Римское классическое право (I— II вв.).

Первые века Империи были временем переустройства жизни всего Средиземноморья по римским законам. Происходило изменение правового положения многих слоев населения, постепенное распространение прав римского гражданства среди провинциального населения через его раздачу общинам и городам, а также путем предоставления персонального латинского и римского гражданства.

Правотворчество развивалось по двум направлениям: путем активной деятельности преторов и провинциальных наместников и в виде правотворчества принцепсов. Сложную задачу соотнесения архаических норм гражданского права и Ius Gentium выполняют выдающиеся юристы, деятельность которых приобретает профессиональный характер. Юристы этого периода, обобщая богатый материал Ius Civile и Ius Gentium, стали позднее называться «классическими юристами».

Уже при Августе крупные юристы получили право составления ответов на спорные юридические вопросы. Эти ответы стали еще одним источником римского классического права. В переходный период от Республики к Империи приобрели известность Атей Капитон, активно поддерживающий Августа, и Антистий Лабеон — противник режима Августа. Они со своими последователями заложили основание двух школ в юриспруденции. Сабин, ученик Капитана, вслед за учителем придерживался традиции, и школа стала называться по его имени сабинианской. Из ее представителей наиболее известен был Г. Кассий Лонгин, а во II в. к ней принадлежал Сальвий Юлиан, знаменитый редактор edictum perpetuum. Ученик Лабеона Прокул выступал против формализма, по его имени другая

школа стала называться прокулианской. Среди ее представителей наиболее известен был Публий Ювенал Цельс. Юристы обеих школ стремились издавать сборники отдельных решений — Дигесты, а также комментарии к законам.

На ружебеже II—III вв. юристы уже не стремились подчеркивать свою принадлежность к той или иной школе, и их вес в обществе определялся значимостью написанных ими произведений и степенью участия в общественной жизни. Секст Помпоний написал краткую историю римского законодательства. Со II в. становятся популярными учебники по праву. Один из крупнейших юристов — Гай, составил Institutiones, где изложил право как Ius Civile и Ius Honorarium с историческими экскурсами. Гай выделил в римском праве его составляющие части: учение о лицах, учение о вещах, процесс. В III в. при династии Северов юристы активно участвуют в политической жизни общества. Эмилий Папиниан был префектом претория при Септимии Севере. При Александре Севере префектами претория были Домиций Ульпиан и Юлий Павел. Кроме участия в политической жизни они выпускали как свои ученые труды, так и комментарии к трудам предшествующих юристов.

Практика общественной жизни с ее новыми формами требовала пересмотра остатков устаревших норм Ius Civile. На смену формам непонятного ритуала классические юристы стараются ввести принцип справедливости и добросовестности. На основе исторических знаний классические юристы приступили к классификации отдельных правовых положений и созданию системы права. Их труды написаны с учетом Ius Gentium и Ius Naturale, они показали, что индивидуализм в гражданском обороте разрушает публично-правовой характер отношений римского общества.

В правоотношениях этой эпохи большую роль начинают играть обычаи и нормы местного права народов Средиземноморья, на них строят свои решения магистраты провинциального управления. По-прежнему важнейшим источником остается Lex, регулировавший правовой режим крупных регионов (Италии и провинции) или меняющий само судопроизводство (Закон Юлия об отмене легисакционного процесса). Приобретает важность как источник права

щищает должника в обеспечение любых обязательств путем простого соглашения.

В обязательственном праве идет преобразование целого ряда недоговорных отношений в договорные. «Право народов» сделало возможным перевод прав и долгов по заместительству. В гражданском праве наиболее удобной формой, отвечающей этим изменениям, была стипуляция, поскольку еще в предшествующий период через нее открывалась возможность составления простых договоров с Перегринами. Равное партнерство в сделках создавало основу для развития двусторонних контрактов.

Внедряя в сознание принцип справедливости, римское классическое право установило порядок наследования: в первую группу вошли цивильные наследники (сыновья и эманципированные дети, вернувшие свое имущество в семью); вторую группу составили все законные наследники; третью — когнаты (кровные родственники); четвертую — супруг, переживший другого. Порядок наследования предполагал, что при отказе или отсутствии первой группы наследников наследство открывалось для следующей. Эта система наследования создавала не квиритских, а преторских наследников, преимущество которых состояло в быстром получении имущества.

Специальными Сенатусконсультами была уточнена юридическая связь детей и родителей. Мать, имеющая трех или четырех детей, могла наследовать их имущество; дети также получали право на материнское наследство. Эти акты отразили правовое сближение агнатического и когнатического родства.

Особенно ярко индивидуализм проявился в развитии дарений — легатов. Владельцы легатов получили обязательственные права против наследника по завещанию, обязанного выдать их часть. Но получивший наследство по завещанию, обремененному большим количеством легатов, также имел гарантию в том, что ему достанется не менее одной четвертой из наследственной доли. Неформальные требования о выдаче из наследства (фидеикомиссы) также гарантируются. Законные наследники получают такую же гарантию, определяющую обязательственную наследственную долю, как и те, кто получил по завещанию (четвертую часть). В классиче-

ский период через наследование и дарение защищались в первую очередь кровные родственники.

Уже в период поздней Республики семья строилась не на архаическом браке, основанном на полновластии мужа, а на более свободном виде брака, когда женщина остается юридически в своей семье с правом наследования имущества. Муж не имеет права на другое имущество жены, кроме приданого. После смерти мужа или развода приданое возвращалось жене. Разрушение жестких отношений архаики и неоформленность новых внутрисемейных отношений способствовали расшатыванию устоев в семье. Уже Август, обеспокоенный падением роли семьи в обществе, стремился поставить преграду развивающейся свободе разводов. Поддерживая семью, Август покровительствовал рождаемости и ущемлял бездетных (например, в завещании).

После ослабления власти домовладыки в семейное право внедрялась новая идея — укрепление связей родителей и детей с взаимными обязательствами друг перед другом.

Наши рекомендации