Государственное социально-экономическое прогнозирование: понятие и этапы развития

Прогнозирование –это система научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики или ее отдельных элементов.

Прогнозирование основывается на обработке (специальными методами количественных оценок) имеющейся на данный момент информации об экономическом развитии, закономерностях изменений экономики, конкретных условиях ее функционирования. При составлении прогнозов социально-экономического развития страны используются оценки перспектив научно-технического развития, демографический прогноз, прогноз природных ресурсов, социальные прогнозы.

В 60-е - 80-е годы XX века в России велись активные исследования в области построения и развития теории, методологии и методики социально-экономического прогнозирования и планирования. Затем – в 1990-е годы – наступил почти десятилетний перерыв. Вопросы перспектив развития национального хозяйства отошли на задний план.

Сегодня интерес к этому виду деятельности в России вновь стал возрождаться.

В 1995 г. был принят Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В соответствии с этим законом разработка прогнозов - прерогатива органов государственного управления (в настоящее время это, прежде всего, Министерство экономического развития, Министерство финансов, а также субъекты Федерации).

Следует отметить, что СССР имел большой опыт в этой области.

К числу первых отечественных комплексных прикладных прогнозно-аналитических исследований относят, разработанный в 1920-1922гг., Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО).

Однако впоследствии в течение долгого времени отношение властей к этому направлению исследований (именуемому официально как "футурология" или "прогностика") изменилось и стало аналогичным отношению к генетике и кибернетике. Иными словами, к прогнозным исследованиям относились как к "буржуазной лженауке". Считалось, что существовавшая в те времена система жесткого централизованного планирования экономики полностью отвечала потребностям и задачам развития народного хозяйства.

Возрождение этого научного направления произошло уже только в 1960-е годы. Современные принципы и традиции отечественной школы комплексного прикладного социально-экономического и научно-технического прогнозирования зародились в недрах Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) при Госплане СССР.

В 1986г. был создан Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса (ИЭП НТП АН СССР), переименованный позднее в Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП).

Во второй половине 1970-х годов в СССР происходит организационное оформление общегосударственной системы прогнозных исследований. С этого времени эти исследования рассматривают как официальный этап, предшествующий разработке Государственных планов экономического и социального развития страны.

Таким образом, до начала радикальных экономических реформ в России разработка социально-экономических прогнозов была прерогативой научно-исследовательских организаций различного профиля и различной подчиненности.

Используя в той или иной мере эти материалы, органы исполнительной власти СССР (прежде всего Госплан, Госснаб, министерства и ведомства), составляли адресные пятилетние и годовые планы развития производств, отраслей и сфер экономики, распределения ресурсов, решения социальных и функциональных проблем, утверждаемые затем Верховным Советом и получающие статус Закона о Государственном плане экономического и социального развития на соответствующий период.

В настоящее время экономическое прогнозирование охватывает следующие основные направления:

1) трудовые ресурсы, их использование и воспроизводство;

2) производительность труда;

3) воспроизводство общественного богатства;

4) объем и состав капитальных вложений;

5) основные и оборотные производственные фонды;

6) уровень жизни населения;

7) объем и структура доходов населения;

8) народно-хозяйственную динамику и структурные сдвиги в производстве.

Прогнозирование служит основой для формирования социальной и экономической политики и разработки соответствующих государственных программ.[48]

Прогноз социально социально-экономического развития страны – это оценка вероятного состояния ситуации в стране через определенный период времени.

Главные задачи прогнозирования:

1) научный анализ социальных, экономических, научно-технических процессов и тенденций;

2) оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

3) оценка действия выявленных тенденций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения;

4) выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения.

Например, основными приоритетами прогнозного развития России до 2030 г. названы:

- сохранение и преумножение численности ее народа и этносов;

- сохранение территории страны и среды жизнедеятельности;

- сохранение и развитие уклада и образа жизни народа[49].

Существует два подхода к прогнозированию:

Генетический подход– отражает инерционный характер развития и экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего на будущее.

Нормативный подход– основан на принципе управляемости экономикой и исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Суть его состоит в определении параметров воспроизводства необходимых для достижения заданных целей. При таком подходе учитывается взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего. Он обеспечивает переход от сложившихся тенденций развития к оптимальным.

2. Особенности планирования и его виды.

Планирование –это сложный и многоступенчатый процесс и в масштабах государства он начинается с предплановых исследований и разработки прогнозов.

Планирование –одна из функций управления, с помощью которой достигается целенаправленное развитие всех звеньев объекта управления. Эта функция состоит в составлении плана (комплекса социально-экономических показателей и мер по развитию общественного производства) и контроль за его исполнением.

Планирование отличается от прогнозирования тем, что это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений. Тогда как прогнозирование – формирование возможных предпосылок принятия решений.

• Сферы планирования:

• общегосударственное планирование;

• частное государственное партнерство;

• планирование на предприятиях.

Общегосударственное планирование включает в себя следующие виды:

бюджетное планирование;

стратегическое планирование;

государственное социально-экономическое программирование;

целевые комплексные программы;

планирование развития государственного сектора экономики;

государственные заказы.

Система общенациональных планов состоит из планов и прогнозов секторов экономики и отраслей экономики в отдельности.

Роль планирования заключается в том, что оно увязывает в единую систему интересы государства, бизнеса, регионов.

Планы имеют числовые параметры и составляются на основе прогнозов. Прогнозирование является первым этапом планирования.

Социально-экономическое планирование осуществляется на всех уровнях: федеральном и региональном, на местном уровне органами местного самоуправления и на уровне предприятия.

Какие проблемы должно решать государственное планирование?

♦ насыщение инвестиционными ресурсами ключевых отраслей промышленности;

♦ выравнивание уровня развития регионов;

♦ ослабление проблем бедности населения;

♦ структурная перестройка народного хозяйства.

Стратегическое планирование в РФ основывается на Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12.05.2009 № 537 и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

В общенациональную стратегию развития страны входят следующие показатели:

• социально-экономические,

• научно-технические,

• инвестиционные,

• внешнеэкономические.

В настоящее время все органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях обязаны руководствоваться положениями «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» при разработке любых программных документов, планов и показателей своей деятельности.

Минэкономразвития уже разработало прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года.

В настоящее время всего насчитывается 29 действующих и 3 находящихся в стадии проекта стратегий, которые были разработаны в различных секторах и отраслях экономики. Подготовлено и принято 16 стратегий: автомобильная промышленность (2010-2020), фармацевтическая промышленность (2009-2020), легкая промышленность (2009-2020) и др. При анализе отраслевых стратегий выявлены существенные расхождения исходных макроэкономических показателей с КДР-2020, например, в стратегии развития автомобильной промышленности численность населения в 2020 году составляет 134,17 млн. чел., а в КДР-2020 — 143,4 млн. чел[50].

Различают следующие виды планирования:

1. Директивное, обязательное и адресное. В СССР планирование было централизованным, был единый плановый орган Госплан, планирование носило директивный характер и строилось по принципу «сверху-вниз», планировалась вся номенклатура изделий.

2. Индикативное планирование–это рекомендательная форма государственных программ для частного сектора экономики. В индикативных планах содержатся основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта, импорта, инвестиций. Такие планы также включают систему экономических стимулов, прямых и косвенных регуляторов доходов, занятости, налогов, ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей.

Оно реализуется через рекомендации, законодательные положения, финансовое и другое стимулирование. В условиях рыночной экономики такой план предусматривает государственные заказы фирмам.

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;

3. Краткосрочное планирование:

• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

Стратегическое планирование – это планирование развития систем, т.е. таких операций, которые связаны с изменением в структуре, функциях, с появлением новых качественных характеристик. Тактическое планирование (или оперативное) – быстрое, в реальном масштабе времени предполагает планирование функционирования систем: быстрое принятие решений о способах достижения целей – в реальном масштабе времени, тактика разрабатывается на основе стратегии.

Этапы планирования:

• Формулировка целей.

• Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

• Составление перечня необходимых действий.

• Составление программы работ (плана мероприятий).

• Анализ ресурсов.

• Анализ разработанного варианта плана.

• Подготовка детального плана действий.

• Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Методы планирования:

-балансовый;

- нормативный;

- программно-целевой.

Наши рекомендации