Правосознание: понятие, структура, функции
Правосознание – одна из форм общественного сознания (подобно тому, как правовая норма одна из разновидностей социальных норм). Правосознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: нравственными концепциями, философскими учениями и др. У каждой разновидности сознания (политического, религиозного, эстетического) свой предмет (область) отражения. В этой связи правосознание характеризуется относительной самостоятельностью в сравнении с иными формами сознания. Правовое сознание отражает сферу права, правовую действительность. Такое отражение осуществляется в совокупности мысленных и чувственных оценок правовых явлений, юридических знаний, убеждений, относящихся к праву.
Используя и оценивая эти знания, люди, так или иначе, реагируют на правовую действительность, формируют к ней свое отношение, толкуют правовые нормы и реализуют их.
В юридической литературе содержатся различные определения правосознания.
Так, в одном из учебных пособий утверждается: «правосознание есть специфическая форма общественного сознания, отражение права в форме идей, взглядов на законодательство, права и свободы человека, законность и правопорядок в обществе»[34].
Высказано также мнение, что «правосознание характеризуется совокупностью идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к деяниям и поступкам, совершаемым в правовой сфере»[35].
Некоторые авторы полагают, что правосознание есть «совокупность идей, теорий, чувств, эмоций и других компонентов, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям и в целом к праву – действовавшему, действующему и желаемому»[36].
Отмечается также и то, что «Правосознание представляет собой систему объективируемых знаний об истории становления и развития права как социального явления, его современном состоянии, а также совокупность объективируемых правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права»[37].
Более кратко можно сказать так: правосознание – это совокупность представлений, взглядов, эмоций и оценок людей, социальных общностей, выражающих их отношение к действующему и желаемому праву. Имеется в виду отношение к действующему в обществе законодательству, праву, практике их применения, законности, правопорядку, правовым учреждениям. В этом смысле правосознание не только оценивает наличное право и правовую действительность, но и отображает отношение к ним, т.е. к праву, законности, правопорядку, правовым учреждениям.
Правосознание в целом подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание. В то же время правосознание обладает своими особенностями. Эти особенности следующие:
1) правосознание – одна из форм общественного сознания и в то же время самостоятельная, сложная целостность;
2) означает оценку права, существующего в обществе, отражение явлений правовой действительности посредством специальных юридических понятий (правомерность, противоправность, законность, правонарушение и др.);
3) включает взаимодействие с другими формами общественного сознания; отношение к праву нередко определяется моральными воззрениями, политическими взглядами, религиозными и др.;
4) его уровень, качество, содержание влияют на поведение человека в обществе; оно может быть правомерным и социально полезным или неправомерным и социально вредным;
5) оказывает влияние на формирование и действие государственных институтов. Так, в понимании русского философа и правоведа И.А. Ильина, форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием[38].
6) влияет на отдельную личность, является необходимым условием ее социализации, приобщения к правовой жизни и участия в ней;
7) включается в «работу» и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права, ориентирует субъектов права на выбор и осуществление правомерного поведения в определенных социально-правовых ситуациях;
8) не только оценивает наличное право и правовую действительность, но и отображает как отношение (суждение, оценки и т.д.) к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом праве в перспективе.
В этом смысле правосознание есть знание и отношение к праву действующему, прошлому и праву желаемому, будущему.
Структура правосознания.Правосознание – сложное по своему содержанию явление. В нем выделяются: 1) правовая идеология и 2) правовая психология. Соответственно в структурном отношении правосознание состоит из двух названных основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая идеология – система идей, теорий, взглядов, представлений, понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву, к правовой действительности. Имеется в виду «целостная система проникнутых сущностным единством идей, теорий, убеждений, понятий, отражающих социально-оценочное отношение к праву, характеризующих правовую систему, как в статике, так и в динамике с позиций соотношения должного и сущего»[39].
К числу таких идей, теорий следует отнести: многие современные концепции правопонимания, например, естественно-правовая; учение о правовом государстве и гражданском обществе, о неразрывной связи прав и обязанностей личности, положения о недопустимости противопоставления законности и целесообразности в деятельности должностных лиц и др. Правовая идеология включает и такие идеи, как обеспечение и защита собственности, верховенство закона в государстве, независимость правосудия, эффективная борьба с преступностью и др.
На уровне отдельной личности идеологический компонент правосознания выражен правовой информированностью, знаниями о праве и действующем законодательстве. Человек, не имеющий определенных сведений об этом, плохо ориентируется в правовом пространстве, нередко руководствуется неверными представлениями о праве, законности, юридической ответственности.
По-видимому, правовая идеология в правосознании по своей значимости выполняет роль основного элемента, поскольку представляет собой достаточно четко выраженную систему взглядов, осмысление субъектами существующих правовых явлений. Этот рациональный компонент важен и в правотворческой деятельности, и в процессе реализации права[40]. Правовая идеология взаимодействует с правовой психологией, признаваемой в качестве следующего структурного элемента правосознания.
Правовая психология - это оценка существующего и желаемого права, выражаемая в виде эмоций, настроений, иных эмоциональных характеристик, свойственных индивидам, социальным группам, коллективам. Ее значимость определяется тем, что человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или его отсутствие при реализации конкретных норм, по поводу обращения с заявлениями в компетентные органы относительно защиты нарушенных прав и т.д. – все это проявления правовой психологии. Имеются в виду те психологические состояния, которые можно назвать чувствами права и законности. Существенно то, что эмоциональная реакция (положительная или отрицательная) оказывает влияние на характер и направленность правового поведения. Сказанное означает то, что правовая психология – это несистематизированный слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях индивида или социальной группы на те или иные явления правовой действительности. Вместе с тем эффективность законодательства, да и всей правоприменительной деятельности во многом зависит от психологического настроя индивидов, должностных лиц в их отношении к праву.
К элементам правовой психологии относятся:
- эмоции настроения, переживания, привычки, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, индивидов к праву, деятельности правовых учреждений;
- чувство законности – особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, позитивное отношение к его предписаниям;
- правовой мотив (от лат. noveo – повод, побуждение) – внутреннее оценочное отношение личности к правовой ситуации, побуждающее к выбору правомерных вариантов поведения или иных;
- сформированное на этой основе особое состояние психологического склада личности, выполняет роль своеобразной правовой установки, предрасполагающей к определенному поведению, деятельности в сфере правового регулирования.
В целом названные психологические качества личности могут определять в своем единстве правовую позицию к праву, его нормам, институтам.
Сказанное означает, что правовая психология – наиболее «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения. Вместе с тем она дает нередко такие виды индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Недооценка правовой психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалась неудачей в проведении тех или иных государственных мероприятий (борьба с самогоноварением, замена реальных льгот пенсионеров компенсационными выплатами и т.д.).
В юридической литературе имеют место и иные подходы к структуре правосознания. Выделяются, например, правовые знания (знание системы права, принципов права и др. (осведомленность); убежденность в необходимости следовать правовым предписаниям; готовность действовать в соответствии с правовым запретом, дозволением, обязыванием.
По-видимому, выделение структурных элементов в правосознании способствует осмыслению, пониманию его роли и места в правовой действительности. В реальной жизни правосознание – явление целостное, взаимодействующее и с правовой действительностью, и с иными формами сознания – политическим сознанием, моралью и др.
Функции правосознания.В юридической литературе выделяют следующие функции правосознания: познавательную, оценочную, регулятивную, прогностическую.
Познавательная функция. Особенность этой функции проявляется в овладении правовыми знаниями, соответствующими умениями и навыками. В этом смысле правосознание, образно говоря, есть «правовая память» социального субъекта, комплекс знаний о праве, его действии, других явлениях правовой действительности. Без наличия знаний, информации о праве – своеобразного исходного пункта, не может быть и позитивного отношения к праву, иным правовым явлениям. По-видимому, это обусловливает и соответствующее поведение в сфере правовой действительности.
Оценочная функция. Эта функции правосознания характеризует реакцию сознания на право, т.е. определенную оценку права и законодательства, оценку деятельности правоохранительных органов, иных аспектов юридической практики. Такая оценка вызывает определенное отношение к праву, правовой действительности. Оно может быть положительным, двойственным, безразличным (индифферентным) либо отрицательным (правовой нигилизм). В любом случае сознательное отношение к праву формирует предрасположенность к определенному поведению, реализуется в практических действиях либо в бездействии индивида, коллектива и т.д.
Регулятивная (поведенческая) функция. Специфика этой функции в том, что правовое сознание не только отображает право, оценивает правовую действительность, но и влияет на них, т.е. так или иначе управляет поведением определенного субъекта. В частности, закон предписывает судье основывать решение на внутреннем убеждении, правосознании. В этом значении правосознание выступает своеобразным посредником между правовыми предписаниями и поведением субъектов права. Рассматриваемая регулятивная функция «опирается» также на позитивные ценностные ориентации и установки, побуждающие индивидов к правомерному поведению. Она может основываться и на отрицательном отношении к правовой действительности, и проявляться в противоправном поведении людей, в котором реализуются антиобщественные установки. Это позволяет отметить, что правосознание не внешний, а внутренний регулятор деятельности индивида. Оно способно оказывать воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки.
Прогностическая функция. Имеются в виду возможности определенных субъектов (законодателей, ученых-юристов и др.) на основе свойственного им правосознания предвидеть результаты правотворческой, правоприменительной, научной и иной деятельности в сфере правового регулирования. Первостепенное значение здесь принадлежит тому, чтобы давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов, вынесения правоприменительных решений.
Изложенные положения позволяют снова отметить, что правосознание – совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям.
60.Правовая культура: содержание и виды
Понятие «правовая культура» тесно связано с понятием «правосознание». Однако, если правосознание – компонент (форма) сознания, то правовая культура - категория более сложная, шире, объемнее правосознания. Она включает не только идеологические и психологические элементы правосознания, но и юридически значимое поведение, деятельность в области правового регулирования.
Правовая культура есть часть общей культуры, включающая и сознание людей, и совокупность ценностей, созданных, создаваемых человеческой деятельностью на определенном этапе развития общества. В этой связи говорят о достижениях архитектуры, живописи, литературы, создании музыкальных произведений и т.д. [41]
Право, как и другие соционормативные системы регулирования (мораль, религия), также показатель культурной оснащенности общества. Правовая культура характеризует аксиологический (ценностный) аспект права: степень развития законодательства и юридической практики, иные ценности, созданные деятельностью людей в сфере правового регулирования. В более широком плане правовую культуру можно рассматривать как совокупность устоявшихся и постоянно развивающихся норм права, правовых традиций, обычаев, психологических стереотипов, образцов правового поведения и соответствующей деятельности[42].
Правовая культура в большинстве случаев определяется как качественное правовое состояние общества, обусловленная социальным, политическим, духовным уровнем его развития. Она выражается в правовых достижениях общества, в современном состоянии правовой системы. Главным источником российской правовой культуры является законотворческая и правоприменительная практика государства.
С этой точки зрения правовая культура охватывает своим содержанием лишь позитивные правовые явления, достижения, факты действительности, соответствующие правовым предписаниям. По-видимому, рассматриваемым понятием не охватываются многочисленные проявления правового нигилизма, коррупции, служебной неисполнительности должностных лиц, злоупотребления чиновниками своим служебным положением, хотя здесь присутствуют нередко многие «достижения со знаком минус».
Правовая культура в современном российском обществе «подпитывается» в основном из четырех источников. Во-первых, посредством разработки и законодательного закрепления правовых норм, определенных образцов и стандартов поведения, соответствующих существующей правовой среде.
Другой источник – идеологическое и правовое наследие советского периода. Имеются в виду те элементы, которые культивировала советская власть (например, ориентация на выстраивание «вертикали власти», на сильное централизованное государство).
Следующий источник – влияние дореволюционной российской культуры, включающей такие типичные черты, как патриотизм, коллективизм, соборность, отсутствие стремления государственной власти к самоограничению и самоконтролю, к преодолению правовой пассивности населения и др.
Еще один своеобразный источник российской правовой культуры является заимствование зарубежного правового опыта, главным образом западноевропейского, как это водится с петровских времен[43]. Данный вывод подтверждается отдельными статьями Конституции РФ, ее положениями о разделении властей, о плюрализме мнений и т.д.
Правовая культура – это не только результат, но и способ деятельности, реальное функционирование индивидов, должностных лиц, организаций в сфере правового регулирования. Прежде всего это культура деятельности всех тех субъектов, которые имеют отношение к законотворчеству, законодательству, правоприменению, правозащите и т.д.
Современное состояние правовой культуры в России оценивается неоднозначно. На ее уровень оказывают влияние не только позитивные, но и иные факторы, например, такие как противоречивое законодательство; существующий в социальных группах правовой нигилизм; коррупция в государственном аппарате; автономные субкультуры криминальных, экстремистских групп и др.
Правовая культура – явление динамическое, развивающееся, ее содержание обогащается теорией и практикой. Можно предположить, что в перспективе правовой культуре России будут свойственны новые качественные показатели. Этому способствуют совершенствование правовой системы общества, углубление процесса демократизации, борьба с коррупцией, преодоление бюрократизма, повышение правовой, политической активности граждан и др.