Профессиональные требования к социальному работнику
Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где личностные качества специалиста в большой степени определяют успешность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника, он познает не только основы и тонкости профессии, но и формируется как личность.
Основой для выбора профессии может служить призвание – органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста и его способностей к социальной работе. Если человек избирает профессию социального работника сознательно, в соответствии со своим признанием и качествами личности, она не будет морально тяжела для него и принесет много радости и пользы и ему, и клиентам, и обществу, и самой профессии. Большое значение при этом имеет уровень моральности как мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям. Очевидно, что уровень моральности социального работника должен быть выше среднего, поскольку высокий уровень моральности предполагает способность понимать другого человека и помогать ему. Ведущее (но не главенствующее) положение социального работника оправдано не только простой необходимостью и социальными ролями, но и его нравственными качествами, дающими ему такое право. Основа личности – это нравственность – внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.
Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность. Нравственные знания (знания о нормах этики, морали, нравственности, в том числе - профессиональной) социальный работник получает в процессе обучения профессии. Практический социальный работник часто поступает в соответствии с собственными убеждениями и принципами, жизненным опытом. Однако следует помнить, что знание моральных норм не всегда является гарантией моральности поведения. Если человек владеет теоретическими нравственными знаниями, но поступает вопреки им, его можно назвать личностью «двойной морали».
Нравственные убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью ей моральных норм, проверке их на практике. Однако в практической деятельности может возникнуть ситуация, когда личность может (или вынуждена действовать) вопреки своим убеждениям.
Нравственная потребность – наивысшая степень нравственного сознания. Соблюдение требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности.
Роль профессиональной морали в формировании личности социального работника велика. Однако ситуация, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний, поэтому большое значение для профессиональной деятельности приобретают личностные качества социального работника.
Честность. Социальный работник должен говорить клиенту правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о затруднениях в работе, о допущенных ошибках. Честность должна проявляться и на деле – он не имеет права обмануть ожидания клиента, тем более, если он связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам, он не уверен в успехе деятельности, то должен сообщить об этом клиенту.
Совестливость Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая его к творческим поискам решениям и предостерегая его от чисто формального подхода к ситуации. Зачастую в нестандартных ситуациях именно совесть подсказывает верное решение.
Объективность. В оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, постаравшись максимально отрешиться от собственных эмоций и пристрастий. Объективно должна оцениваться возможность и необходимость помощи клиенту или группе клиентов.
Справедливость. Социальный работник может иметь симпатии и антипатии, но они не должные сказываться на его работе с различными клиентами.
Тактичность. Это умение предвидеть все негативные последствия своих поступков или действий, их субъективную оценку клиентом, коллегами или другими людьми. Умение выстроить свои действия так, чтобы ненароком не обидеть, не унизить, не поставить кого бы то ни было в неловкое положение особенно необходимо социальному работнику в связи с тем, что он имеет делу с людьми слабыми, униженными, раздраженными, недовольными жизнью.
Внимательность и наблюдательность. Работая с клиентом, социальный работник обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое – как положительные, так и отрицательные. Эти качества помогут также уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.
Терпимость. Моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям и привычкам других людей. Умение принимать человека таким, какой он есть. Однако это не означает одобрения негативных идей и действий клиента, помощь в достижении недостойных целей.
Выдержка и самообладание. Если клиент раздражен и выплескивает свои отрицательные эмоции на социального работника, то тот ни в коем случае не должен отвечать тем же, даже если речь идет о клиенте с психическими отклонениями.
Доброта. Доброта социального работника деятельна. Она воплощается в практической заботе о человеке, в помощи, а также в том, что социальный работник учит клиента преодолевать трудности, противостоять обстоятельствам, быть ответственным за свою судьбу и судьбу близких. Доброта обязывает говорить клиенту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.
Любовь к людям. Далеко не все клиенты способны вызывать любовь, однако социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества, которые и могут стать основой любви к таким клиентам.
Самокритичность. Умение анализировать свою деятельность, видеть недостатки, ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своему поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий, не должно превращаться в «самоедство» - свойством взваливать на себя и свои, и чужие грехи, нести ответственность за то, на что объективно не можешь повлиять, в этом случае развивается комплекс неполноценности, создается ощущение безысходности, появляется неуверенность в собственных силах.
Адекватность самооценки. Завышенная самооценка приводит к самоуверенности и высокомерию, а заниженная – к неуверенности в собственные силы. И то, и другое может сказаться на результатах деятельности, отношениях с клиентом и на общественном мнении о социальной работе в целом.
Терпение. Многие из клиентов социального работника трудны в общении – из-за физических и/или нравственных качеств. Однако социальный работник обязан быть терпелив к каждому. Главное – дать клиенту высказаться.
Коммуникабельность. Качество, актуальнейшее на всех уровнях отношений, - с клиентом, с коллегами, с представителями других государственных учреждений.
Оптимизм. Не все проблемы, с которыми сталкивается социальный работник, возможно разрешить. Однако то, что он помогает людям, хоть частично облегчая их страдания, несет им надежду, уже является источником оптимизма, как и, в целом, вера в социальную справедливость, достижению которой социальный работник и способствует.
Сила воли. Часто социальному работнику приходится преодолевать не только себя и объективные препятствия, но и инертность клиента, его пессимизм.
Эмпатия. Постижение другого человека, «вчувствование» в него, умение ставить себя на место клиента. Вежливое внимание никогда не заметит искреннего интереса к проблемам клиента.
Стремление к самосовершенствованию. Это стремление совершенствоваться и как профессионал, и как личность. Высокое назначение нравственности социального работника заключается и в том, что она направлена не только на себя, но и на клиента и на коллег.
Творческое мышление. В деятельности социального работника не может быть абсолютно одинаковых ситуаций и, соответственно, стандартных решений. Поэтому социальный работник должен быть психологически мобилен, от этого напрямую зависит эффективность его деятельности.
Личность социального работника целостна. Те качества, которые требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами рабочего места. Они присутствуют в его действиях постоянно, формируя облик социального работника в общественном мнении.