Основные типы, направления и сферы государственной политики
Государственная политика реализуется в определенном многомерном социально-политическом пространстве, которое можно дифференциировать по вертикали (уровень политики); горизонтали (сферы политики); стилю руководства обществом (тип политики) и т.д.
Беря за основу «вертикальный» критерий классификации государственной политики, можно выделить 5 уровней ее осуществления: местный (муниципальный, городской), региональный (территориальный), общегосударственный (общенациональный), международный (союзы государств) и мировой.
Государственная политика может реализовываться в экономической, социальной, государственно-правовой, внешнеполитической, военной, экологической и иных сферах. Каждая область госполитики имеет свою структуру и объекты воздействия, поэтому внутри каждой сферы можно выделить отдельные структурные блоки или направления.
Так, экономическая политика делится на промышленную, денежно-кредитную, налоговую, ценовую, таможенную, инвестиционную и т.д. Основные направления социальной политики включают: образование, здравоохранение, культуру, жилищное строительство, трудовые отношения, занятость, доходы населения, национальные вопросы, демографию и т.д.
По функциям политику разделяют на: а) внутреннюю, связанную с регулированием отношений между гражданами, социальными группами и властью внутри государства; и б) внешнюю – регулирование отношений данного государства с другими государствами, международными организациями и иными субъектами международных отношений.
Беря за основание классификации характер политического воздействия и взаимодействия, способы и методы коммуникации гражданина, общества и государства, можно выявить либеральный, социал-демократический, консервативный стили государственной политики.
В зависимости от целей исследования, можно выделить и массу других критериев классификации государственной политики. Все это позволяет оценить уровень сложности, конфликтности политики и выбрать адекватные механизмы и инструменты ее реализации.
Так, в зависимости от характера взаимодействия участников государственной политики, с одной стороны, и уровня ее конфликтогенности, с другой, выделяют: распределительную, перераспределительную, регулирующую (конкурентную и протекционистскую), административно-правовую, стратегическую (внешнюю) и антикризисную государственную политику (табл. 7).
Таблица 7.Основные типы государственной политики
Характер государственной политики | Формы отношений между участниками государственной политики | Уровень конфликтности |
Распределительная | Взаимная поддержка и согласие | Низкий |
Перераспределительная | Разногласия и острые конфликты | Высокий |
Регулирующая протекционистская | Соглашения и компромиссы | Низкий |
Регулирующая конкурентная | Конфликты и соглашения | Средний/ Высокий |
Административно- правовая | Взаимная поддержка. Конфликты | Низкий / Высокий |
Стратегическая (внешнеполитическая) | Поддержка и компромиссы | Средний |
Антикризисная | Сотрудничество и поддержка. Конфликты | Низкий / Высокий |
Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные и медицинские услуги, социальные льготы, дотации, пенсии и др.
Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории (региона) к другой путем налогов, тарифов, межбюджетных трансфертов и др.
Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по: а) регулированию различных видов деятельности - экономика, защита потребительского рынка и др.; б) антимонопольную политику по обеспечению конкуренции на различных рынках товаров и услуг.
Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Стратегическая (внешняя) политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и международными организациями, включает иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.
Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономические или политические кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидацию их последствий.
Большое значение имеют различные инструменты, методы и средства государственной политики, которые могут комбинироваться различным образом. Арсенал методов госполитики составляют: административные (контроль, управление, ограничения, квоты и др.); экономические (налоги, кредиты, тарифы, дотации и др.); нормативно-правовые (законы, нормативные акты); социально-психологические (убеждение, договоренности, соглашения). Наряду с этими формальными институтами и механизмами управления в обществе существуют неформальные регуляторы – культурные ценности, социальные нормы поведения, традиции, верования, национальный менталитет и т.д. Использование этих инструментов и методов зависит от общей ситуации, целей госполитики, особенностей системы политического управления и устройства.
Политический процесс включает четыре основных этапа, образующих “цикл государственной политики”. Цикличность государственной политики предполагает возможность политических акторов в каждый момент времени вернуться на предыдущий этап, с тем чтобы пересмотреть и скорректировать, по возможности, свои действия. К тому же, цикличность политики означает ее итеративность, т.е. периодическую повторяемость этапов в определенной последовательности.
В своей деятельности субъекты государственной политики должны руководствоваться определенными принципами. К их числу относятся:
1. Законность – соответствие решений и действий государственных деятелей конституционно-правовым нормам, принятым в данном государстве, неотвратимость политической и юридической ответственности и соответствие ее мер совершенным должностным проступкам/преступлениям.
2. Публичность – реальная возможность и способность негосударственных акторов политической системы участвовать в процессе разработки, реализации государственной политики, влиять на выбор политического решения, осуществлять гражданский контроль за решениями и действиями органов государственной власти.
3. Транспарентность – принципиальная прозрачность, открытость для широкой общественности государственно-политических процессов, отношений, планов, проектов, программ, сделок.
4. Объективизм при учете мнений и потребностей различных социальных групп. Этот принцип означает неангажированность высших субъектов государственной политики группами интересов и давления, равный и открытый для всех доступ к каналам лоббизма.
5. Научность – опора государственной политики на научные методы, приемы и технологии анализа, планирования, проектирования и прогнозирования.
6. Перспективность – ориентированность государственной политики на будущее, стремление и способность государственных деятелей и аналитиков адекватно предсказать развитие политических процессов, явлений и отношений, в ближайшей и отдаленной перспективе.
7. Эффективность и результативность - достижение лучших (из возможных) эффектов и результатов государственной политики при минимальных затратах (об этих свойствах политики подробнее будет сказано в главе 25 настоящего учебника).
Реализация указанных принципов возможна в условиях, когда:
- государство способно правильно определить основные общественные проблемы и причины их возникновения, согласиться с необходимостью их решения;
- все социальные ценности и общественные интересы различных социальных слоев и профессиональных групп можно выявить и оценить, а затем провести их ранжирование на основе определенных показателей;
- можно определить и разработать все альтернативные варианты решения, а также провести их количественную оценку и качественный анализ на основе объективной и полной информации;
- государство способно оценить все краткосрочные и долгосрочные результаты и последствия альтернативных вариантов государственной политики для отдельных социальных групп и всего общества в целом, как положительные, так и отрицательные;
- государственные руководители способны определить все социальные, экономические и политические выгоды и издержки по каждой альтернативе для общества и отдельных социальных слоев;
- политики в состоянии выбрать лучшую альтернативу и обеспечить получение максимальных выгод при минимальных издержках на основе определенной системы ценностей и выбранных показателей.
Все указанные выше факторы характеризуют субъекта политики как рационально мыслящего и действующего актора.
Однако в действительности политический рационализм существенно осложняют такие условия внешней среды, как: конфликт ценностей и предпочтений в политической среде, традиции, привычки и стереотипы мышления, недостаточность знаний об объекте воздействия и происходящих процессах, издержки при получении необходимой и своевременной информации, учет принципа справедливости и равенства при реализации политического курса, стереотипы поведения бюрократии и другие неформальные и случайные факторы.
Как демонстрирует российская практика политического управления, становлению публичной политики в нашей стране «сопротивляется» не конкретный актор и даже не отдельный социально-политический институт, но вся социальная среда. «Традиционные акторы», вопреки всем новым требованиям, в своих повседневных практиках воспроизводят «традиционные институты», а те, будучи глубоко укоренены в общественном сознании на уровне привычек, в свою очередь, обеспечивают неформальную защиту «традиционных акторов».[68] Преобладание в политической истории России моноцентричной модели государственной власти и связанный с этим низкий уровень общественного участия в государственном управлении, в свою очередь, предопределяют характерную для страны общественную и политическую пассивность населения.
Вместе с тем, дальнейшая демократизация России немыслима без обретения российской политикой публичности, для чего необходимо, во-первых, признать принципиальную возможность изменения нашей политической культуры и психологии, и, во-вторых, отслеживать и объективно оценивать те феномены, в которых проглядывает это изменение[69].
Лекция 6.