Взаимоотношения Казахстана со странами Юго-Восточной Азии

Государства Центральной Азии подстраховываются в большом нефтяном и газовом бизнесе. Привлекая наибольшее внимание прессы к своим нефтепроводным проектам, позволяющим принести ресурсы данных регионов на рынки Запада, Центрально-Азиатские государства одновременно углубляют и свои торговые отношения со странами Юго-Восточной Азии.

Происходит это благодаря возрастающей потребности стран Юго-Восточной Азии в безопасных энергоресурсах Центральной Азии. В то же время это отражает изменения в развитии мирных отношений, сближающих страны Юго-Восточной и Центральной Азии. Дальнейшее разрешение ряда проблем международной политики правительств Центрально-Азиатских стран позволит данным государствам - включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан – избежать попадания в излишнюю зависимость от великих западных держав.

Вместе со своими Центрально-Азиатскими соседями страны Юго-Восточной Азии все больше вовлекаются в финансирование и развитие основных проектов в сферах энергетики и инфраструктуры. Подобное вовлечение, включающее Японию, Южную Корею, Индию, а также Пакистан, Китай, Иран и Россию, означает появление новой тенденции в направлении подлинной интернационализации международных отношений Центрально-Азиатских стран.

Так, например, Россия, Китай и Япония уже сейчас разрабатывают совместное соглашение по финансированию нефтепроводов и ускоренной доставке российских энергоресурсов из Ковытинских нефте- и газо-месторождений Сибири через Синь-Цзянь и северный Китай в Японию. Россия также развивает проекты транспортировки энергоресурсов, связывающих Индию с Ираном. Очевидно, что данные проекты также включают и Центрально-Азиатские правительства.

Одновременно Япония, являясь частью общей Евразийской инициативы, существенно увеличила поступление инвестиций в Центральную Азию, таким образом, расширив географию иностранных капиталовложений в Центральную Азию. Южная Корея также приложила немало усилий для внедрения в Центрально-Азиатский рынок. Возрастающий интерес Индии к Центральной Азии выражается большей степенью в стремлении Индии отказаться от Пакистанского влияния и улучшить отношения с Россией и Китаем, при этом сокращая сферу влияния исламских экстремистов в своей стране и в странах Центральной Азии.

Таким образом, наблюдается значительное сходство интересов стран Юго-Восточной и Центральной Азии.

И дело не только в поиске дипломатической или даже военной поддержки против Пакистанских и Афганских террористов. В гораздо большей степени наблюдается совпадение энергетических интересов и общих инвестиционных нужд данных государств.

Россия, подобно Центрально-Азиатским государствам, отчаянно нуждается в рынках сбыта, трубопроводах (нефтепроводах) и инвестиционном капитале для своих энергоносителей. В то же время, Япония, Южная Корея, Китай и Индия ищут надежные и доступные источники нефти и газа, которые позволили бы им удовлетворить всевозрастающие потребности, не попадая в зависимость от ОРEC . Эти государства Юго-Восточной Азии обладают капиталом и техническим потенциалом, которые можно было бы вкладывать в альтернативные источники энергии Центральной Азии.

Общие экономические интересы помогают усиливать интересы региональной безопасности. Вступление правительств Юго-Восточной Азии в Центральную Азию является сигналом того, что стабильность в Центральной Азии может существенно повлиять на внутреннюю безопасность Китая, России и других государств.

Углубляющееся сотрудничество стран Юго-Восточной и Центральной Азии отражает интересы заинтересованных партий и расширяет процесс глобализации. Существующие направления международной политики, по крайней мере, обеспечивают доступ Центрально-Азиатских государств к большим ресурсам, отвечающим внутренним экономическим требованиям. Раширяющиеся торговые связи также усложняют возможность господства любой отдельной страны над странами Центральной Азии. Это, в свою очередь, облегчает процесс объединения многочисленных партнеров на более выгодных экономических условиях и достижения очевидных результатов по основным проектам.

Подобная форма глобализации обеспечивает многостороннюю безопасность стран Центральной Азии и дает надежду на успешное решение текущих вопросов развития экономики и безопасности. Работа в данной области позволит странам Центральной Азии сосредоточить свои усилия на экономическом и, возможно, политическом развитии.

Казахстан и АСЕАН

Одним из важных направлений во внешней политике Казахстана является сотрудничество с регионом юго-восточной Азии, где сегодня наблюдается устойчивый экономический рост и серьезные заявки на роль глобального игрока. В данном направлении интерес сегодня представляет активизация сотрудничества Казахстана с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включающей 10 государств и являющейся одним из наиболее видных региональных организаций как в данном регионе, так и в мире. Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП - 737 млрд. долларов США, объем торговли - 720 млрд. долларов.

АСЕАН выгодно отличается от иных региональных объединений своим динамичным развитием и радужными перспективами. Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations - ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 - Вьетнам, в 1997 - Лаос и Мьянма, в 1999 - Камбоджа.

Генеральный секретарь АСЕАН Онг Кенг Йонг на встрече в Джакарте с послом Казахстана Мухтаром Тлеуберди в августе 2006 года отметил рост авторитета нашей республики на международной арене и высоко оценил усилия Казахстана по продвижению процесса Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), сообщила пресс-служба МИД РК.

Онг Кенг Йонг подчеркнул, что страны–члены АСЕАН рассматривают Казахстан в качестве потенциального стратегического партнера в Центральной Азии, и выразил поддержку намерению республики по подключению к работе регионального форума АСЕАН по безопасности (РФА). Он приветствовал инициативу Н.Назарбаева по созданию Союза центральноазиатских государств и отметил, что интеграция в рамках данного формирования откроет широкие перспективы развития региона.

В ходе переговоров стороны договорились приложить совместные усилия по развитию межрегионального сотрудничества и учреждению политического диалога «АСЕАН плюс Центральная Азия». По убеждению Уилфридо Вилакорта, заместителя генерального секретаря АСЕАН, «мы заинтересованы в установлении плодотворного сотрудничества с Казахстаном в политической и экономической сферах и готовы рассмотреть и поддержать исходящие из этой страны внешнеполитические инициативы по организации межрегиональной кооперации».

Перспективы сотрудничества. Казахстан неоднократно высказывался за активизацию сотрудничества с АСЕАН вплоть до полноправного членства. И это вполне закономерное явление. Членство Казахстана в АСЕАН будет способствовать дальнейшему экономическому росту республики и расширению географии ее экономических связей, как следствие этого возрастет и товарооборот со странами-членами АСЕАН, а значит - пополнится государственный бюджет. Принимая во внимание успешный опыт получения Пекином дивидендов от сотрудничества с АСЕАН, когда в период с 1999 по 2002 гг. объем торговли Китая со странами-членами АСЕАН увеличивался в среднем на 15% в год, а после подписания в 2002 году Рамочного соглашения о всестороннем экономическом сотрудничестве между Китаем и АСЕАН товарооборот между двумя сторонами увеличивается с годовым приростом в 42,8%, - Астана осознала, что и она может хотя и с меньшим объемом успеха попытаться повторить проект АСЕАН+1 (АСЕАН+Китай).

На Форуме, который прошел в Астане, лидеры АСЕАН пришли к единому решению создать зону свободной торговли с участием Китая в ближайшее десятилетие. В результате, 4 ноября 2002 года Китай и лидеры стран АСЕАН подписали рамочное соглашение о комплексном региональном сотрудничестве, которое служит правовой базой для создания названной торговой зоны между Китаем и АСЕАН. При этом согласно проведенным экспертизам, при создании зоны свободной торговли только экспорт Китая в страны АСЕАН увеличится на 55%, а экспорт стран АСЕАН в Китай вырастет на 45%.

Зона будет охватывать около 1,7 млрд. потребителей и товарооборот в ней составит около 3 трлн. долларов США. И это будет крупнейший в мире региональный блок, состоящий из развивающихся стран.

В то же время результаты превзошли все ожидания. Уже сегодня можно говорить о том, что Китай практически превратил всю Юго-Восточную Азию в свою мастерскую и одновременно рынок сбыта.

Таким образом, создание суперэкономической зоны уже идет полным ходом и прозвучавшее намерение Казахстана, как соседа Китая по Центральной Азии активизировать сотрудничество с АСЕАН звучит вполне оправданно. Вступая в ряды АСЕАН, Казахстан получает возможность стать равноправным игроком на торгово-экономическом поле Юго-восточной Азии. Подтверждением создания торговой зоны с льготным режимом являются соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема промышленного сотрудничества (АИКО).

При этом в рамках создания зоны свободной торговли проводятся следующие комплексы работ:

мероприятия по ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки;

установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур;

согласование товарных стандартов.

В этом отношении Казахстан имеет достаточно возможности для реализации своего потенциала, способного не только вывести республику на "новые горизонты", но и способствовать укреплению ее позиций в Юго-Восточной Азии.

Готовность поддержать Казахстан в решении стать членом ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) выражает Таиланд. Однако эта поддержка отнюдь не является безвозмездной. На сегодняшний день существует определенная тенденция соперничества Китая и стран Юго-Восточной Азии между собой и за проникновение на рынок Казахстана. И в этом аспекте АСЕАН мог бы послужить полезным инструментом, на основе которого можно было бы более активно внедряться в экономику нашей республики.

К примеру, общий объем внешнеторгового оборота Казахстана составляет более $15 млрд., из них на долю Таиланда приходится всего лишь $20 млн., то есть менее 1%. Между тем, взаимный потенциал сотрудничества огромен, причем в самых разных отраслях - от сельского хозяйства до рынка электроники. Таиланд заинтересован в новых рынках сбыта открытии производств в развивающихся странах. В Казахстане Таиланд привлекают нефтегазовая и горнодобывающая промышленности, производство продуктов питания и ТНП, переработка сельхозпродукции и строительство, - самый широкий спектр инвестиций. Большим тормозом для сотрудничества служит дальность расстояния между нами, поэтому сейчас идет разговор о налаживании регулярных авиарейсов между столицами двух государств.

В ходе государственного визита Президента Н. Назарбаева в Филиппины в ноябре 2003 года также была затронута тема сотрудничества Казахстана и АСЕАН. Обращаясь к Президенту Филиппин Глории Арройо, он выразил благодарность за то, что Филиппины поддерживают Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и будут иметь в Совещании статус наблюдателя. Также "мы благодарны за то, что Филиппины будут содействовать нашему статусу наблюдателя в АСЕАН и при переговорах по вступлению Казахстана в ВТО", подчеркнул Президент Назарбаев. В ходе обсуждения международных проблем Назарбаев, согласно пресс-релизу, высоко оценил вклад Малайзии в дело борьбы с терроризмом на региональном и международном уровне. В ходе переговоров глава Казахстана также выразил уверенность, что первый государственный визит короля Малайзии внесет значительный вклад в углубление двустороннего диалога. Назарбаев, сообщается в пресс-релизе, отметил общие тенденции в развитии Казахстана и Малайзии. Он, в частности, подчеркнул, что Казахстан и Малайзия являются многоконфессиональными государствами. В этой связи глава Казахстана проинформировал короля Малайзии о предстоящем в сентябре в Астане съезде мировых и традиционно-национальных религий. Президент Казахстана также отметил, что история развития Астаны сравнима с процессом создания нового административного центра Малайзии - города Путраджайя. Стороны, сообщается в пресс-релизе, также затронули перспективы торгово-экономического сотрудничества и отметили, что "потенциал в данной сфере до конца не реализован". Товарооборот Казахстана и Малайзии, по данным казахстанского МИД, за январь-июль 2003 года составил $9,6 млн., из них экспорт Казахстана - $1,3 млн., импорт - $8,3 млн. В 2002 году эти показатели составили соответственно $12,8 млн., $2,6 млн. и $10,2 млн.

Другим положительным моментом на пути Казахстана в АСЕАН явилась встреча бывшего Госсекретаря РК Имангали Тасмагамбетова и посла Филиппин в Российской Федерации Эрнесто Вильярика Льямас в ноябре 2004 года. Посол Филиппин вручил Госсекретарю от имени президента республики Филиппины Глории Макапагал Арройо верительную грамоту. Данный визит посла Филиппин явился продолжением диалога сотрудничества, основа которого была заложена встречей двух президентов, впервые прошедшей 10-12 ноября 2003 года.

Эрнесто Вильярика Льямас отметил, что Республика Филиппины поддерживает стремление Казахстана стать членом Регионального Форума АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии) по безопасности (РФА) и окажет в процессе вступления необходимое содействие. Кроме того, Глория Макапагал Арройо подтвердила поддержку Филиппинами кандидатуры Казахстана в РФА, а также в процессе вступления во Всемирную торговую организацию. В свою очередь Глава Казахстана приветствовал стремление Филиппин подключиться к работе Организации Исламская Конференция в качестве наблюдателя. «Мы рассматриваем Казахстан как окно в Центральный регион», - отметил он. В настоящее время в стадии проработки находится казахстанский проект Соглашения о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, средств массовой информации и информационных технологий.

Принимая во внимание тот факт, что многие республики бывшего СССР в большинстве своем сконцентрировали внимание на странах Запада, подобный "ход" Казахстана в сторону АСЕАН является своевременным шагом. При достаточно прагматичном продолжении он может не только способствовать пополнению внешнеполитического багажа, но и в значительной степени усилит экономический рост республики.

Билет

Наши рекомендации