Патриотическое воспитание в классах с кадетским или казачьим компонентом
Основополагающее значение в организации и структурировании процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания в кадетском (казачьем) образовании имеют следующие принципы.
1. Патриотизм как социокультурная традиция ценностного отношения к Родине и служения Отечеству.
В содержании духовно-нравственного и патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В процессе переживания сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом.
2. Осознание ценности наследия, смысловой интерпретации исторической и социальной памяти.
Выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания.
3. Преемственность духовного опыта.
Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, существующую в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности.
4. Социокультурная и национальная идентификация.
Определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду.
5. Гордость и великодушие в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующие относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса.
6. Сакральность символов Отечества.
Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в деле созидания и защиты Родины.
7. Опора на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции.
Традиции – это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство – время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п.
Эти принципы наиболее полно реализуются в патриотически насыщенной среде, в которой перед воспитанником ставится не образовательная задача, а реальная проблема, возможность проявить себя в служении Отечеству, в принятии новой жизненной модели, способа поведения, обеспечении переживания радости общего успеха.
Исходя из данных принципов, духовно-нравственное и патриотическое воспитание в учреждениях кадетского образования предполагает:
- опору на исторически сложившиеся кадетские идеалы, образы, ценности, воплощенные в этике служения Отечеству;
- обучение кодексам поведения, умению жить в обществе;
- развитие воли, организаторских и лидерских качеств, овладение технологиями управления коллективами и так далее;
- создание условий включенности в реальные практики, формирующие уважение к личности, ее правам и обязательному пониманию важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, и необходимости их выполнения.
Принципы духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях кадетского (казачьего) патриотически-ориентированного образования составляют основу, обеспечивающую подготовку и воспитание:
- образованных и культурных патриотов Отчизны, смыслом жизни которых является служение Отечеству на гражданском и военном поприще;
- граждан России с развитым правосознанием и основанным на исторических национальных ценностях мировоззрением, с укорененными в сознании принципами долга и социальной ответственности;
- государственно ориентированных граждан России, сознающих свою ответственность за судьбу и будущее страны;
- духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе;
- свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов,
- активных членов общества, желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, a также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение и способных отстаивать его;
- людей, способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями.
Помимо известных этносословных характеристик казачество предстает как социальный феномен российского социокультурного развития, содержащий значительный воспитательный потенциал, составными частями которого являются:
- казачья идея свободы – ментальная форма выражения самобытной православной идеи;
- казачий воспитательный идеал – совершенный личностный образ защитника и созидателя родной земли, государства, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни человека и казачьего социума;
- социально значимые ценности казачьей культуры – смысл жизни казака и существования казачества, составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выступающие основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой.
В настоящее время в России открыты казачьи кадетские корпуса, большое количество казачьих детских садов, школ, центров дополнительного образования. Казачество сегодня становится реальной социальной силой, способной решать только вопросы охраны и поддержания общественного порядка, но и несущей огромный воспитательный заряд, в основе которого безграничная любовь и преданность своему Отечеству, глубокое уважение семейных ценностей, осознание святости домашнего очага, верность православию.
Например, с 2004 года на базе МОУ «СОШ №43» г. Саратова функционируют казачьи классы, создана Программа развития, где в качестве приоритетных учебно-воспитательных задач отмечены: необходимость совершенствования системы патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания, формирования у обучающихся чувства верности Отечеству, выделен казачий компонент как существенная составляющая образовательного процесса в казачьих учебных классах. Почитание старших, понятие о семье, уважение к казачьей форме, физическая, строевая подготовка, казачьи традиции, обряды, образ жизни - вот что такое казачий компонент.
Идея создания казачьих классов в МОУ «СОШ №43» г. Саратова актуальна не только для города, области, но и России в целом. В одном из своих выступлений В.В. Путин отметил: «Важно, что казачье общество воспитывает поколение в духе патриотизма и гражданской ответственности. А значит, не мыслит себя без возможности честно, верой и правдой служить Отечеству, и потому не только древняя, но и новая история России немыслима без казачества…». Именно поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие культуры, системы казачьего образования.
Система казачьего образования включает:
- концептуальные идеи наполнения содержания образования с позиций возрождения самобытной казачьей культуры;
- создание сети казачьих учебных заведений различного уровня;
- создание нормативно-правовой базы существования и функционирования казачьих учебных заведений;
- разработку учебно-теоретических, учебно-методических основ для реализации регионального компонента содержания образовательного процесса;
- подготовку кадров управленческого и педагогического состава.
При создании образовательных учреждений с казачьей системой образования должны быть созданы:
- методические и дидактические основы учебного процесса, определен предметный, тематический, воспитательный, духовный, физический и военно-прикладной компонент;
- учебно-материальная база;
- региональные, федеральные нормативно - правовые документы статуса казачьего учебного заведения;
- подготовлены педагогические и воспитательные кадры для работы в казачьих учебных заведениях, изданы учебные и учебно - методические пособия по казачьему компоненту, дополнительно созданы военно - патриотические организации.
Для присвоения статуса казачьего класса:
- изучается образовательный спрос и заказ участников образовательной деятельности;
- рассматривается инициатива казачьего общества, родителей, микросоциума об открытии казачьих классов;
- учебный план приводится в соответствие, соблюдаются требования федерального государственного образовательного стандарта. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательной деятельности наполняется предметами: основы безопасности жизнедеятельности, основы здорового образа жизни, экология, физкультура с оздоровительной направленностью, краеведение, мировая художественная культура, основы православной культуры;
- образовательные и воспитательные программы реализуются с использованием культурно-исторических традиций казачества.
При организации воспитательной работы в классах с казачьим компонентом в МОУ «СОШ №43» г. Саратова учитывались следующие особенности.
Каждый воспитанник обеспечивается установленным форменным обмундированием. Для присвоения статуса казачьего класса:
- изучается образовательный спрос и заказ участников образовательной деятельности;
- рассматривается инициатива казачьего общества, родителей, микросоциума об открытии казачьих классов;
- учебный план приводится в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (через часть учебного плана, формируемую участниками образовательной деятельности) или федерального компонента государственного образовательного стандарта и регионального базисного учебного плана (через региональнальный и школьный компонент). В его структуру включаются предметы: основы безопасности жизнедеятельности, основы здорового образа жизни, экология, краеведение, физкультура с оздоровительной направленностью, краеведение, мировая художественная культура, православная культура.
- образовательная программа реализуется с использованием культурно - исторических традиций казачества по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, спортивно-оздоровительное, эколого-этнографическое, туристско-краеведческое, научно-познавательное, военно-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, проектная деятельность?, театральное, вокально-хоровое, танцевально- хореографическое, народные промыслы, художественное рукоделие.
В системе дополнительного образования изучаются такие курсы: история казачества, начальная военная подготовка, этика, эстетика, занятия по огневой, строевой, командирской подготовке, участие в хоре казачьей и военной песни, ансамбле песни и пляски, владение традиционными видами казачьего оружия (шашка, нагайка, пика).
Разработанные и реализуемые в классах с казачьим компонентом образовательные программы дополнительного образования включают в себя также изучение иностранных языков, истории Российской армии, истории кадетских корпусов, истории казачьего движения, усиленную физическую и прикладную подготовку, занятия конным и водным видами спорта. Они направлены на формирование у воспитанников начальных навыков и умений, необходимых для дальнейшего выбора профессиональной деятельности, как на военном, так и на гражданском поприще, профильную подготовку.
Воспитательная работа с кадетскими казачьими классами в соответствии с программой воспитания и социализации планируется на весь период обучения и включает следующие направления:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление включает в себя следующие понятия: любовь к России, своему краю; служение России; любовь к русскому языку, истории и культуре России, гражданское общество, свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; общественное благо, общенациональные интересы, социальная компетентность; закон и правопорядок; диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество;
2) Воспитание казачьей доблести.
Направление включает в себя следующие понятия: служение Отечеству и казачеству, свобода личная и национальная, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, справедливость, верное слово, воинское мастерство, целеустремленность; любовь к истории и культуре казачества, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции казачества, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее свей страны, семья как основа жизни российского общества;
3) Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, государственной службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Направление включает в себя следующие понятия: государственная служба как священный долг казака, трудолюбие; непрерывное личностно-профессиональное развитие; самореализация казачества в государственной службе, труде, творчестве, профессии; образование в течение всей жизни; научное знание; стремление к знанию и истине; научная картина мира; научный подход к решению практических задач;
4) Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Направление включает в себя следующие понятия: здоровье духовное, социально-психологическое, физическое, репродуктивное, жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая экологически экологическая? целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; устойчивое развитие общества в гармонии с природой; родная земля, заповедная природа, планета Земля;
5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Направление включает в себя следующие понятия: искусство, красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое и эстетическое развитие кадета; самовыражение личности в творчестве и искусстве.