Отношения со странами центральной и Восточной Европы

3.1. Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам «социалистического интернационализма». С 1986 по 1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд инвалютных руб. (свыше 1 % валового национального продукта). 47 % этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения «содружества» продолжало сотрудничество даже с руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к «перестройке» в СССР. В 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Албанией, прерванные в 1960 г.

В конце 80‑х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран, и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.

3.2. Распад «социалистического лагеря». В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989–1990 гг. произошли «бархатные» революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания «холодной войны». Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионе. Уход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

4. СССР и страны «третьего мира»

4.1. Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов.

• Ближний Восток. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

• Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способствовал началу поиска национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитические позиции СССР в регионах мира. В то же время США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах «третьего мира».

4.2. Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

4.3. Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско‑китайское сближение было подкреплено визитом М. С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

Выводы

1. За годы «перестройки» и реализации концепции «нового политического мышления» произошло ослабление международной напряженности, и в первую очередь противостояния СССР и США. Инициатива прекращения «холодной войны» принадлежала Советскому Союзу.

2. Задуманные М. С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно‑промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.

3. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

4. Однако внешнеполитический курс М. С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80‑х гг. положение сверхдержавы. Ряд политических деятелей на Западе заявили о том, что Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне».

5. Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря влияния СССР в Восточной Европе, а также уход из стран «третьего мира».

Вопросы и задания

1. Проиллюстрируйте на конкретных примерах результаты концепции «нового мышления» в советско‑американских отношениях. Покажите, в чем проявились противоречия данной концепции?

2. В чем заключались ошибки и просчеты советской дипломатии в рассматриваемый период?

3. Чем можно объяснить потерю позиций СССР в странах «третьего мира»?

4. Какое значение для стран Восточной и Центральной Европы имели начавшиеся в СССР модернизационные процессы?

5. Существует мнение, что в результате реформ (в том числе во внешней политике) СССР проиграл «холодную войну». В качестве победителя называются Соединенные Штаты Америки. А какова ваша точка зрения? Ответ аргументируйте.

Литература

Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.

Внешняя политика СССР и России. М., 1995.

Рогов С. М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М., 1989.

Соколов А. К., Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941–1991. М., 1999. Ч. V. Разд. 2.

Хрестоматия по отечественной истории (1946–1995). М., 1996.

Тема 79 Социально‑экономическое развитие Российской Федерации в 90‑е гг. XX – начале XXI в.

ПЛАН

1. Начало модернизации. 1991–1993 гг.

1.1. Программа либеральных экономических реформ.

1.2. Ход реформы. Основные меры правительства: Введение свободного ценообразования и либерализация торговли. – Приватизация государственных предприятий и жилья.

1.3. Итоги первого этапа: Достижения. – Негативные последствия – Оппозиция курсу реформ.

2. Экономическое развитие в 1993–1996 гг.

2.1. Приватизация.

2.2. Корректировка курса реформ: Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику.

2.3. Итоги: Спад производства. – Социально‑экономические последствия.

3. Экономический курс в 1997 – начале 1998 г.

3.1.Новый состав кабинета правительства В. С. Черномырдина. – Основные направления деятельности нового кабинета. – Нарастание кризисных явлений в экономике.

3.2. Социально‑экономическая ситуация 1998 г.: Экономический курс правительства С. В. Кириенко. – Августовский денежно‑финансовый кризис и его последствия.

3.3. Поиски выхода из кризиса: Задачи правительственного кабинета Е. М. Примакова. – Смена кабинета министров. – Правительство С. В.Степашина.

4. Экономическая политика России в 1999–2004 гг.

4.1. Наследие первых лет реформ: Состояние экономики и финансов. – Социальные последствия реформ.

4.2. Экономическая политика правительства В. В.Путина: Приоритетные направления бюджетной политики.

4.3. Экономические меры кабинета министров М. М. Касьянова. 2000–2004 гг.: Планы реформ и их реализация. – Налоговая реформа. – Военная реформа. – Жилищно‑коммунальная реформа. – Итоги экономического курса.

5. Выводы

1. Начало модернизации. 1991–1993 гг

Современное общество переживает очередной, объективно назревший этап модернизации, которая включает в себя изменения в экономической, политической, социальной, культурной сферах, а также в области общественного сознания и психологии масс. Проходящая в стране трансформация приобрела длительный характер, поэтому состояние современного общества характеризуется как переходное (сочетающее в себе элементы старой системы – государственного социализма и новой рыночной модели экономики, демократии и авторитаризма).

События, связанные с распадом СССР и началом нового этапа развития России, получили неоднозначную оценку в обществе.

Новейший этап российской истории определяется как «либерально‑демократическая революция», «революционная трансформация» (или «реформация»), «капиталистическая революция».

Ряд авторов склонны рассматривать этот период отечественной истории как «контрреволюцию», «антимодернизацию», т. е. «Смуту», поразившую страну и закончившуюся полным крахом проводимого курса. Среди основных признаков состояния Смуты указаны: ослабление власти, раскол в умонастроениях (на почвенническое «социал‑демократическое» большинство и западническое «прокапиталистическое» меньшинство), активизация всех деструктивных сил в обществе, высадка в России «западнического десанта», межнациональная вражда, угроза государственной целостности и одновременно патриотический подъем как реакция на историческое унижение, которому подверглась Россия.

Процессы модернизации российского общества развивались в течение длительного времени. Они прерывались периодами застоя и кризисов. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.

1.1. Программа либеральных экономических реформ на 1992–1993 гг. была выдвинута группой радикально настроенных реформаторов во главе с президентом Б. Н. Ельциным. Основным методом была избрана модель «шоковой терапии», которая до того применялась в странах с кризисной ситуацией (например в Польше) и предполагала быстрые, но глубокие преобразования экономики и всего общества в целом, в том числе:

– введение свободного ценообразования (что должно было ликвидировать товарный дефицит);

– либерализацию торговли и затем;

– изменение форм собственности, массовая приватизация жилья и госпредприятий.

Особенностью структурной перестройки российской экономики должно было стать преодоление ее сверхмилитаризации и сокращение доли производства средств производства (в 1992 г. на долю последнего приходилось свыше 80 % промышленной продукции).

Социальное направление реформ заключалось в формировании новых социальных групп, прежде всего относительно широкого слоя собственников.

Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода «шоковой терапии» выступил вице‑премьер российского правительства Е. Т. Гайдар.

1.2. Ход реформы. Основные меры правительства.

• Введение свободного ценообразования и либерализация торговли. С 1 января 1992 г. были «отпущены» цены на большинство продуктов. К марту было освобождено 90 % розничных и 80 % оптовых цен. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов.

Вслед за реформами в промышленности развернулся процесс реорганизации колхозов и совхозов, на месте которых создавались акционерные общества или производственные кооперативы. Новым стало создание фермерских хозяйств.

• Приватизация государственных предприятий и жилья. С этой целью был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР (председатель – А. Б. Чубайс). Гражданам выдавались приватизационные чеки – ваучеры, означавшие право на долю собственности приватизируемых предприятий.

1.3. Итоги первого этапа реформ оказались глубоко противоречивыми.

• Достижения. В России были введены экономические свободы, начал складываться рынок, был ликвидирован товарный дефицит. В ходе приватизации более Vs госпредприятий стали частными. Произошли изменения в структуре занятости: теперь в негосударственной сфере трудились больше половины всех работающих.

• Негативные последствия. Усилился спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Социально‑экономические последствия метода «шоковой терапии» (темпы роста цен в 10 раз превысили темпы увеличения зарплаты) оказались чрезвычайно тяжелыми для рядовых граждан. Произошло резкое снижение уровня жизни населения, сокращение занятости и рост безработицы.

• Оппозиция курсу реформ. Противоречивые итоги проводимого курса вызывали справедливую критику в обществе. Главными оппонентами выступили депутаты Верховного Совета РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым. Оппозиция предложила «антикризисную программу»: восстановление государственного регулирования зарплат и цен; государственное кредитование, дотирование сельского хозяйства; индексация сбережений граждан; отказ от форсированной приватизации.

Правительство, чтобы не допустить политического кризиса и смягчить социальные последствия реформ, пошло на некоторые уступки. В результате в несколько раз выросла денежная масса, резко усилилась инфляция. После отставки Е. Т. Гайдара на VII Съезде народных депутатов России главой правительства стал В. С. Черномырдин (декабрь 1992 г.).

2. Экономическое развитие в 1993–1996 гг

2.1. Приватизация. К концу 1993 г. было приватизировано почти % предприятий, что привело к изменению форм собственности (общенародная, государственная, муниципальная, акционерная, иностранная собственность и др.). В России складывался частный, в том числе акционерный, капитал.

Широко распространенным является мнение о том, что в первые годы приватизации реформаторы стремились раздать собственность кому угодно, лишь бы вырвать ее из рук государства. Простые люди не получили от нее никакой выгоды. Доходы от приватизации составляли менее 1 % доходной части бюджета. Другая точка зрения предполагает, что по реальной цене приватизировавашиеся предприятия мог приобрести только иностранный капитал.

Государство действительно лишилось монопольного права на управление экономикой. Приватизация привела к быстрому росту частного сектора экономики, где эффективность управления была выше, но в условиях коррупции и сверхмонополизации при очевидных успехах она имела ряд негативных последствий.

Приватизация была необходима в целях привлечения средств для модернизации предприятий и отраслей производства. Но средства инвестировались в основном в торговлю и финансы (что давало прибыль в кратчайшие сроки) при минимальных вложениях в производство. Расширялся вывоз за рубеж сырья и полученной прибыли.

Важной задачей было образование класса или слоя собственников, которые должны были стать опорой проводимых реформ. Однако при продаже предприятий произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20–30 раз, соответственно снизилась стоимость приватизационных чеков. В результате перераспределения госсобственности значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой (10 %) группы населения страны. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином фактически оставался директор, распоряжавшийся доходами. В стране не оказалось предпосылок для быстрого создания среднего класса.

Выполнение этих задач требовало большего времени.

2.2. Корректировка курса реформ. Продолжая курс на создание рыночной экономики, правительство возобновило с середины 1992 г. фактически безвозвратное кредитование государственных предприятий, прежде всего топливно‑энергетических и оборонных.

• Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику. Активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций, но к 1996 г. иностранные вложения в российскую экономику составили лишь 5 % общей суммы российских капвложений.

При этом долг развивающихся стран России как преемнице СССР составлял 149 млрд долл. Чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клубов стран‑кредиторов, однако реальных результатов это не принесло.

Важнейшим источником финансирования социальных программ и дотаций в условиях нестабильности налоговых сборов с 1993 г. стал выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО), которое государство использовало не как инструмент финансовой политики, а как простой источник прибыли.

2.3. Итоги. Правительству в целом удалось сохранить курс на развитие рыночных реформ. Формировался финансовый рынок, складывалась банковская система, начал действовать принцип конкуренции в экономике. Некоторые акционированные предприятия смогли привлечь средства для технической модернизации. Кроме того, на базе старых советских заводов и фабрик в основном с помощью крупных международных корпораций были созданы новейшие технические линии: известные мировые марки потребительских товаров («Кока‑кола», «Колгейт», «Кэдбери», «Тайд», «Ариэль», «Дирол» и пр.) стали производиться в России. Несколько крупнейших компаний вывели свои ценные бумаги на мировой фондовый рынок.

• Однако в стране в целом не удалось приостановить спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Бюджет наполнялся главным образом за счет средств, полученных от экспорта сырья.

• Социально‑экономическими последствиями проводимых реформ стало дальнейшее падение уровня жизни населения. Впервые власть столкнулась с протестным движением народа, требовавшим регулярных выплат зарплат, пенсий, пособий на детей. Наиболее значительным событием стала Всероссийская акция протеста (март 1997 г.), организованная профсоюзами и оппозицией.

3. Экономический курс в 1997 – начале 1998 г

3.1. Новый состав кабинета правительства В. С. Черномырдина. После мартовских событий 1997 г. Президент отправил в отставку правительство. Премьер сохранил за собой пост, его первыми заместителями были назначены А. Б. Чубайс (одновременно министр финансов) и Б. Е. Немцов (бывший губернатор Нижегородской области).

• Основными направлениями деятельности нового правительства были названы реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, реформа правительственного аппарата, борьба с возросшей коррупцией – одной из причин падения авторитета власти.

Было принято решение об отмене неоправданных налоговых и таможенных льгот. Каждая закупка товаров или предоставление услуг по государственному заказу должны были осуществляться через открытые конкурсы.

• Нарастание кризисных явлений в экономике. Однако реальных изменений не произошло ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. Ухудшение финансового положения заставило сократить в 1997 г. государственные расходы (на 30 % – в оборонной промышленности, угольной отрасли; на 50 % – все остальные траты), в начале 1998 г. – провести деноминацию рубля. Продолжали выпускаться ГКО. Каждый следующий их выпуск, не обеспеченный реальным развитием народного хозяйства, давал возможность произвести выплаты по предыдущим и обеспечивал неоправданно высокую стоимость рубля. Завышенный курс рубля создавал видимость некоторого благополучия, обеспечивал рост импорта потребительских товаров и, соответственно, таможенных доходов. Отечественная продукция при этом оказывалась сопоставимой по ценам с импортом и неконкурентноспособной, что способствовало спаду в обрабатывающей промышленности.

Сельское хозяйство также практически не развивалось, в том числе из‑за того, что нерешенность вопроса о собственности на землю не давала возможности привлечения серьезных инвестиций в аграрный сектор. Государственные же дотации не вкладывались в обновление техники и технологий.

К весне 1998 г. ситуация обострилась, развернулось новое движение протестов. 31 марта правительство в полном составе было отправлено в отставку. Новым премьер‑министром был утвержден С. В. Кириенко.

3.2. Социально‑экономическая ситуация 1998 г.

• Экономический курс правительства С. В. Кириенко. Мировой финансовый кризис 1998 г. привел к падению цен на сырье, в том числе на нефть – в 2 раза. Понизился курс акций российских компаний. С целью не допустить обесценивания российского рубля правительство заявило об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к США, Германии и Международному валютному фонду.

• Августовский денежно‑финансовый кризис и его последствия . Иностранная помощь опоздала: в августе 1998 г. в стране разразился сильнейший финансовый кризис, была обрушена пирамида ГКО. 17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте (прекращении выплат по обязательствам государства) и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. 23 августа последовала отставка правительства.

Последствия кризиса оказались чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60 %) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан примерно на треть. Падение импорта (в 6–7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

В то же время ловушка ГКО была ликвидирована, падение курса рубля в 4 раза и резкий спад импорта привели к росту сбыта российских товаров, что создало предпосылки для возрождения отечественной промышленности.

3.3. Поиски выхода из кризиса.

• Задачи правительственного кабинета Е. М. Примакова.

В сентябре 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. Примаков, сделавший ставку на увеличение государственного регулирования экономики, предотвращение гиперинфляции, прекращение криминализации хозяйства.

• Смена кабинета министров. Однако принятых мер оказалось недостаточно. В мае 1999 г. Президент отправил в отставку правительство Примакова. Новым главой кабинета министров стал С. В. Степашин, которого уже спустя три месяцы (в августе) сменил В. В. Путин.

4. Экономическая политика России в 1999–2004 гг

4.1. Наследие первых лет реформ.

• Состояние экономики и финансов. К моменту прихода в кабинет министров В. В. Путина процесс разгосударствления и внедрения экономический свободы в России не был завершен как в организационном, так и правовом плане. Размер внутреннего и внешнего долга РФ к 1999 г. достиг огромных размеров (158,8 млрд долл.). Российская экономика продолжала испытывать на себе сильное влияние внешних факторов, прежде всего цен на нефть, доля которой в общем объеме экспорта страны составляла с учетом нефтепродуктов более трети.

• Социальные последствия реформ. Произошли изменения в социальной структуре российского государства. Образовались бизнес‑и политическая элита, началось складывание пока немногочисленного среднего класса. Вместе с тем реформы привели к процессу маргинализации, резкому расслоению населения на бедных и богатых. Четверо из десяти россиян к концу XX в. находились за чертой бедности.

К концу 1990‑х гг. в стране обозначился кризис народонаселения: за десятилетие оно сократилось со 150 до 145 млн. человек. Объективные трудности и ошибки в проведении реформ привели к ослаблению государственности и усилению на этом фоне роли финансовой олигархии.

4.2. Экономическая политика правительства В. В. Путина заключалась в том, чтобы смягчить кризисность переходного периода в России, сделать социальные последствия реформ менее тяжелыми, сочетая на этом пути не только либерально‑демократические, но и социально‑демократические меры (как это относительно успешно было реализовано в Чехии, Венгрии, Польше). Речь фактически идет о создании в России модели социального государства.

• Приоритетным направлением бюджетной политики российского правительства объявлялось обеспечение социальных функций государства (национальная оборона и безопасность, образование и здравоохранение, поддержка социальной инфраструктуры).

4.3. Экономические меры кабинета министров М. М. Касьянова. 2000–2004 гг.

• Планы реформ и их реализация. После передачи полномочий президента В. В. Путину новым главой кабинета министров в мае 2000 г. был назначен М. М. Касьянов. Программа его мероприятий включала в себя налоговую, судебную, военную реформы, реформу жилищно‑коммунального хозяйства, реструктуризацию «естественных монополий», а также принятие Земельного кодекса.

Социальная программа кабинета М. М. Касьянова ставила также задачи усовершенствования системы образования, реформирования социального обеспечения.

• Налоговая реформа, проводимая правительством, была направлена на последовательное снижение налоговой нагрузки на экономику (ставка налога на прибыль организаций снижена с 35 до 24 % с одновременной отменой всех налоговых льгот; для физических лиц введен единый подоходный налог в размере 13 %), что должно было способствовать выводу капитала из теневого оборота, росту налоговых выплат.

• Правительство приступило к реализации военной реформы. На ближайшие 10 лет планируется проведение модернизации техники и перевод армии на вооружение нового поколения. В феврале 2002 г. был принят закон об альтернативной службе в армии. К 2007 г. должна быть завершена работа по формированию частей на профессиональной основе в сухопутных, воздушно‑десантных войсках, морской пехоте, а также во внутренних и пограничных войсках. К 2008 г. ставится задача сокращения службы по призыву до одного года.

• Идет работа над жилищно‑коммунальной реформой, в ходе которой общество должно перейти на стопроцентную оплату жилищно‑коммунальных услуг.

• Итоги экономического курса. За первые четыре года президентства Путина наметился реальный подъем экономики. ВВП вырос на 20 %, инвестиции в основной капитал – более чем на 30 %; объем статей экспорта товаров увеличился на четверть. Правительству удалось обеспечивать соблюдение бюджетных обязательств по своевременной выплате пенсий, заработной платы, пособий на детей, чему способствовал рост цен на нефть. Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. Президентом была поставлена задача в течение ближайших десяти лет увеличить вдвое ВВП.

Вместе с тем отмечается, что правительству пока не удалось придать бюджету социальную направленность. Четверть населения имеет доход ниже прожиточного минимума. Оппозиция отмечает также многократное превосходство объемов выплат на обслуживание иностранных кредиторов по сравнению с расходами на социальную сферу. Не удалось установить полный контроль за перечислением денег в счет долгов предприятий и регионов за электроэнергию и тепло (отсюда частые отключения от тепла и энергии населенных пунктов, государственных учреждений, военных объектов). Продолжается утечка капитала за рубеж – в 2000 г. было вывезено 24 млрд долл. Колебания цен на нефть периодически создают кризисные ситуации в финансах страны.

Выводы

1. С распадом СССР и советской экономической системы в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводившиеся в России в 1990‑е гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров, удалось добиться активизации потребительского рынка. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.

2. Вместе с тем многолетний спад производства вызвал осложнение экономической ситуации в стране, обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных, криминализацию экономики. Сохраняется огромное влияние государственной бюрократии на экономику.

3. Одной из главных причин ограниченности успехов реформ стала ориентация на разработанные на Западе модели преобразований. Они не учитывали социокультурных особенностей России, специфики отечественного менталитета, огромного социального опыта и традиций советского периода. После десятилетия реформаторской деятельности руководство страны восприняло урок и осознало необходимость выработки собственного варианта модернизации, где цели были бы общими со всем человечеством, а методы и пути их осуществления соответствовали бы социокультурным условиям России.

Вопросы и задания

1. Раскройте основные направления структурных преобразований российской экономики.

2. Что такое конверсия? Какое значение она имела для перестройки российской экономики?

3. Чем можно объяснить столь значительные масштабы спада производства в России к середине 90‑х гг.: в промышленности – более чем в два раза (по сравнению с 1989 г.), и сокращение объема инвестиций в экономику – более чем в три раза за тот же период?

4. Назовите, какие социальные изменения произошли в нашей стране за годы реформ? С какими проблемами столкнулось правительство на этом пути?

5. Что такое глобализация? Каковы последствия этого явления для России?

Литература

Гордон Л. А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых. Историко‑социологические очерки экономического положения народного большинства. Т.1. М., 2000.

Данилов А. А., Пыжиков А. В. Россия в 90‑е годы XX в. М., 2002.

Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 1999.

Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 1999.

Россия в меняющемся мире/Под ред. А.Илларионова. М., 1997.

Экономика переходного периода: очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991–1997. М., 1998.

Явлинский Г. А. Кризис в России. М., 1999.

Тема 80 общественно‑политическое развитие современной России в 1991–2008 гг

ПЛАН

1. Политические процессы в Российской Федерации в 1991–1993 гг.

1.1. Демократизация политического процесса: Утверждение принципа разделения властей. – Усиление позиций исполнительной власти. Противостояние двух ветвей власти.

1.2. Политический кризис осенью 1993 г.: Оппозиция Верховного Совета РСФСР исполнительной власти. – Указ Президента от 21 сентября 1993 г. о поэтапной конституционной реформе. – События 3–4 октября в Москве как апогей конституционного кризиса.

2. Политическое развитие России в 1993–1996 гг.

2.1. Новая Конституция. Ликвидация советской политической системы.

2.2. Общественные настроения и формирование двухпалатного Федерального Собрания.

2.3. Попытки стабилизации общественно‑политической ситуации.

2.4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы.

3. Политические процессы в 1996–1999 гг. Второй срок пребывания Б. Н. Ельцина на президентском посту.

3.1. Процессы демократизации.

3.2. Пик социального конфликта.

3.3. Активизация и радикализация общества: Общественно‑политические движения. – Выборы в Государственную Думу третьего созыва.

4. Политическое развитие РФ в 2000–2008 гг.

4.1. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина. Деятельность и.о. Президента РФ В. В. Путина.

4.2. Президентские выборы в марте 2000 г.

4.3. Политические процессы в 2000–2008 гг.: Новые законы. – Подготовка судебной реформы. – Выборы депутатов Государственной Думы четвертого созыва (7 декабря 2003 г.). – Выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва (2 декабря 2007 г.). – Отставка правительства М. М. Касьянова. – Административные реформы.

4.4. Президентские выборы 14 марта 2004 г. и 2 марта 2008 г.

5. Укрепление российской государственности.

5.1. Национальный состав и административно‑территориальное устройство.

5.2. Изменения статуса республик. Проблема суверенитетов.

5.3. Разграничение полномочий субъектов Федерации: Федеративный договор. – Федеральный центр и субъекты Российской Федерации.

5.4. Реформы федеральной власти: Реформирование Совета Федерации.

5.5. Борьба с терроризмом на Северном Кавказе: Первая «чеченская война». – Вторая «чеченская война».

6. Выводы.

1. Политические процессы в Российской Федерации в 1991–1993 гг

1.1. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей. На первых президентских выборах 12 июня 1991 г. победу одержал Б. Н. Ельцин (до этого исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР).

• После подавления августовского путча и событий в Беловежской пуще 1991 г. произошло усиление позиций исполнительной власти, в том числе в силу роста политического авторитета лично Б. Н. Ельцина (с октября 1991 г. он являлся одновременно Председателем правительства). В результате в действовавшей Конституции РСФСР после внесенных изменений соединились два противоречивших друг другу начала государственного строя – институт президентской власти и принцип всевластия Советов.

• Переходный характер российской государственности сразу обусловил проблему противостояния двух ветвей власти. В сложившейся ситуации президент настойчиво защищал позиции радикальных демократов и их курса реформ. Ему противостоял оппозиционно настроенный Верховный Совет РСФСР. На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан высказалось за доверие президенту.

1.2. Политический кризис осенью 1993 г.

• 21 сентября президент подписал указы о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении поэтапной конституционной реформы.

• В ряды оппозиции президенту открыто перешли вице‑президент А. В. Руцкой и председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов, квалифицировавшие действия президента как «государственный переворот».

• Противостояние в верхних эшелонах власти резко обострило обстановку в стране: общество раскололось на две части – тех, кто поддерживал президента, и тех, кто защищал Верховный Совет. Апогеем конституционного кризиса стали события 3–4 октября 1993 г. в Москве, когда здание Верховного Совета было взято штурмом, на улицах столицы произошли вооруженные столкновения и пролилась кровь. Противостояние завершилось победой президентской стороны, однако это не сняло политических противоречий в обществе.

2. Политическое развитие России в 1993–1996 гг

2.1. Новая Конституция России. Ликвидация советской политической системы. 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России. Российская Федерация объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В соответствии с Конституцией ликвидировалась советская модель государственности. Функции Советов на местах переходили к представителям президента. Новым органом законодательной власти стало двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума).

Конституция в целом закрепляла демократические принципы организации общества. Одновременно усиливались позиции президента. Данная конституционная модель была призвана поддерживать стабильность в обществе в условиях раскола интересов его граждан и политических сил.

В то же время так и не сложилась единая система власти на местах. В ряде регионов представительные органы практически не участвовали в управлении, произошло сосредоточение власти в руках губернаторов и мэров.

2.2. Общественные настроения и формирование двухпалатного Федерального Собрания. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу. Верхняя палата формировалась из глав исполнительных и законодательных органов субъектов Федерации.

Выборы в Думу проводились по избирательным округам и по партийным спискам. Четверть голосов избирателей была отдана за ЛДПР во главе с В. В. Жириновским, значительное число голосов получили представители КПРФ (лидер Г. А. Зюганов). 15 % избирателей вновь поддержали пропрезидентский «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром. Председателем верхней палаты – Совета Федерации (свыше 2/3 депутатов которого составили государственные чиновники) стал Е. С. Строев (губернатор Орловской области).

2.3. Попытки стабилизировать общественно‑политическую ситуацию стал сразу предпринимать президент Ельцин. В 1994 г. был составлен Договор об общественном согласии, подписанный руководителями исполнительной и законодательной власти Центра и регионов, политических партий, профсоюзов. Договор ориентировал на развитие переговоров различных политических сил, отказ от насилия в обществе. Эти шаги принесли лишь незначительные результаты, так как от подписания Договора отказались не только радикальные националистические и коммунистические организации, но и КПРФ и Аграрная партия.

2.4. Выборы в Государственную Думу второго созыва и президентские выборы. 17 декабря 1995 г. на выборах в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений 5 % – й барьер преодолели четыре – КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», проправительственное объединение «Наш дом – Россия» (не прошли « Выбор России», «Женщины России» и др.). Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты, а их представитель Г. Н. Селезнев стал Председателем Госдумы.

16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б. Н. Ельцин и Г. А Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу вновь одержал Б. Н. Ельцин (37 % всех избирателей).

3. Политические процессы в 1996–1999 гг. Второй срок пребывания Б. Н. Ельцина на президентском посту

3.1. В 1996–1999 гг. в стране продолжились процессы демократизации. Регулярно, в срок и на альтернативной основе проводились выборы Президента страны и глав субъектов Федерации, Государственной Думы, губернаторов, органов самоуправления. Демократизация проявлялась также в утверждении свободы слова, политического плюрализма, свободы формирования демократических институтов – партий, общественных организаций и движений.

Важным направлением деятельности государства в политикоправовой сфере стало принятие нового Гражданского и Уголовного кодексов РФ, которые уже не предусматривали наказания за частнопредпринимательскую деятельность.

3.2. Пик социального конфликта. Вместе с тем перелома в социально‑экономическом положении так и не наступило, некоторые были разочарованы политикой Б. Н. Ельцина и В. С. Черномырдина. Особые опасения в обществе вызывало усиление влияния финансовых «олигархов» на власть. На 1997–1998 г. пришелся пик социального конфликта в обществе. 9 апреля 1998 г. состоялась Всероссийская акция протеста, вслед за которой последовали студенческие волнения в Екатеринбурге, «рельсовая война» шахтеров, парализовавшая работу Северо‑Западной железной дороги. В условиях ухудшившегося физического состояния главы государства усилилась политическая борьба в его окружении, следствием которой стали внешне ничем не обоснованные смены четырех правительств в 1998–1999 гг.

3.3. На этом фоне происходила заметная активизация и радикализация общества во всех его проявлениях.

• Общественно‑политические движения. Среди партий, которые пытались использовать сложную социально‑политическую обстановку в стране для усиления собственных позиций, выделялись праворадикальные (националистические – Русское национальное единство, партия русских националистов; национал‑патриотические – ЛДПР); левые (главная из которых КПРФ) и леворадикальные. В сложившейся ситуации оппозиция направляла свои усилия на досрочное отстранение президента от власти (объявление «импичмента») и формирование правительства «народного доверия».

• Выборы в Государственную Думу третьего созыва (19 декабря 1999 г.). После сложной политической предвыборной борьбы, развернувшейся осенью 1999 г., новый состав Государственной Думы был представлен шестью избирательными объединениями. Наибольшее количество голосов вновь получила КПРФ (24 %). Это была самая многочисленная фракция в Думе, которая, однако, не имела теперь оппозиционного большинства. Следом за коммунистами шел проправительственный блок «Единство» [ «Медведь», лидер С. К. Шойгу (23 %)], созданный лишь за два месяца до выборов.

Движение «Отечество – Вся Россия» во главе с лидером Е. М. Примаковым получило около 13 % голосов, Союз Правых Сил (лидер

С. В. Кириенко) – около 9 %. Пятипроцентный барьер преодолели также объединение «Яблоко» (хотя и потерявшие треть своих голосов) и «Блок Жириновского». Не прошла в Думу бывшая «партия власти» – объединение «Наш дом – Россия».

4. Политическое развитие РФ в 2000–2008 гг

4.1. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина. Деятельность и.о. Президента РФ В. В. Путина. 31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и о передаче полномочий премьер‑министру В. В. Путину. В соответствии с Конституцией В. В. Путин был назначен исполняющим обязанности президента.

Как руководитель страны и.о. президента поставил задачу добиваться максимума доверия и политического согласия в обществе и во властных структурах. Он провозгласил программу, которая базируется на идее «сильного государства, обеспечивающего свободу личности». В качестве общенациональных приоритетов во внутренней политике были названы повышение жизненного уровня людей («побороть собственную бедность»); борьба с преступностью, обеспечение надежного «права собственности»; освобождение правительственных структур от влияния так называемых олигархов.

4.2. Президентские выборы 26 марта 2000 г. Новая президентская кампания продемонстрировала рост политической активности избирателей. 26 марта 2000 г. за В. В. Путина проголосовало свыше 52 % избирателей (среди кандидатов были – Г. А. Зюганов (29 %), Г. А. Явлинский, М. А. Тулеев, В. В. Жириновский и ряд других). Преодолев 50‑процентный барьер, В. В. Путин обеспечил себе победу уже в первом туре.

Итоги выборов продемонстрировали падение доверия к Компартии и ее лидеру среди избирателей. В результате В. В. Путину отдала свои голоса часть избирателей регионов, традиционно считавшихся «красным поясом» (Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская, Белгородская, Челябинская и другие области).

4.3. Политические процессы в 2000–2008 гг. Приход В. В. Путина совпал с чаяниями народа, давно ожидавшего «сильного лидера», и возродил определенное доверие к власти и надежды на реализацию обещанного. Главной общественной потребностью стало восстановление государственности и правопорядка. Важным шагом на этом пути стало преодоление конфронтации между двумя ветвями власти и налаживание нормальной работы Государственной Думы. Новый президент сразу заявил о социальной ориентации его внутренней политики.

• Новые законы. В 1999–2004 гг. велась работа по обновлению законодательства. Федеральное Собрание приняло такие важные документы, как новый Трудовой и Земельный кодексы, Уголовно‑процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражно‑процессуальный кодексы. В России появились утвержденные законом государственные символы. После бурных дискуссий были утверждены текст и музыка российского гимна. Музыка (А. Александрова) полностью, а текст (С. В. Михалкова) частично повторяли Гимн СССР.

• Завершается подготовка судебной реформы. В соответствии с ней увеличивается число помощников судей общей юрисдикции и мировых судей; в 83 субъектах РФ началось введение судов присяжных заседателей.

• В ноябре 2008 г. был принят закон об увеличении срока президентских и депутатских полномочий – до 6 и 5 лет соответственно, введены обязательные отчеты правительства перед парламентом.

• Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва (7 декабря 2003 г.)

7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва. Из 25 политических партий и избирательных блоков, зарегистрированных в бюллетенях для голосования, 5‑процентный барьер преодолели лишь четыре: «Единая Россия» (председатель – Б. С. Грызлов); КПРФ (председатель – Г. А. Зюганов); ЛДПР (председатель – В. В. Жириновский) и образованный в ходе предвыборной кампании народно‑патриотический союз «Родина» (председатель – С. Ю. Глазьев). Впервые не вошли в состав Государственной Думы «Яблоко» и СПС.

• Выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва (2 декабря 2007 г.)

2 декабря 2007 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва, проходившие по новой, пропорциональной системе при 7‑процентном барьере. Было зарегистрировано 15 политических партий. В Госдуму прошли четыре из них: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».

• Отставка правительства М. М. Касьянова. В конце февраля 2004 г., накануне президентских выборов, В. В. Путин отправил в отставку правительство М. М. Касьянова. Премьер‑министром стал М. Е. Фрадков (до осени 2007 г.), а затем – В. И. Зубков. В. В. Путин, став председателем партии «Единая Россия», после президентских выборов 2008 г. возглавил кабинет министров.

• Административные реформы. Первым их этапом (на основании указа Президента о Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации» от 9 ноября 2002 г.) стало реформирование системы федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и государственной гражданской службы субъектов Федерации. Деятельность госслужбы и госслужащих должна стать более открытой, доступной общественному контролю и полностью подчиненной закону.

– В марте 2004 г. (после отставки правительства Касьянова) было объявлено о реорганизации высшего исполнительного органа власти с целью превращения его аппарата в эффективный и современный инструмент администрирования. Ставится задача четкого разделения полномочий между ведомствами. Для этого сформирована новая, трехуровневая, структура правительства: первый уровень – федеральные министерства (число которых сократилось с 23 до 14); второй – федеральные службы; третий – федеральные агентства. Реформирование коснулось также структур Администрации Президента, чьи полномочия ограничиваются административными функциями, обеспечивающими деятельность президента, и больше не дублируют функции федеральных ведомств.

4.4. Президентские выборы 14 марта 2004 г. и 2 марта 2008 г. 14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. На этот пост претендовали 6 кандидатов. Наибольшее число голосов получил В. В. Путин – 71,2 %.

На президентских выборах 2 марта 2008 г. победу одержал Д. А. Медведев. Новый президент поставил задачу «дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти». С этой целью предпринимаются шаги по дальнейшему совершенствованию партийной системы в стране (не сумевшие преодолеть 7‑процентного барьера, но получившие при этом от 5 % до 7 % голосов, смогут рассчитывать на 1–2 депутатских мандата), укреплению института партийных губернаторов (предложения по кандидатурам глав регионов будут вноситься теперь только партиями, получившими большинство на региональных выборах). Введен новый порядок формирования Совета Федерации: он будет формироваться исключительно из региональных депутатов и депутатов органов местного самоуправления.

Период президентства Д. А. Медведева совпал с мировым финансовым кризисом. В этой связи предпринимаются меры по сглаживанию его последствий для страны, разрабатываются антикризисные меры по поддержке реального сектора экономики.

Наши рекомендации