Результаты деятельности правоохранительных таможенных органов РФ на современном этапе
Правоохранительная деятельность с каждым годом терпит различные изменения и эти изменения касаются всей деятельности этих органов. Модернизация в работе таможенных органов происходит на основе создания Правительством РФ различных программ, планов, проектов и принятия законов и поправок к этим законам. Основные основополагающие документы относящиеся к изменению в правоохранительной области таможенных органов являются различные проекты принимаемые Правительством. Для того чтобы проследить за изменениями в деятельности таможенных органов необходимо рассмотреть проекты, государственные программы и планы, например: между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР).
ФТС России в период с 31 октября 2003 года по 30 июня 2013 года реализовала проект «Модернизация информационной системы таможенных органов». Цель Проекта – реформирование и модернизация таможенных органов Российской Федерации: для содействия внедрению приемлемой для международного сообщества практики оформления внешнеторговых грузов таможенными органами для того, чтобы обеспечить дальнейшую интеграцию России в мировое торговое сообщество, улучшить инвестиционный климат в стране и извлечь выгоду из притока иностранных и внутренних инвестиций в российскую экономику; В рамках Проекта реализовано большинство запланированных мероприятий, обеспечено достижение целей большинства компонентов Проекта. Полученные результаты в значительной степени внедрены в текущую деятельность ФТС России и способствуют развитию таможенной службы. Завершено 14 консультационных контрактов, результаты которых заложили методологическую и нормативно-правовую основу дальнейшего развития и модернизации информационной системы таможенных органов; 21 контракт, связанный с разработкой и внедрением новых информационных технологий, автоматизирующих процессы таможенного дела; 23 контракта на закупку оборудования и программного обеспечения. Реализовано более 50 контрактов, связанных с обеспечением управления Проектом (аудит, исследования общественного мнения, публикации тендерных объявлений, обеспечение работы проектного офиса, контракты с индивидуальными консультантами по управлению Проектом и другие).
В государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 (ответственный исполнитель – МВД России), реализуются основные мероприятия направленные на защиту личных и имущественных интересов граждан в правоохранительной и таможенно-правоохранительной сфере. От реализации программы ожидаются следующие результаты:
1)Сокращение количества наиболее опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, оставшихся нераскрытыми, а также числа разыскиваемых подозреваемых, обвиняемых, подсудимых или осужденных.
2)Увеличение удельного веса возмещенного ущерба от фактически причиненного по оконченным уголовным делам за счет повышения эффективности работы следователей и дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации.
3)Повышение уровня безопасности граждан за счет сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений.
4)Повышение уровня уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересах.
Результаты Федеральной программы должны способствовать обеспечению мер усиленной охраны и безопасности Российских граждан от различных преступлений которые касаются не только в сфере охраны порядка но и в таможенных органах. Основные показатели и индикаторы этой Федеральной программы можно посмотреть в (Прил. 4). На реализацию государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» ФТС России были выделены на 2014 год бюджетные ассигнования в размере 3,83 млн. рублей, аналогично сумме, выделенной в 2013 году (Прил. 5).
Также ФТС России принимает участие в реализации подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы». В рамках указанной подпрограммы ФТС России были выполнены в 2014 году мероприятия, направленные на реализацию государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы», в ходе реализации этой программы было сделано:
1)Рассмотрены и направлены в МВД России предложения и замечания ФТС России по проекту протокола о реализации статьи 28 «Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства» (г. Минск, 28 ноября 2006 г.) по вопросам возмещения расходов, связанных с осуществлением мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, и по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 года»[4];
2)Рассмотрены и согласованы 4 проекта приказов Минтруда России, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
3)Рассмотрены и направлены в МВД России предложения и замечания ФТС России по проектам федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты», межведомственного приказа «О периодичности и сроках представления сведений о реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. № 586», постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»[5];
4)Обеспечено участие должностных лиц ФТС России в заседаниях экспертов межведомственной рабочей группы по координации деятельности участников государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы», на которых обсуждались вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также в XI практическом учебном курсе для российских специалистов по вопросам защиты свидетелей с участием экспертов Государства Израиль и Словацкой Республики. [ 6 ]
Результатами подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» должны стать исправление ошибок и выпуск рекомендации по дальнейшей работе таможенных органов в правоохранительной деятельности совместно с МВД России, также повышения уровня безопасности лиц, которые находятся под защитой внутренних органов участвующие по серьезным уголовным делам. Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере охраны и защиты правоохранительными органами лиц, свидетелей и иных участников дел уголовного судопроизводства, а также привлечение большего количества сотрудников таможенных органов для осуществления различных вспомогательных операций в правоохранительной детальности.
Разработан План деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013 – 2018 годов[6] и направлен на реализацию Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В процессе реализации в 2014 году Плана деятельности ФТС России в него были внесены изменения, соответствующие вновь изданным правовым актам и принятым решениям Правительства Российской Федерации.
Таким образом, подводя итоги о реализованных и вступивших в силу проектах и планах можно выделить что, по всем показателям достижения целей Проектов, планов, программ, кроме одного - фактического значения на конец реализации превышения плановые значения бюджета от первоначального, достигнутая к 2015 году динамика показателей обусловлена как результатами реализации Проектов, так и осуществлением ФТС России ряда мер административного воздействия, а также выполнением иных планов и программ. Внедрение новых таможенных процедур и систем в рамках Проектов существенно упростило для участников ВЭД процесс выполнения таможенных формальностей, что характеризуется значительным сокращением времени на таможенное оформление. Единственным исключением является показатель, отражающий суммы дополнительных перечислений в федеральный бюджет (доначисленные таможенные платежи, проценты и штрафы), однако не достижение целевого значения данного показателя обусловлено повышением качества таможенного администрирования и ростом доли участников ВЭД, своевременно и в полной мере осуществляющих таможенные платежи. Сегодня ФТС России реализовывает меры по повышению эффективности контроля в целях недопущения увеличения задолженности по таможенным платежам и сумм по оплате этой задолженности. Таким образом, повышение значения показателя доначисленных платежей рассматривается как снижение эффективности работы таможенных органов. Еще один показатель, установленный для оценки эффективности реализации Проектов, - восприятие торговым сообществом и другими заинтересованными сторонами качества обслуживания, оперативности реагирования на жалобы, а также уровня профессиональной честности сотрудников таможенных органов.
В целом можно отметить положительные результаты деятельности действующих программ на 2015 год, и значительные результаты показывающие повышение эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов, что просматривается в данных предоставленных приложений курсовой работы.
Заключение
В завершение написания курсовой работе хотелось бы отметить что поставленная проблема о правоохранительной деятельности таможенных органов была достаточно и в полной мере изучена, проанализированы основные результаты деятельности таможенных органов в области охраны и защиты которые представляют собой данные в виде цифр предоставленные ФТС России по окончанию 2014 и 2015 года. Таможенные органы на современном этапе имеют трудности в выполнении своих основных функций и задач, таких как фискальная функция, борьба с контрабандой, коррупцией во внутренних таможенных органах и привлечения сотрудников этих органов к административной ответственности.
Основываясь на данных приведенных в курсовой работе во втором разделе и данных приложений, можно сделать вывод о том, что преступлений связанных с контрабандой, не декларирования товаров и прочими становится с каждым годом все больше. Возбуждения уголовных дел в таможенных органах тоже наблюдает положительную динамику и почти приравнивается к количеству возбуждаемых дел по административному судопроизводству, что с одной стороны показывает высокую профессиональную подготовку кадров, активную работу таможенного законодательства в практической части, но и с другой то, что правонарушений не становится меньше и это ведет к большей угрозе опасности для границ и граждан РФ. Высокая коррумпированность представителей таможенных органов, участие их в различных схемах и махинациях еще раз показывает отрицательный момент и дыру в борьбе с такими правонарушениями. Низкий показатель привлечения служащих таможенных органов к административно или уголовной ответственности может показывать сколько дел сокрыто, замято или же совсем не возбуждено против них, чем влияет на состояние низкого внутреннего контроля за деятельностью самих таможенных органов.
Однако, не смотря на это правоохранительная деятельность таможенных органов выявляет в основном положительные результаты как своей работы так и содействия с другими органами РФ. Это можно видеть в результатах успешных выполнений операций, программ приведенных во второй и третьей главы данной курсовой работы. Успешное завершение и противодействие возможных правонарушений различными участниками ВЭД ведет главным образом к пополнению Федерального бюджета за счет применения мер санкций и штрафов в различных денежных эквивалентах.
Правительство РФ совместно с ФТС, МВД, ФСБ разрабатывает и принимает различные планы на будущие годы в правоохранительной деятельности этих ведомств, хоть и не всегда сверх начисления, которые добавляются на разрабатываемые проекты дают те результаты которые в полной мере необходимы для устранения пробелов или решения стоящих проблем в сфере защиты и охраны государства, права и гражданина РФ.
Стоит отметить что разрабатываемые программы Правительством РФ вполне себе работают и дают положительные результаты, это можно увидеть посмотрев на состояния прошлых годов например 2014 или 2013.
В данный момент опора на правоохранительную деятельность будет только усиливаться с каждым годом, потому что все больше происходит катастроф и террористических актов со стороны других самопровозглашённых государств которые ведут активную борьбу против мирных государств. Также это касается и недобросовестных производителей находящихся на территории РФ и за ее пределами, которые пытаются провезти свою низкокачественную и опасную продукцию для жизни и здоровья граждан через границу РФ. Поэтому с учетом всех этих отрицательных факторов правоохранительные таможенные органы совместно с другими органами РФ должны упорно работать по усовершенствованию законодательства, оперативных мер по борьбе с различными преступлениями в таможенной сфере, дабы не допустить отрицательных результатов которые могут произойти в торговле и экономике Российской Федерации.
При написании курсовой работы я для себя узнала много полезной информации и предварительно обработав, включила самые главные выводы и результаты по правоохранительной деятельности таможенных органов, чтобы разрешить проблему, поставленную в данной курсовой работе. С имеющейся информацией можно сделать два вывода негативный и положительный, которые я описала выше. Работа с различными источниками информации помогла понять какие трудности возникают в правоохранительной деятельности таможенных органах на современном этапе и какие действия можно предпринять, чтобы улучшить качество охраны государства и границ Российской Федерации.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) - № 33. - С. 453.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.04.2015) C – 220
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 20.09. 2011 г. //2011. - № 63-ФЗ. (в ред. от 28.11. 2015) C – 226
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.2006г. N 117-ФЗ//(ред. от 28.11.2015) C – 188
5.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
6. Федеральный закон "О безопасности" от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ
7.Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398. 5. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Заключено в г. Астане 05.07.2010).
8. Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела / Ю. А. Девяткина // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 349-352.
9. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. «Таможенное право» - учебник для вузов под общей редакцией доктора юридических наук, профессора Х.А. Андриашина. Изд.: - М.: «Юрайт», 2013 г. С - 182.
10. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов/Д.Н. Бахрах. Изд.: - М.: «Норма», 2012 г. С- 640
11. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник для ВУЗов. Изд.: - М.: «БЕК», 2012. C - 544
12. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник/Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов. Изд.: - М.: «Юрист», 2006 г. С- 428
13.Логинов, Е. А. Правоохранительная деятельность таможенных органов : учебно-методич. комплекс / Е. А. Логинов. Изд.: — М.: «Юридический институт МИИТа» , 2012.; С- 40
14. Макрусев В.В. - таможенный менеджмент. Изд.: - Санкт Петербург : «Интермедиа», 2015 г. С – 216
15. Ноздрачев А.Ф. Правовые формы деятельности и взаимодействия таможенных органов с другими органами государственной власти: учебник/ А.Ф. Рассолов. Изд.: - М.: «Законодательство и экономика», 2014. С - 654
16. Покровская В.В.: «Таможенное дело». Изд.: -М.: «Юрайт», 2014 г.; С – 125
17. Сыдорук И.И., Ендольцева А.В. Основа таможенного дела. Изд.: - М.: «»ЮНИТИ-ДАНА», 2013.- 447 с.
18. Публичная декларация целей и задач таможенной службы РФ на официальном сайте ФТС РФ - www.customs.ru
19. Интернет ресурс: // government.ru/department/102/events/
20. Интернет ресурс: //1prime.ru/press_release/20140109/774885285-print.html
21.Интернет ресурс: //customs.ru/
Приложение 1
Функции ФТС
Функции | Их содержание |
Фискальная | Организация процессов в рамках механизма взимания таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и обеспечение своевременного и полного их перечисления в федеральный бюджет. Принятие мер к участникам Вэд по случаям принуди-тельного взыскания таможенных платежей. Контроль за правильностью начисления таможенных платежей. Организация процедур по изъятию антидемпинговых пошлин. |
Контрольно-надзорная | Обеспечение применения и соблюдения таможенными органами таможенного законодательства РФ, запретов и ограничений согласно нормам международных договоров и мер регламентирования в соответствии с законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Организация осуществления процессов контроля в системе таможенного оформления, а также валютного контроля в составе экспортно-импортных операций в пределах своей компетенции и по другим направлениям. Обеспечение принятия решений о классификации ТН ВЭД и о стране происхождения товара. Осуществления надзора за эффективным использованием таможенных режимов. |
Организационная | Формирование и ведение реестров объектов таможенной инфраструктуры - таможенных перевозчиков, складов временного хранения, таможенных брокеров, а также банков, уполномоченных на предоставление банковских гарантий по оплате таможенных платежей. Осуществление выдачи и аннулирования квалифицированных аттестатов специалистов по таможенному оформлению. |
Правоохранительная | Рассмотрение и производство по делам об административных правонарушениях, а также о должностных нарушениях; проведение дознания и производство неотложных следственных действий, розыскной работы в рамках Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации. |
Административная | Обеспечение координации и руководства деятельностью таможенных органов. Разработка и внедрение информационно-технологических систем в таможенную сферу. Организация профессиональной подготовки специалистов для таможенных структур, переподготовки, повышения квалификации. Проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленных рамках. Реализация ведомственных программ развития таможенной сферы России. |
Международная | Разработка проектов международных договоров по вопросам взаимодействия с таможенными органами других стран. Участие в работе международных организаций в области таможенного дела, в таможенных конвенциях и соглашениях. |
Приложение 2
Функциональные направления Главных Управлений
№ П/П | Главные управления | Функциональные направления |
Организации таможенного оформления и таможенного контроля | Организует проведение таможенно-контрольной деятельности на территории России. Планирует работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и разрабатывает схемы технологического контроля. Участвует в организации взаимодействия с пограничными, санитарно-карантинными и ветеринарными службами в рамках контроля за перемещениями через государственную границу товаров, личной клади и багажа физических лиц, внешнеторговых грузов и транспортных средств. Руководит процессми таможенного контроля за автотранспортными средствми, воздушными , морскими и речными судами, железнодорожным транспортом пересекающим таможенную границу, а также за премещением литературы, печатных, аудиозвуковых материалов и культурных ценностей. Разрабатывает рекомендации по выделению зон таможенного контроля, перечню документов и свдеений, необходимых для этих целей. | |
Федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования | Разрабатывает предложения по осуществлению мер регулирования внешнеторговой деятельнсти обеспечивает их практическое примененеие и контроль за их исполнением, оценивает рузультаты воздействия на экспортно-импортные операции. оргаизует работу РТУ и таможен по линии своевременной и полной уплаты таможенных платежей, разрабатывает технологии их начисления и взимния. Ведет онтроль за делкарированием товаров компаний и предприятий, расположеных в свободных экономических зонах. | |
По борьбе с контрабандой | Проводит таможенные расследования по случаям уклонения от таможенных платежей, нарушением налогового законодательства РФ. Осуществлет производство дознание по делам об особо опасных видах контрабанды. Проводит опертивно-розыскную деятельность по делам о нарушениях таможенных правил. | |
Таможенных расследований и дознания | Осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также поизводствено не отложных следственных действий по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов. Возбуждает дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов осуществляет административное производство в соответствии с порядком, предусмотренным КоАП РФ. | |
Организационное –инспектирование | Обеспечивает инспекционый контроль в системе таможенных органов, взаимодействует с налоговыми, правоохранительными и контролирующими государственными структурами в рамках выявления правонарушений в сфере таможенного дела организует инспекционные проверки – субъектов ВЭД. |
Приложение 3
Диаграмма по итогам за 2015 год по количеству уголовных дел возбужденных таможенными органами.
В скобках указано количество уголовных дел возбужденных по различным статьям таможенными органами.
Приложение 4
Показатели и индикаторы Программы
Приложение 8
Бюджетные ассигнования
[1] Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «о безопасности» с изменениями от 2 марта 2007г
[2] Утверждено постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459
[3] ФЗ РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I « О Государственной границе Российской Федерации»
[4] Письмо ФТС России от 16 сентября 2014 г. № 01-17/44129
[5] Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203
[6] План деятельности ФТС России утвержденный руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым 17 июня 2013 года