Прочитайте текст и выполните задания 21—24
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ №1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Подсистемы политической системы
Подсистемы | Состав |
Институциональная | Государство, политические партии, общественно-политические движения |
_____ | Политические принципы, правовые и моральные нормы, политические традиции |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.
1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Социальные институты | Сферы жизни общества |
А) государство | 1) социальная |
Б) образование | 2) политическая |
В) наука | |
Г) полиция | |
Д) избирательная система | |
В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.
1. внедряются компьютерные технологии
2. формируется класс промышленных рабочих
3. религия оказывает значительное влияние на развитие общества
4. существует разделение труда
5. ускоренными темпами развивается сельское хозяйство
6. происходит концентрация производства
Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. К факторам производства относится организационно-правовая форма предприятия.
2. Доходом от капитала является рента.
3. Предпринимательская способность является одним из факторов производства.
4. Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.
5. Капитал как фактор производства включает машины и оборудование.
Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | Формы предприятий |
А) получают доходы в виде дивидендов | 1) полное товарищество |
Б) отвечают за долги своим имуществом | 2) унитарное предприятие |
В) не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество | 3) акционерное общество |
Г) несут риски в пределах стоимости своих вкладов | 4) общество с ограниченной ответственностью |
Д) имущество предприятия неделимо | |
Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. налог на наследство
2. акцизный налог
3. личный подоходный налог
4. таможенная пошлина
5. налог на прибыль
6. налог с продаж
На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (Р — цена товара, Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. расширение сети парикмахерских
2. новые модные веяния в стилях причесок
3. снижение налогов с предприятий малого бизнеса
4. использование новых средств по уходу за волосами
5. изменение ставки подоходного налога
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Разновидностью этноса является народность.
2. Появление наций предшествовало возникновению государства.
3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
4. Различают этническое и гражданское понимание нации.
5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.
Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.
Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.
2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.
3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.
4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.
5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.
Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В условиях авторитарного режима преобладает командная экономика.
2. Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.
3. Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.
4. Утверждение парламентаризма началось в новое время.
5. Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.
Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции и полномочия | Палаты Федерального собрания |
А) принимать федеральные законы | 1) Государственная Дума РФ |
Б) изменять границы между субъектами РФ | 2) Совет Федерации |
В) назначать на должность Генерального прокурора РФ | |
Г) объявлять амнистию | |
Д) назначать выборы Президента РФ | |
В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Парламент является постоянно действующим органом.
2. Парламент может отправить правительство в отставку.
3. Правительство несет ответственность перед президентом.
4. Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.
5. Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.
6. Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.
В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только
1. народу
2. федеральному закону
3. Президенту
4. Правительству
5. Конституции РФ
6. Генеральному прокурору
Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями
Функции | Правоохранительные органы РФ |
А) охрана общественного порядка | 1) органы внутренних дел |
Б) надзор за исполнением законов | 2) прокуратура |
В) раскрытие преступлений | |
Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью | |
Д) розыск лиц, скрывающихся от суда | |
Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. следователь
2. прокурор
3. адвокат
4. потерпевший
5. подозреваемый
6. орган дознания
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социализация — это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм. (Б) К сожалению, традиционные институты социализации снижают свое значение в современном обществе. (В) Современные школьники, по данным социологов, все больше времени отдают виртуальному общению в социальных сетях. (Г) Исследования показывают, что растет число тех, кто испытывает затруднения в налаживании реальных контактов. (Д) Усилия, направленные на повышение роли семьи и школы как институтов социализации, несомненно, сыграют свою положительную роль.
Определите, какие положения текста имеют
1. фактический характер
2. характер оценочных суждений
3. характер теоретических утверждений
А | Б | В | Г | Д |
Запишите цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. благо
2. профессия
3. стратификация
4. оценка
5. деньги
6. дифференциация
7. власть
8. структура
9. группа
Начало формы
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Форма государства — это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства — это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).
Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др.
Государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.
Главой такого государства является монарх, его деятельность не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно
Республика — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства — президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
(М.И. Абдулаев)
21. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание формы государства.
22. Приведите указанные автором два признака монархии. Используя обществоведческие знания, назовите еще один признак.
23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Соотнесите эти характеристики российского государственного строя с тремя, указанными в тексте, элементами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).
24. Сторонники монархий утверждают, что такие государства более устойчивы и лучше обеспечивают преемственность власти. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, приведите три аргумента в пользу республиканского строя.
25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.
26. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.
27. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Спрос и предложение в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
Конец формы
Написали слабовато, повторяйте, плюс термины из II главы.
Домашнее задание по экономике. Глава I
Понятия:
- Экономические блага
- Факторы производства
- Альтернативные затраты
- Кривая производственных возможностей
- Экономика
- Микроэкономика
- Макроэкономика
- Позитивный и нормативный подход к экономике
- Экономическая модель
- Экономические данные
- Размерность величин:
- интервальная
- моментная
- Потоки
- Фонды
- Национальное богатство
- Номинальные и реальные величины
Пишем в формате ЕГЭ: Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие ________. Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, (конкретизирующее) или содержащее информацию о __________. Другое предложение, раскрывающее особенности________.
Домашнее задание по обществознанию:
§7. Понятия:
- человечество
Термины:
-антропогенез
- социальная память
- гоминиды
ПОС №1 с.78
Поработайте с источником из книги А.Спиркина «Человек и человечество» письменно ответить на вопросы на с.80
+ работа по карточкам и записи к параграфу 7
Домашнее задание по праву:
§8. Письменно выполнить задания на с.77
Понятия по праву, также в формате ЕГЭ:
- Норма права
- Гипотеза
- Диспозиция
- Санкция
- Виды правовых норм:
а) от характера регулируемых ими отношений
- нормы материального права
- нормы процессуального права
б) по отраслевому принципу
в) в зависимости от характера предписаний
- управомочивающие нормы
- обязывающие нормы
- запрещающие нормы