Стадия. Подготовка проекта нормативно-правового акта
Подготовка подзаконного нормативного акта производится отдельным должностным лицом или назначенной группой лиц. Если нормативный акт имеет межведомственный характер, то в рабочую группу включаются представители иных заинтересованных ведомств.
Важным вопросом на этой стадии выступают источники того или иного нормативного акта. Источниками или базой, на которой разрабатывается тот или иной нормативный акт выступают: Конституция Российской Федерации; международные договоры; конституционные и текущие законы; указы и распоряжения Президента и постановления правительства России; судебные решения; ранее изданные ведомственные нормативные акты; выступления руководителей соответствующего ведомства; обобщения практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов; научная литература; данные социологических исследований; официальные статистические данные и т.д.
При подготовке нормативного акта должны быть определены предмет, цели и задачи правового акта, возможные последствия его применения, круг заинтересованных отделов соответствующего ведомства, а также финансово-экономическое обоснование возможности его осуществления.
Стадия. Обсуждение и согласование проекта с заинтересованными руководителями подразделений, управлений и служб.
Подготовленный подзаконный нормативный акт рассматривается руководителем соответствующего подразделения, являющегося головным исполнителем, и дорабатывается с учетом его замечаний и предложений. При доработке проекта нормативного правового акта учитываются также замечания и предложения руководителей иных подразделений ведомства, которых этот нормативный документ касается.
Если документ носит межведомственный характер, то он также согласовывается с другими органами исполнительной власти, представители которых входили в состав рабочей группы по подготовке нормативно-правового акта.
Стадия. Правовая экспертиза нормативно-правовых актов.
В целях исключения неопределенности правовых норм, обеспечения соответствия нормативных предписаний проекта подзаконного нормативного правового акта требованиям Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации, положениям федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, ранее изданным ведомственным нормативным правовым актам осуществляется экспертиза проекта нормативно-правового акта.
Экспертиза включает в себя исследование правовых, научно-юридических, международно-правовых, криминологических, финансово-экономических, лингвистических и других аспектов проекта.
Проект нормативно-правового акта подлежит обязательному согласованию со специалистами юридического подразделения соответствующего ведомства.
Стадия. Подписание нормативного правового акта руководителем ведомства, подготовившего данный нормативный акт.
Согласованный со всеми заинтересованными структурами подзаконный нормативно-правовой акт передается руководителю ведомства на подпись.
К представляемому на подпись проекту нормативного правового акта прилагаются пояснительная записка и листы согласования проекта нормативного правового акта. В необходимых случаях к проекту прилагаются также соответствующие финансово-экономическое обоснование, другие расчеты и обоснования, перечень разногласий и заключения.
Стадия. Регистрация нормативно-правового акта, в оговоренных законом случаях, в Министерстве юстиции.
За ведомственными подзаконными нормативными актами, имеющими межведомственный характер, затрагивающими права и свободы граждан, а также определяющими правовой статус организаций установлен государственный контроль.
Согласно Постановления Правительства «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» для того, чтобы такие акты имели юридическую силу они должны пройти государственную регистрацию и быть опубликованы.
Государственная регистрация нормативно-правового акта, осуществляемая Министерством Юстиции Российской Федерации, включает в себя: юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.