значительных количествах вывозился «рыбий зуб» (клыки моржей, заменявшие слоновую кость). Сбор ясака с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли Казанский и Сибирский приказы.
Правительственные финансовые средства составлялись из доходов окладныхи неокладных. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги давали 44% всех государственных доходов. В ведении Приказа Большой казны находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело (Денежный двор).
Взимание прямых налогов в городах и черных волостях проводилось выборными властями волостей, посадов или специальными выборными сборщиками и целовальниками, а в боярских, помещичьих и других частных владениях - приказчиками. Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе в съезжую избу, откуда передавались в соответствующий приказ.
Важнейшим сводом законов Российского государства, регулирующим податные отношения, стало Соборное уложение 1649 года. В нем нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право, с отменой урочных лет.
Сельское население страны делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. К первым относились крестьяне светских (помещиков, царской семьи) и духовных (монастырей, патриарха, церквей) феодалов. В общей сложности они составляли почти 90% тяглового населения страны. Вторую категорию составляли черносошные крестьяне. Они жили на государственных землях и были лично свободными. К концу XVII в. черносошные земли сохранились лишь в Поморье и Сибири. Если за выполнение государственных повинностей владельческих крестьян отвечал владелец и государство передавало ему значительную часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций, то у черносошных крестьян эти функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и соцкими. Мирские органы проводили раскладку податей, отвечали за их своевременную уплату. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать. Единицей обложения до 1680 г. оставалась соха.
В 1678—1679 годах были составлены новые переписные книги и проведена принципиально важная налогово-финансовая реформа: переход от поземельной системы налогообложения к подворной, при которой податной единицей становился крестьянский двор.Данный шаг позволил увеличить количество налогоплательщиков за счет холопов и других категорий населения, с которых ранее налоги не брали.Чтобы уменьшить подати, крестьяне шли на укрупнение дворов, совместное проживание в одном дворе нескольких семей.
К окладным налогам причислялись специальные налоги (ямские, полоняничные, стрелецкие) назначавшиеся на особые потребности государства. Ямские деньги собирались на содержание ямской гоньбы для провоза послов, гонцов, содержания почтовых станций (ямов), покупки лошадей и оплаты ямщикам. Они поступали в Ямской приказ. Полоняничные деньги - подать, назначенная за выкуп пленных, ранее собиравшаяся время от времени, по Соборному уложению 1649 года стала постоянной и собиралась ежегодно. Стрелецкая подать, бывшая в XVI веке незначительным налогом хлебом, теперь стала одним из прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись на 20%. Непом