Межнациональные отношения в РК. Ассамблея народов Казахстана
Население Казахстана разнообразно по этническому составу. Здесь проживают представители 130 национальностей. Наиболее крупными носителями этнических культур по своей численности являются коренной этнос - казахи, составляющие - 53,4 % населения республики, русские - 30 %, украинцы -3,7 %, узбеки -2,5 %, немцы - 2,4 %, татары -1,7 %, уйгуры -1,4 %, белорусы - 0,7 %, корейцы - 0,7 %. Многие национальности попали в Казахстан не по собственной воле, а в результате политических гонений и репрессий. В период сталинизма Казахстан принял полтора миллиона ссыльных политических заключенных из России и других регионов СССР. И еще около одного миллиона триста тысяч переселенцев сюда были депортированы как представители неблагонадежных народов. Все эти люди нашли понимание и поддержку казахского народа, нашли на земле Казахстана свою вторую Родину. В Казахстане твердо придерживаются принципа равенства наций, населяющих нашу страну. Для каждого казахстанца созданы все условия для полноценного национального самовыражения и предоставлены права на осуществление своих этнокультурных интересов. Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства. Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости. Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы, основные направления деятельности определены в Положении об Ассамблее народов Казахстана и Стратегии Ассамблеи, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856.
Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:
- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;
- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;
- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;
- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
Первый Президент Республики Казахстан является пожизненным Председателем Ассамблеи. Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Председатель Ассамблеи имеет двух заместителей. Заместители Председателя Ассамблеи назначаются на основании рекомендации Совета Ассамблеи актами Президента Республики Казахстан.
Казахстан - самостоятельный субъект международных отношений.
Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости нашего государства. Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном. Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам. Прошло 17 лет со времени выхода Казахстана на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. С Россией отношения строятся на основе равноправия и взаимного уважения к интересам друг друга. Кремлевские политики должны понять, что наличие у Казахстана дополнительных транспортных выходов в конечном итоге положительно повлияет на развитие по-настоящему партнерских отношений между РФ и РК. В противном случае у Казахстана будут оставаться опасения возобновления имперской политики, а вместе с ними и желание избавиться от ее воздействия. Казахстан же всегда будет дружественным России государством. С Китаем важным здесь является поддержание добрососедских отношений, так как Китай представляет самый большой вызов безопасности РК. Углубление связей в энергетической и торгово-экономической сфере, а также в рамках ШОС. Республики ЦАР и СНГ На центрально-азиатском направлении Казахстан предпринимает активные усилия по экономической кооперации и интенсификации торговых связей. Казахстан стремится развивать и укреплять братские отношения с центрально-азиатскими республиками, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев. США и страны ЕС США рассматриваемая как супердержава и лидер евроатлантического мира, отношения с которыми крайне важны. Однако развитие связей с ней не должно вредить отношениям с Россией, КНР и другими странами. В целом лучше не провоцировать обострения геополитического соперничества в регионе. Со странами Европейского сообщества Казахстан позиционирует себя как евразийское государство, сознательно сделавшее европейский выбор (например, футбольная команда РК входит в УЕФА). Для тесной интеграции он должен вступить в различные европейские структуры, в первую очередь Совет Европы, или как минимум стать наблюдателем в них. Сотрудничество РК с ЕС полезно во всех отношениях и не только в нефтегазовой сфере.