Аспекты формирования и развития социальной политики в России
Социальная политика в России имеет много особенностей, которые сложились ещё в советский период развития нашей страны. Сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социально защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие – все это во многом оказало влияние на становление российской модели социальной политики.[4]
Немаловажное значение на ее формирование также оказали и такие факторы, как: климатические условия, географическое положение, экономическая специализация регионов, социокультурные особенности национальных образований, мегаполисов, крупных и мелких городов, села, этническое разнообразие и др.
Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. В ее состав входит 83 субъекта, имеющих различный административный статус, уровень социально-экономического развития, территориальные, культурные различия и т.д., что делает Россию асимметричной федерацией. Такая асимметрия делает достаточно проблематичным ведение единой государственной социальной политики, существование общих социальных стандартов, выполнение государством единого набора социальных функций[5].
Несмотря на такие яркие различия, государство едино, а значит, предполагает выделение сущностных свойств на всем своем пространстве и на всех уровнях власти.
На федеральном уровне задается стратегия и разрабатываются основные направления социальной политики, создаются условия для ее осуществления на всех остальных уровнях: формируется нормативная база, регулирующая вопросы функционирования и развития социальной сферы, разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, вырабатывается стратегия финансирования социальной сферы. Одна из задач общегосударственной социальной политики — формирование единого социального пространства, целью которого является сглаживание межрегиональных различий.
Поскольку развитие социальной сферы носит ярко выраженный территориальный характер, при проведении социальной политики неизбежна относительная региональная самостоятельность. В постсоветский период влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало незначительным, тогда как региональные власти играют здесь самую существенную роль[6]. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории в соответствии с законодательством субъекта федерации, которое должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта внутри региона.
Муниципальный уровень также играет важнейшую роль в осуществлении социальной политики, поскольку в сфере муниципального управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач местного сообщества. Органы местного самоуправления являются наиболее оперативными субъектами социальной политики. Только на этом уровне можно изучить условия жизнедеятельности общества, что дает возможность наиболее полно учитывать потребности индивидов, оказывать адресную помощь. На муниципальном уровне в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений.
Таким образом, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер. Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение.
Развитию социальной политики посвящена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
С исчезновением советской системы планирования народного хозяйства наша страна, в годы становления новой государственности, перешла от долгосрочного к средне- и краткосрочному планированию мероприятий в области социальной сферы.
Стабилизация государственных институтов, становление рыночной экономики обеспечило возможность государству перейти к долгосрочному планированию социально-экономической сферы на качественно ином методологическом уровне.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает в себя:
· основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
· стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
· формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
· цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
· цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
· параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
В сфере развития человеческого потенциала Концепция предполагает реализацию следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодежная политика; развитие пенсионной системы; экологическая безопасность экономики и экология человека.
Концепция является первым документом такого уровня и масштаба в нашей стране. Реализация положений Концепции позволит России в 2015 - 2020 годах войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.