Объективные признаки правонарушения
Понятия «правонарушение» и «состав правонарушения» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Сталкиваясь с различного рода вредными деяниями, люди первоначально фиксировали в своем сознании, а затем и в законе их непосредственно эмпирические признаки: черты субъекта деяния, само деяние, отношение субъекта к содеянному, предмет посягательства, а также последствия совершенного антисоциального поведения. Тем самым постепенно выделялись элементы, составляющие содержание любого социально значимого поступка человека. Обобщение таких эмпирических признаков привело к появлению общетеоретической категории состава правонарушения.
Категории «правонарушение» и «состав правонарушения» одинаково являются научными абстракциями, отражающими реальное, жизненное правовое поведение человека. Однако уровень и характер их абстрагирования различны. Если состав правонарушения фиксирует эмпирические признаки, присущие любому конкретному правонарушению, то категория «правонарушение» отражает его социальную сущность, отношение к нему со стороны общества и государства в целом.
Понятие «правонарушение» позволяет более глубоко познать данное социальное явление. Общество заинтересовано не только в нормативной фиксации опасных явлений, но и в познании их социальной природы. При этом следует заметить, что именно познание социальной сущности противоправного поведения не свободно от различного рода идеологических искажений [3, с. 498].
Элементами правонарушения являются:
1. Объект правонарушения;
2. Субъект правонарушения;
3. Объективная сторона правонарушения;
4. Субъективная сторона правонарушения.
Объективная сторона правонарушения — внешнее проявление противоправного деяния. Именно по этому элементу судят о том, произошло ли правонарушение и какой вред оно причинило.
Объективная сторона правонарушения включает в себя:
1. Противоправное деяние — поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии.
Противоправность деяния — противоречие его предписаниям юридических норм, и, следовательно, запрещенность правом.
Деяние, то есть поведение находящиеся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии. Действие характеризуется признаками, предусмотренными в соответствующих составах правонарушений. В соответствии с этими признаками противоправное действие выступает как определенный, сложный акт внешнего поведения, вредный для правопорядка — убийство или кража, причинение вреда гражданину и т.д. Бездействие будет правонарушением тогда, когда лицо обязано было действовать. Обязанность действовать может быть указана в законе (врач обязан оказать помощь больному), может вытекать из договора (подрядчик обязан вести строительные работы), может быть профессиональной обязанностью (водитель перед выездом из гаража не проверил техническое состояние машины). Мысли, убеждения, намерения, которые внешне не проявились, не признаются действующим законодательством объектом преследования [14].
Практика преследования за убеждения, инакомыслия, есть проявление репрессивной сути государства, дефицита в нем демократии и цивилизованности. Не признается правонарушением и так называемая рефлекторная активность — нецензурная брань в бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяемым.
2. Причиненный вред — неблагоприятные и нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения. Последствия могут носить имущественный, личный и иной характер.
3. Связь между противоправным деянием и причиненным вредом.
Необходимо наличие причинно-следственной связи.
Причинная связь между деянием и наступившим вредом — обязательный элемент объективной стороны любого правонарушения. Противоправное деяние не может быть элементом объективной стороны правонарушения, если оно не причиняет вреда правопорядку. А так как этот вред должен быть вредом от поведения самого правонарушителя, то нужна непосредственная прямая связь между поведением и наступившим вредом. Иначе наступивший вред не может быть вменен в вину данному лицу.
Наступивший вред может быть следствием совместных действий нескольких лиц, либо разделенных во времени, либо одновременных. В этих случаях изучение причинной связи между деянием и наступившим вредом чрезвычайно важно не только для решения вопроса о возможности юридической ответственности конкретных лиц, но и для справедливого решения дел о неправомерных поступках. Это верно, как и в отношении соучастия, так и в отношении причинения вреда действиями нарушителя и потерпевшего, работника и администрации и т.д. «Действие лица, образовавшее главную причину общественно опасного результата при прочих равных условиях, должно влечь за собой большую ответственность, чем действие лица, игравшего второстепенную роль в причинении этого результата» [13, с. 423].
Таким образом, поскольку в силу взаимосвязи явлений объективного мира причина и следствие нередко могут меняться местами то при рассмотрении правонарушения всегда следует четко установить, предшествовало по времени то или иное поведение наступившему результату. Если нет, то нет и причинной связи между ними.