Декреты и указы Президента Республики Беларусь как источники земельного права
Одними из основных источников земельного права в Республике Беларусь, как и других отраслей права, помимо Конституции, кодексов и законов, являются декреты и указы Президента. Данные нормативные правовые акты занимают особое место среди источников земельного права, поскольку Глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Его акты обязательны для исполнения на всей территории страны.
Согласно действующей Конституции Республики Беларусь, обширные полномочия по правовому регулированию многих государственно-управленческих элементов и их взаимосвязей принадлежат Президенту Республики Беларусь как Главе государства и субъекту государственного управления. Его декреты и указы по предметам ведения имеют преимущественно нормативный характер, хотя они и подзаконны по своей правовой природе. Декреты Президента Республики Беларусь по юридической силе выше указов. Они издаются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных Президенту Республики Беларусь Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Декрет – это вид нормативного правового акта, особенно распространённый в России в первые месяцы и годы после Октябрьской революции 1917 г. Декреты принимали практически все высшие государственные органы страны: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), Президиум ВЦИК и Совет Народных Комиссаров (правительство) РСФСР [Здесь следует иметь в виду, что термин «закон» в тот период не имел всеобщего распространения, а акты указанных высших государственных органов России предпочитали именовать декретами или постановлениями]. Декрет по юридической силе имел тогда силу закона.
По своей сути декреты Президента Республики Беларусь являются актами экстраординарными, поскольку действуют на тот период времени, пока не отпадёт необходимость, в связи с которой они принимались. Парламент может узаконить либо отменить декрет Президента. Кроме того, сам Глава государства вправе отменить ранее подписанный им декрет. Предусмотренная Конституцией Республики Беларусь возможность действия декрета Президента самостоятельно, без придания ему юридической силы закона, до рассмотрения в парламенте, по существу, является гарантией осуществления Президентом своих функциональных обязанностей как субъекта государственного управления по оперативному решению насущных государственных проблем.
Указ Президента Республики Беларусь – это нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определённые правовые нормы; в иерархии нормативных актов находится ниже декрета, но выше актов иных государственных органов страны. При отсутствии необходимых законов декреты и указы играют роль первичных, «установительных» правовых нормативных актов. Весьма значимы для государственного управления декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь по кадровым перемещениям и назначениям в рамках перечней Кадрового реестра Главы государства, отнесённых к его ведению. Указы Президента Республики Беларусь могут быть как нормативными, так и ненормативными, т.е. актами применения права. Нормативными являются те указы, которыми устанавливаются новые общеобязательные правила поведения. Ненормативными являются те указы, которыми Президент реализует некоторые свои полномочия, установленные законодательством: о награждении орденами и медалями; о присвоении почётных званий; о приёме в гражданство и проч.
Принимаемые Президентом Республики Беларусь декреты и указы, регулирующие земельно-правовые отношения, основываются на конституционных установлениях и Кодексе о земле. В частности, статья 85 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Глава государства на основе и в соответствии с Основным Законом страны издаёт указы и декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. В соответствии со статьёй 101 Конституции Президент Республики Беларусь имеет право обратиться в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания с предложением принять закон о делегировании ему законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона. Однако данный закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Кроме того, необходимость принятия декретов и указов Президента Республики Беларусь, регулирующих сферу земельных отношений, логически вытекает из многочисленных норм Кодекса о земле. Так, статья 23 данного Кодекса устанавливает, что государственное управление в области использования и охраны земель прежде всего осуществляет Президент Республики Беларусь. Эта норма позволяет Главе государства принимать нормативные правовые акты по всем вопросам, касающимся государственного управления землями: определять единую государственную политику; устанавливать порядок изъятия и предоставления земельных участков; устанавливать порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определённым видам; устанавливать случаи, когда запрещается изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для размещения объектов недвижимого имущества; устанавливать порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности; определять перечень банков, которые могут быть залогодержателями земельных участков, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога; осуществлять иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.
Кроме того, как показывает практика осуществления земельных реформ после 1994 г., когда в Республике Беларусь на основании Конституции был впервые учреждён пост Президента, зачастую Глава государства вынужден исполнять свои законодательные полномочия из-за пробелов в земельном законодательстве, отсутствия тех или иных норм, регулирующих соответствующие земельные отношения. Как правило, по сложившейся практике декретами и указами осуществляется правовое регулирование по вопросам, не нашедшим отражения в действующем законодательстве.
Юридическое оформление своих решений Президент реализует в форме декретов либо указов.
Занимая особое место в иерархической системе соподчинённых звеньев нормативных правовых актов, регулирующих земельно-правовые отношения, декреты и указы Президента Республики Беларусь играют важную роль в формировании и совершенствовании земельного права, способствуют своевременной ликвидации правового вакуума, брешей и пробелов в земельном законодательстве из-за его перманентного отставания от реальных требований земельной реформы и позволяют тем самым оперативно решать возникающие проблемы в правовом регулировании земельных отношений.