Германия XV-XVII вв– появление пандектов, сочинений, излагавших римское право

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников.Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом. Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.

В 1522-1523 гг восстало имперское рыцарство, в 1524 г началась Крестьянская война (1524-1526). Это были первые крупные революционные движения социально-политического характера в немецкой истории, оба восстания были жестоко разгромлены, выгоду от этого получили только мелкие князья.

В эпоху реформации, по Аугсбургскому религиозному миру (1555) протестантское вероисповедание стало равноправным с католическим, а князья получили право устанавливать в своих владениях главенство той или иной религии.

Религиозный раскол Германии был завершен: страна стала преимущественно протестантской.

Пандектное право частное право, действовавшее в Германии в 16—19 вв.; сформировалось на базе переработанного глоссаторами римского права с добавлением норм канонического права и германских феодальных правовых обычаев. В противоположность партикулярному праву отдельных германских государств П. п. рассматривалось как общее право Германии (Das Gemeine Recht). Сыграло определённую роль в развитии единых хозяйственных связей и капиталистических отношений в Германии в целом. Кодификации права, проведённые в 18—19 вв. в некоторых германских государствах, в значительной степени отразили потребности развивающейся немецкой буржуазии. После завершения таких кодификаций П. п. приобрело субсидиарное (дополняющее) значение, а с введением в 1900 Германского гражданского уложения прекратило своё существование, хотя многие его положения были восприняты буржуазным гражданским правом. Термин «П. п.» иногда использовался для обозначения немецкой науки гражданского права.

В ХIV-ХVI веках важнейшим источником права становится рецензированное римское право. Рецепция римского права во многом способствовала установлению определенного правового единообразия.Источником права Германии следует признать обращение к ученикам-юристам (глоссаторам) с целью заключения по различным юридическим вопросам.В конце ХV века Свод гражданского права стал руководящим источником права для всех судов.

Издание общеимперского уложения вовсе не означало его обязательности для князей, в него была включена оговорка о том, что курфюсты, князья и сословия не должны быть лишены старых обычаев. За каждой землей было сохранено ее уголовное и уголовно-процессуальное право, а "Каролина" предназначалась для восполнения пробелов в местных обычаях и законах.Как общеимперское уложение "Каролина" провозгласила верховенство имперского права под правом отдельных земель. "Каролина" свой несправедливый характер откровенно обнаруживает в наказаниях.Привлечение к уголовной ответственности основано на презумпции виновности.Царицей доказательств считалось собственное признание обвиняемого, которое достигалось пыткой.Уголовный процесс делился на предварительное следствие и судебное разбирательство.Кодификацией германского права явилось принятое в ХVIII веке Прусское земельное уложение, воплотившее в себе римское право, "Саксонское зерцало", и многие другие правовые памятники.

Новые представления о праве и государстве в XVII-XVIII вв. Концепции «общественного договора», народного суверенитета, неотъемлемых прав человека и гражданина. Гуго Гроций. Джон Локк. Использование римского права при разработке теории разделения властей.

Процесс создания нового общества пришелся на Новое время (XVII–XIX вв.), а процесс развития – на Новейшее время и современность (XX в.). Именно в этот период складывается современная цивилизация, основанная на промышленном производстве, которая во многом противоположна традиционной цивилизации, основанной на аграрном производстве. В XVII–XVIII вв. в Западной Европе происходило революционное ниспровержение сословно-феодального строя. Антифеодальные выступления в Голландии, Англии и других странах проходили под знаменами протестантизма.Голландия была первой страной, которая в длительной борьбе с феодальной Испанией отстояла свою независимость и принципы кальвинизма. В Голландии появились и первые в Новое время теоретики школы естественного права в лице Гуго Гроция (1583–1645).

В XVII в. религиозные войны, вызванные Реформацией, сотрясали Европу. Тридцатилетняя война (1618–1648), начавшись в Чехии, докатилась до Англии. Английская буржуазная революция, приведшая к гражданской войне, проходила в два этапа (“Великий мятеж” – 1642–1649, “Славная революция” – 1688–1689). В ходе революции решались три вопроса: о религиозной свободе, о принадлежности суверенной власти королю или парламенту, о степени допуска купцов, предпринимателей, финансистов к управлению страной. В результате революции Англия стала первой крупной страной, в которой установился конституционно-монархический политический строй, либеральные политические порядки. Дух либерализма лучше всего отразил Джон Локк (1632–1704). Центральной идеей его политической философии стала теория естественного права. Идея естественного права имела к этому времени длительную историю. Как уже отмечалось, идея естественного права разрабатывалась в Новое время Г. Гроцием. В отличие от античных и средневековых авторов Гроций в своей теории государства исходил из положения о договорномвозникновении государства. Все последующие теории, в том числе и теория Локка, основывались вслед за Гроцием на этой посылке. Гроций считал, что некогда существовало “естественное состояние”, при котором у людей не было не только государства, но и частной собственности. Убедившись на опыте в бессилии против насилия, люди добровольно объединились в государство.

Согласно Локку, от природы, в естественном состоянии все люди рождаются свободными и равными в правах. Локк выделял такие естественные права, как жизнь, свобода и частная собственность. В объяснении того, почему частная собственность, в том числе и на землю, является естественным правом, Локк прибегал к некоторым аргументам трудовой теории стоимости.

Вклад Локка состоит в том, что он дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу, обосновал тезис о согласии (консенсусе) как главном условии такого договора, указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы гражданского общества, наконец, выразил эти идеи в ясной и доступной форме, что способствовало их распространению и превращению в своего рода идеологические постулаты в ходе американской и французской революций, а также в последующей либеральной традиции европейской политической мысли. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы.

Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с идеологами либеральной буржуазии, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ.Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого, он формулирует и определение закона. “Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон”.

Зачатки современной теории разделения властей были заложены в античную эпоху. Мыслители античности пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства.Платон, исследуя государственно-правовые отношения и особенно происхождение, устройство и функции государств, подразделяет их по форме.В основе его классификации государств лежит принцип разграничения власти одного, отдельной группы или большинства.

Новую веху в изучении проблемы политико-правовых и функциональных отношений между властями открывает Полибий.В его учении о государстве большое внимание уделяется решению вопроса об исключении произвола со стороны властей к подданным, а также предупреждение возникновения конфликта между ветвями власти. Решить эту задачу, по его мнению, можно путем уравновешивания ветвей государственной власти. Полибий, признавая шесть основных форм государств (царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия)

Поэтому, хотя Полибий рассматривал эту проблему в несколько ином ракурсе, именно из того времени берут начало его исследования. В учении Полибия особое внимание уделено сенату и демократии. Сенат, как законодательный орган, и народ, участвующий в суде и осуществляющий суд, имеют конкретные полномочия и права.

При этом следует указать, что Полибий, Аристотель, Платон и другие древние ученые в понятие разделения властей не вкладывали того смысла, который характерен для этого понятия сегодня. Говоря о разделении властей, они, прежде всего, имели в виду принцип равного участия всех заинтересованных сторон в управлении государством. Признавая это обстоятельство, тем не менее, автор исходит из того предложения, что именно в древние времена и этими учеными было положено начало теории разделения властей.

Наши рекомендации