Правосознание: понятие, структура, виды. Правосознание – это область сознания, отражающая правовую действительность в форме

Понятие.

Правосознание – это область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации; социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правосознания могут быть приняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой иными авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии правовая подготовка.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Эмоциональное отношение у субъекта возникает по отношению:

- к праву;

- к правовому поведению других людей и их правовой деятельности;

- к правоохранительным органам;

- к своему правовому поведению.

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, возникает новое образование – интеллектуально – эмоционально – волевое – правовая установка.

Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой.

В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений.

Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций.

Правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания проявляется в том, что результатом ценностно – правовой ориентации является поведенческая реакция субъекта, выраженная в правомерном или неправомерном поведении.

Центральным компонентом правосознания, который определяет соответствующее поведение нормам права являются ценностные отношения к закону.

Правосознание является как источником права, так и механизмом его реализации.

Структура.

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию

Правовая идеология – систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы.

Через правовую психологию реализуются: а) правовые обычаи и традиции, присущие правовой культуре; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Самооценка может завершиться чувством удовлетворения своим поведением или, наоборот, отрицательным отношением к нему. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой».

Это – свидетельство взаимосвязи правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Виды.

По глубине отражения правовой действительности правосознание бывает:

- обыденное (эмпирическое);

- профессиональное;

- научное (теоретическое).

Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

Профессиональное правосознание – это правосознание юристов. Оно должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.

Научное правосознание формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знание закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительно.

По субъектам правовое сознание подразделяется на:

- индивидуальное;

- групповое;

- общественное.

Индивидуальное и групповое правосознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.

48.Понятие и виды источников (форм) права.

Источник праваимеетнесколько смысловых значений: в материальном, в идеальном и в юридическом (формальном).

В материальном смысле – материальные условия жизни общества, или способ бытия людей.

В идеальном – философские или мировоззренческие, которые легли в основу данной правовой системы.

В юридическом (формальном) - внешняя форма выражения и закрепления юридических норм. Формальные источники являются носителями информации о правилах поведения субъектов права.

Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

• путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются(издаются) компетентными гос. органами, т.е. прямо исходят от государства;

• путем санкционирования, когда гос.органы, напр. суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

Виды источников права.Все известные источники права, существующие в мировом юридическом пространстве можно условно разделить на два основных вида:-законодательные источники права;- незаконодательные источники права.К законодательным источникам права относятся нормативные юридические акты: законы и подзаконные акты. Нормативный юридический акт – это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он устанавливает нормы права, водит их в действие, изменяет или отменяет правила общего характера.Основными видами нормативного юридического акта является законы и подзаконные акты. Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.Можно выделить следующие особенности закона как источники права:- имеет особый порядок принятия;- обладает высшей юридической силой (т.е. все акты ему подчиняются; не подлежит утверждению другим органом; никто не может отменить закон, кроме органа его принявшего);- принимается лишь по ключевым вопросам общественной жизни;- является первичным.Виды законов: 1) Конституция – основной закон. Регулирует основы общественного и государственного устройства, права и свободы граждан; структуру, полномочия порядок формирования высших государственных органов, их взаимодействие. Принимается как правило, в результате референдума.2) Конституционные законы. Принимаются в развитии Конституции по тем же вопросам (но более детально) парламентом 2/3 или голосов. 3) Обыкновенные законы – (например, кодексы)Подзаконные акты – это нормативные юридические акты, являющиеся официальными документами, содержащими юридические нормы. Акты президентской власти (Указы). Они носят исполнительный характер по отношению к законам. Останавливать или корректировать законы эти акты могут только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе конституции.- Постановления или решения правительства. В них часто содержаться первичные нормы, но они также должны быть исполнительскими.- Акты ведомств (решения, приказы, правила, инструкции).- Местные подзаконные акты территориальных органов власти, органов местного самоуправления.- Локальные акты организаций (приказ директора завода, ректора университета и т.д.). В последнее время возрастает роль такого источника права как нормативный договор – это нормативный, но не законодательный источник. Имеет распространение в международном, конституционном и трудовом праве. К этой разновидности источников права относятся все договоры международного публичного права. Примером нормативного договора в конституционной практике является Федеративный договор (1992г.) о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами.В трудовых отношениях – это коллективные договоры и коллективные соглашения.К незаконодательным источникам права относятся: санкционированные обычаи, судебные и административные прецеденты, судебная практика и правовая доктрина.1. Санкционированные обычаи – это правила поведения, сложившиеся вследствие фактического применения в течение длительного времени и признаваемые государством в качестве общеобязательного правила.Их действие осуществляется путем отсылки в нормативном акте, либо путем фактического признания посредством судебных решений.В настоящее время значение источников права имеют правовые обыкновения – деловые, судебные; правовые традиции.2. Судебный или административный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение, т.е. на него можно ссылаться при решении других подобных дел.3. Судебная практика – это обобщение судебных решений за год или в другие сроки. В России известны обобщения судебных решений в форме Постановлений Верховного суда. Судебная практика признается источникам права практически во всех правовых системах.4. Правовая доктрина – мнения, публичные высказывания известных ученых – юристов.В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву. 5. Общие принципы права – это отправные, исходные начала правовой системы (например, принцип справедливости, доброй воли, социальной направленности права и т.п.).При пробелах судьи часто прибегают к аналогии и выносят решения в том числе и на основе общих принципов права.Общие принципы права отнесены к числу источников международного права статьей 38 Статуса Международного суда.Конституция РФ в ст.15 относит обще признанные нормы и принципы международного права с источником российского права.

49. Правовой обычай.

Правовой обычай - это санкционированное охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени.

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ (ОБЫЧНОЕ ПРАВО) — обычай, который в силу многократного применения приобрел общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивается принудительной силой государства. Разновидностью обычаев являются деловые обыкновения, т.е. обычаи складывающихся в той или иной сфере деятельности (в судебной, парламентской, исполнительно-распорядительной и т.п.). Право, представленное правовыми обычаями, регулирующими отношения и деятельность людей именуется обычным правом.

Правовой обычай является исторически первым источником права. Эта форма права возникла на самых ранних этапах правового развития в раннеклассовых городах-государствах.

Обычай - правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение огня и воды и др.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными или членами рода (кровная месть). Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, либо путем включения обычая в издаваемые в рабовладельческом или феодальном государстве законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права.

Обычай как источник права признавался еще римскими юристами, если при рассмотрении дела отсутствовали конкретные указания, выраженные в других формах права. В таких случаях требование обычая считалось обязательным и равнозначным правовому требованию. Однако не всякий обычай признавался имеющим юридическую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевалось, что он его дополняет и в своем роде "оживляет"; безусловным считалось, что Обычай не может отменять указание закона. Для признания правовым требованием, т.е. защищаемым судом, обычай должен был: а) выражать продолжительную правовую практику; б) отражать единообразную практику - как действия, так и бездействия; в) воплощать неотложную и разумную потребность в правовом регулировании ситуации. Наконец, специфику применения обычая составляло то, что обычай не презюмировался в суде, а доказывался.

Международный обычай является источником международного права в случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Под международным обычаем понимают правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами. Необходимым условием признания международного обычая источником права, или, как его называют, обычной нормой международного права, является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное в активной форме (напр., совершение определенных действий в данной ситуации) либо путем воздержания от действий. Правило, содержащееся в международном обычае, действует только для тех государств, которые в той или иной форме его признали.

Под обычаем, как разновидностью социальной нормы, понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, ставшее привычным и признаваемых обществом. Однако правовым становится не любой обычай, а лишь тот, который получает официальное признание государства, то есть получает юридическую силу. Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения.

Для правового обычая необходимо наличие следующих условий:

· признание обычая в качестве правового обществом, в котором он сложился;

· наличие определенного возраста обычая, то есть срока существования;

· обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть разумным.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Наши рекомендации