Контрабанда как угроза национальной безопасности России. Факторы и особенности роста контрабанды
Контрабанда появилась с момента появления государственных и таможенных границ. В настоящее время принято считать, что контрабанда существует практически во всех государствах. Контрабанда − ввоз либо вывоз товаров и иных материальных средств с нарушением установленных государством правил. Нарушения приводят к разрушению основных институтов, систем общества и государства. Органы таможенного контроля свидетельствуют о том, что на современном этапе развития основными предметами вывоза являются: древесина, антиквариат, морепродукты, медикаменты, оружие и боеприпасы российского производства, а также цветные металлы и энергоресурсы. Что касается ввоза предметов, то к ним относятся: наркотики, алкогольные напитки и табачные изделия, автомобили, оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы и другие товары широкого пользования. На активность контрабандной деятельности влияют внутренние и внешние факторы. К внешним факторам, которые представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации и способствуют контрабанде, относятся: - потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, а также преобладание сырьевых товаров в российском экспорте; - зависимость России от импорта различных видов продовольственных товаров; - не замкнутость таможенной границы, а также недостаточный экспортный и валютный контроль; - неразвитость организационной, финансовой и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта. К внутренним факторам, представляющим угрозу национальной безопасности и способствующим контрабанде, относятся: - низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей; - вытеснение отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
- несовершенство правового законодательства, низкая правовая, договорная и финансовая дисциплина многих экономических субъектов на рынках России; - коррупция в области управления экономикой, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу. Контрабандная деятельность в России имеет ряд характерных особенностей. К одной из них относится социально-географическая. Российская Федерация занимает огромное пространство, поэтому она не может находиться вне различных мировых процессов. Протяженность границ Российской Федерации составляет 60 тысяч 932,8 километров. Более того, Россия граничит с 16 государствами. Но, к сожалению, почти 14 тысяч километров границ не оборудованы в инженерном отношении, а 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей. Как известно, существует 89 субъектов Российской Федерации, 45 из которых являются приграничными. В них проживает 43,1 % населения, а занимают они 76,6 % территории России. Заниматься контрабандной деятельностью часть населения этих регионов вынуждает трудное социально-экономическое положение. Следует добавить, что 24 субъекта Российской Федерации впервые оказались в положении приграничных. От населения в 47,4 миллионов человек трудно ожидать моментального осознания указанного события. Потребуется довольно много времени, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан. Следовательно, можно увидеть объективную закономерность существования контрабанды в приграничных районах. Другая особенность социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства одновременно происходили наряду с существенными изменениями в соседних государствах. Когда в России был экономический кризис и социальная нестабильность, соседние государства воспользовались этой ситуацией для решения своих национальных задач. В эти страны из России поступали огромные масштабы контрабанды сырьевых источников, таких как нефть, газ, лес, морепродукты. Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить: - стремление преступных элементов завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики; - тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур; - активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов; - появление нового вида контрабандного товара — людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России.
В жизни российского общества такое явление как контрабанда достаточно известное. Можно смело сказать, что борьба с контрабандой всегда являлась государственным делом. Поэтому государство и таможенные органы используют различные методы по борьбе с таможенными преступлениями. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на защиту экономической безопасности государства. Процесс осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой можно разделить на две группы целей: экономические и правоохранительные. Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания пошлин, сборов и налогов. Регулятивная (протекционистская) функция защищает отечественный рынок за счет установления таможенных тарифов, запретов, ограничений. Можно добавить, что она призвана обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и развивать национальную экономику. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны, на охрану окружающей природной среды, животных и растений. В России 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с особо опасными видами контрабанды, по борьбе с контрабандой наркотиков. Значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой в условиях либерализации внешней торговли. В настоящее время было выявлено более 70 % таможенных преступлений в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности. Обычно она направлена на раскрытие контрабанды и уклонение от уплаты таможенных платежей. Благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений за 9 месяцев 2005 года ФТС России выявила 1480 преступлений. Это примерно на 34 % больше, если сравнивать с 2004 годом. При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза. [2] Для того чтобы пресекать контрабанду через таможенную границу России правоохранительные подразделения проводят специальные операции и оперативно-розыскные мероприятия. Правоохранительная деятельность органов наркоконтроля, в соответствии с поставленными целями, сконцентрирована, прежде всего, на борьбе с организованными формами наркопреступности. Операция под названием «контролируемая поставка» является самым эффективным среди оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков. Таможенные органы организовали и провели 56 «контролируемых поставок» международного и межрегионального уровня, в результате которых изъяли 350 килограммов наркотиков, а также задержали членов преступных группировок. Высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности страны. В 2014 году всеми правоохранительными органами страны было пресечено в общей сложности 63 081 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 6,2 % больше, чем за прошлый год, в том числе органами наркоконтроля — 35,2 %, или 22 201 преступление. За последние 20 лет в России появился и активно расширяется новый вид контрабанды — контрабанда диких животных и растений, особенно редких и исчезающих видов, включенных в Красную книгу России. С каждым годом потоки контрабанды образцов дикой природы увеличиваются. На российских таможнях не прекращаются факты задержания растений и диких животных. Расхищение данной категории биоресурсов стало достигать значительных масштабов, что создает возрастающую угрозу для экономической безопасности Российской Федерации. Ежегодно из России без надлежащего таможенного оформления уходит большое количество морских биоресурсов. Эта проблема характерна для Дальневосточного региона. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии 2005 года с территории России вывезли больше на 34 600 %, чем за аналогичный период 2004 года. В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб либо гребешок. По закону, прежде чем отправляться за границу после вылова биоресурсов, судно обязано вернуться в российский порт и пройти таможенное оформление. Существует незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море. В 2007 году таможенными органами Дальневосточного региона было пресечено 74 факта нарушений таможенных правил при перемещении через границу России биоресурсов. С 2004 по 2007 год количество задержанных партий «живого товара» выросло почти вдвое, исчисляясь сотнями. Проблема незаконного вывоза леса является очень актуальной на сегодняшний день, ведь лес − это один из самых криминогенных товаров. Именно Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Большая часть лесной продукции вывозится за рубеж с нарушениями законодательства, что наносит огромный ущерб бюджету страны и экологической безопасности России. Все это происходит из-за того, что таможенная служба не может учитывать объемы вывозимого леса, потому что на данный момент для этого не разработано специальных методик. В пункте пропуска таможенным органам представляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. По данным ФТС России, только за 2010−2011 годы были выявлены факты незаконного перемещения леса и лесоматериалов на сумму более 172 миллионов долларов. Каждое государство стремится обеспечивать сохранность ценностей национальной культуры.