Фискальная и регулирующая роль налога на доходы физических лиц
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических .чип (НДФл). Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в кашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала итоговая система.
Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие 1917 г. Но Февральская, а затем и Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.1916 о подоходном налоге фактически не вступил в действие.
В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительною фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счел жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций Вместе с тем доходы всех остальных физических лиц, которые занимались так называемой индивидуальной трудовой деятельностью и которые, по мнению государства получали значительные доходы, облагались по особо высоким ставкам, достигавшим для кустарей и ремесленников 81%. а по гонорарам авторов произведений науки и искусства - 69%. Подоходное налогообложение, таким образом, характеризовалось в это время отсутствием основополагающего принципа налогообложения -равенства всех плательщик перед законом
Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложения затрагивала интересы весьма незначительного числа налогоплательщиков, и поэтому абсолютное большинство населения платило налог по минимальной ставке.
Важнейшим принципом ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенною уровня
Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика
Важнейший принцип подоходного налогообложения физических .лиц - недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, начог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, выплачивающие физическим лицам доходы, не имеют права вносить подоходный налог за граждан засчег своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части
И наконец, последним по порядку, но не по значению является принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России - в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач
Примерно на таких же принципах строится система подоходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения.
Важнейшим определяющим моментом является прежде всего то. что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается также в том. что его плательщиком является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог' - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он, в основном, зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Одновременно с этим именно в подоходном наготе с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы пост роения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.
В России, как и в большинстве стран мира, налог па доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета Следует отмстить, что это - прямой наюг на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала
Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет области и является одним из основных источников дохода.
Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано ь своих источниках пополнения бюджета
Налог' на доходы физических лиц является одн м из сам.лх важных элементов налоговой системы любого 1'осударства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%. в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много ниже, чем в России - 12-14%.
Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного периода. Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов па доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
По мере совершенствования налоговой системы государство, как правило, все чаще предоставляет льготы определенным слоям населения, с тем чтобы смягчить социальное неравенство В частности, широкое распространение имеют налоговые льготы многодетным семьям, студентам, лицам, повышающим свою квалификацию, мелким и средним предпринимателям, фермерам,
Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как вычет части доходов, направляемых на жилищное строительство, строительство или покупку загородного дома дачи. Социальная направленность этих льгот очевидна хотя использовать их могут только относительно высокооплачиваемые слои населения Регулирующая функция состоят в том, что оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, способствует росту занятости населения, а через некоторое время ведет и к увеличению потребит ельско! о спроса на группу товаров, необходимых для обустройства жилья.
Российское законодательство, например, позволяет налогоплательщику уменьшать налогооблагаемую базу на суммы, израсходованные на новое строительство или приобретение дома или квартиры и уплату проггентов по ипотечным кредитам.
Кроме того, российский налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на сумму, полученную при продаже жилого дома квартиры, дачи, садового домика, земельного участка или иного имущества находящегося у него ь собственности не менее трех лет. По желанию налогоплательщика можно вы сто такого вычета уменьшить сумму
облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально поля вержденных расходов, связанных с получением дохода от продажи имущества.
Считается, что достижйнию большей социагьпой справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки зрения есть противники, считающие, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.
Типичными примерами льгот и вычетов являются: не облагаемый налогом минимум, величина которого определяется в абсолютном значении и может изменяться, вычеты надетой и иждивенцев, расходы на социально значимые цели, расходы на образование, государственные пособия, профессиональные льготы и т.д.
Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе РФ есть некоторая особенность в порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум, вычеты предоставляются налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в течение года Получить основную сумму дохода предпочтительнее в конце года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будст больше, чем если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода.
Гакое неравенство в отношении причитающегося к уплате налога с Одинаковых сумм дохода некоторые критики называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ
В финансовом смысле ег равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой же доход в конце года
В подобных ситуациях в некоторых странах облагают доход по ставке, рассчитанной особым образом с учетом фактора времени получения дохода Этот подход сложнее, чем применяемый в нашей стране, и требует хорошо развитых структур налогового контроля.
Многие страны используют систему семейного налогообложения, когда семья рассматривается как налоговая единица. Например, во Франции налог взимается со всей суммы доходов семьи Взрослые дети, не проживающие с родителями, могут присоединиться к ним со своими детьми и составить одно целое. Для расчета налога используется специальная таблица, учитывающая семейное положение налогоплательщика, Для учета численности и еостава семьи применяется семейный коэффициент, выражающий доход, приходящийся на одну долю. Количество долей увеличивается на половину доли на каждого инвалида если они есть в семье.
В США доход семьи не делится, на него может заполняться общая декларация Семейный доход облагается по специагьной шкале. В Малайзии, например, замужняя женщина вправе выбирать: облагать свои доходы отдельно или вместе с доходами своего мужа, который в этом случае увеличивает свой необлагаемый минимум.
В российском законодательстве не предусмотрено семейное налогообложение, а некоторые страны - бывшие советские республики, например Эстония, - ввели такую норму. Во многих странах с помощью налога па доходы государством стимулируется развитие той или иной отрасти хозяйства, создаются условия для того, чтобы налогоплательщики своими силами обеспечивали себе материальный достаток.
Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин можег быть выделена обитая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться рсатьными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного наюгообложения. не делавшего различий между бедными и богатыми и более
тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ. идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика