Основные направления государственной политики в области инноваций

В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2010 г.» 08.02.2008 г. отметил, что, несмотря на отдельные успехи последних лет, России пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Подъем в энергетике роста добычи сырья сопровождается лишь фрагментарной модернизацией экономики, что неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики. В дальнейшем это может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира и вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров, невозможность обеспечить ни безопасность и суверенитет страны, ни ее нормальное развитие.

Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Направления развития инноваций:

  1. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
  2. Главная проблема Российской экономики — крайняя неэффективность, недопустимо низкая производительность труда, что крайне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции. В основных секторах показатель повышения производительности труда должен быть увеличен как минимум в 4 раза за 12 лет.
  3. Сформированная национальная инновационная система должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.
  4. Развитие базовых секторов экономики — глубокая переработка природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.
  5. Масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики, изменение практически всех используемых в России технологий, парка машин и оборудования. Как правило, лучшие технологии — самые энергоэффективные, энергосберегающие, экономичные и экологически чистые.
  6. Необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.
  7. Развитие финансовой инфраструктуры

Результат этих решений — вхождение России в число мировых технологических лидеров. Для реализации поставленных целей нужны совершенно новые требования к государственному управлению. Главная оценка работы государственных органов управления — реальные результаты в построении инновационного общества.

Д.А. Медведев в своем выступлении 15.02.2008 г. на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008–2020. Управление ростом» подчеркнул, что главным ориентиром развития страны является развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности, а также формирование широкого слоя среднего класса.

Период точечных решений в экономике прошел. Для новой экономики нужен принципиально иной подход. Должны быть стимулы к инновациям, опора на частную инициативу, мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств, за счет которых можно выиграть конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. С помощью современных информационных коммуникаций надо на всей территории страны обеспечить доступ к массовой информации любого вида с использованием цифровых технологий по собственным национальным стандартам. Через 5–7 лет границы между телерадиовещанием и Интернетом просто сотрутся.

Инвестиции в человека — долгосрочный национальный приоритет. В ближайшем будущем надо сконцентрироваться на 4 основных направлениях — институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях.

Для этого надо решить следующие задачи:

  1. Улучшение качества законов и эффективность их применения;
  2. Радикальное снижение административных барьеров;
  3. Снижение налогов в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;
  4. Построение мощной самостоятельной финансовой системы, превращение рубля в одну из региональных резервных валют;
  5. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего;
  6. Формирование основ национальной инновационной системы.

В соответствии с федеральными и ведомственными программами должно проводиться технологическое переоснащение наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов оборонно-промышленного комплекса и др. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники определены основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576) и с 2007 г. дополнены Федеральной целевой программой «Научно-технологическая база России» на 2007–2012 гг.

Данные направления должны обеспечить ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники:

— безопасность и противодействие терроризму;

— живые системы;

— индустрия наносистем и материалов;

— информационно-телекоммуникационные системы;

— рациональное природопользование;

— транспортные, авиационные и космические системы;

— энергетика и энергосбережение.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научных знаний в инновацию, т.е. создание, освоение и распространение инноваций. Главной чертой инновационного процесса является его завершенность в целях дальнейшей практической реализации. Инновации должны обладать научно-технической новизной, производственной применимостью, коммерческой реализуемостью.

Согласно определению Росстата, инновационная деятельность подразделяется на следующие виды:

— исследования и разработки;

— технологическая подготовка и организация производства (приобретение оборудования, изменение процедур, методов, стандартов производства и контроля качества, применение новых технологических процессов, внедрение новых услуг);

— пуск производства с целью усовершенствования продукта и технологического процесса, пробное производство;

— маркетинг новых продуктов — исследование рынка, выпуск продукции, его адаптация и реклама;

— приобретение неовеществленных технологий в форме патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций, моделей и технологических услуг;

— приобретение овеществленных технологий — машин и оборудования в целях внедрения продуктовых и процессных инноваций;

— производственное проектирование — планы, чертежи, технические спецификации, эксплутационные характеристики для создания, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов и услуг.

Основные направления государственной политики в области инноваций - student2.ru

  Рис.1. Сравнительная инновационная активность предприятий Инновационная деятельность в России характеризуется достаточно низкими результатами при значительном научном потенциале. В сборнике Росстата «Индикаторы инновационной деятельности» указано, что в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют не более 10% российских промышленных предприятий. В настоящее время, по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики крайне низка и составляет 10–15%. В промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15–20% от общей стоимости активов. Эксперты отмечают приблизительный характер данной оценки, так как в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы. За рубежом, напротив, более 80% стоимости лидирующих на мировом рынке компаний составляют интеллектуальные активы и активы знаний. Основные направления государственной политики в области инноваций - student2.ru     Рис. 2. Удельный вес новой продукции в общем объеме продукции Уровень инновационной активности определяют отношением числа организаций, реализующих технологические и организационные инновации, к общему числу предприятий в стране. На основе официальных данных проведем сопоставление состояния инновационной дельности России и ведущих стран мира по отдельным показателям. Показателем, в большей степени характеризующим отдачу от инноваций, является удельный вес промышленной продукции (услуг), новых для рынка, в общем объеме продукции (услуг). Таким образом, по данным Росстата, российские предприятия и организации характеризуются крайне низкими инновационными показателями по сравнению с ведущими европейскими странами. Общее число российских организаций, выполняющих исследования и разработки: на 2005 г. — 3656; на 2006 г. — 3622. Внутренние затраты России на исследования и разработки составили 1,07% по отношению к валовому внутреннему продукту. Для Германии этот показатель составил 2,46%, для Швеции — 3,84%, для Финляндии — 3,48% . Сравнение результатов инновационной деятельности ведущих стран мира показывает неконкурентоспособность российской экономики на мировом рынке. К основным факторам, препятствующим внедрению технологических инноваций на российских предприятиях, относят:
  • недостаток собственных финансовых средств и финансовой поддержки со стороны государства;
  • высокую стоимость нововведений;
  • высокий экономический риск.
В «Стратегии развития науки и инноваций РФ на период до 2015 года» ставится задача обеспечения технологической модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в фактор устойчивого экономического роста. Целевые индикаторы стратегии:
  1. Рост внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5% в 2015 г.
  2. Увеличение изобретательской активности и удельного веса нематериальных активов организаций сектора исследований и разработок до 30% к 2016 г.
  3. Устойчивый рост малых инновационных предприятий.
  4. Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации в их общем числе — 20% к 2016 г.
  5. Рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж — до 15% в 1016 г.
Т.о., одной из основных проблем российской экономики является неконкурентоспособность российской продукции и услуг. Необходимым условием роста экономики страны и конкурентоспособности на мировом рынке является создание инновационной экономики — эффективной национальной инновационной системы и модернизации экономики на основе внедрения инноваций.

Наши рекомендации