Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти –это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Исполнительные органы являясь одним из видов государственной власти обладают рядом характерных только для них черт:
— они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
— они наделены оперативной самостоятельностью
— они имеют, как правило, постоянные штаты
— образуются вышестоящими органами
— они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти
Главной задачей органов исполнительной власти является –
осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и указов Президента.
Административно-правовой статусорганов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе РФ, федеральными и иными законами (например, конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
Вместе с темобщими чертами правового положения органа являются:
— подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;
— наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;
— подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;
— оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.
Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.
Задачи и цели органа исполнительной власти — это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.
Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.
Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.
Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.
Формыи методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.
Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью. Возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.