Нормативные основы гражданского общества в России
Конституция Российской Федерации не использует выражение «гражданское общество». Вместе с тем в преамбуле и целом ряде статей основной закон государства определяет правовую базу гражданского общества: конституционные права на объединения и на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, на доступ к информации, свободу мысли и слова, массовой информации, принципы избираемости власти и доступа граждан к государственной и муниципальной службам, открытость государственных органов и органов местного самоуправления (далее – МСУ). Законодательство гарантирует частную собственность, что создает экономическую базу гражданского общества.
Современное российское законодательство, развивая конституционные принципы, определяет организационно-правые формы и механизмы правового регулирования гражданского общества.
Первым государственно-правовым актом, регулирующим деятельность институтов гражданского общества в России, был консьюмеристский закон о защите прав потребителей, принятый в 1992 г. и усовершенствованный в 1996 г. Он предоставил обществам потребителей право проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение правил торгового и бытового обслуживания, вносить в органы государственного управления, на предприятия, в организации предложения по повышению качества товаров, работ, услуг или о снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для потребителей и окружающей среды.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[18] предусматривает определенные рамки благотворительной деятельности.
Наиболее важными актами государства в вопросах правового регулирования институтов гражданского общества являются федеральные законы Российской Федерации «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» «О средствах массовой информации» и некоторые другие. Исходя из нашего определения политических партий как структур, пограничных между государством и гражданским обществом, мы можем назвать и принятый позднее федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»[19].
Суммируя положения этих и ряда других нормативных актов[20], мы можем констатировать, что в России сложилась совокупность различных организационно-правовых форм гражданских ассоциаций[i].
Некоммерческие организации (НКО) включают в себя
· общественные объединения, к которым относятся политические партии, общественные организация и движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и профсоюзы;
· религиозные объединения (организации и группы);
· благотворительные организации;
· общины коренных малочисленных народов РФ;
· казачьи общества;
· территориальное общественное самоуправление;
· кондоминиумы (товарищества собственников жилья);
· жилищно-строительные кооперативы;
· потребительские кооперативы (в т.ч. кредитные, сельскохозяйственные, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, жилищно-накопительные и пр.);
· общественные фонды;
· государственные корпорации, компании, государственные и муниципальные автономные, бюджетные и казенные учреждения;
· некоммерческие партнерства;
· автономные учреждения и некоммерческие организации;
· саморегулируемые организации
· неправительственные организации.
· объединения юридических лиц.
Среди некоммерческих организаций также выделяют адвокатские образования (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация), ассоциации и союзы (в том числе биржевой), общества взаимного страхования, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.
К специфическим природоохранным формам НКО относятся Национальный парк, природный парк, государственный природный заповедник.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также классифицирует территориальные рамки деятельности — общероссийские (имеющие отделения в более половины субъектов РФ), межрегиональные (отделения в менее половины субъектов Федерации), региональные (в границах одного субъекта) и местные (действующие в пределах территориальной организации местного самоуправления).
Законодательство Российской Федерациипредъявляет требования:
· к численности физических лиц, выступающих инициаторами создания общественного объединения (не менее трех);
· к учредителям такого объединения (по гражданству, возрасту)
· к его членам (для молодежной организации возраст — 14 лет, для детской — 10 лет)
· к уставу объединения.
Отмечая достаточно разветвленную систему правового нормирования тех или иных форм гражданских инициатив, мы не можем не отметить сохранение весьма крупных правовых лакун в общей системе законодательства Российской Федерации. Всевозрастающая роль корпоративных объединений в социально-политической и экономической жизни страны вступает в острое противоречие с отсутствием правовых актов, регулирующих подобную деятельность. Законодательством не регулируется и лоббистская деятельность общественных ассоциаций.
Общественные коллизии возникают и вокруг уже существующих правовых регуляторов институтов гражданского общества. Назовем только несколько проблем этого плана:
— соотношение свободы слова, декларированной Конституцией и законом РФ «О средствах массовой информации», и ответственности средств массовой информации (и прежде всего электронных) за нарушение прав и свобод других субъектов, игнорирование их информационной безопасности;
— неполитический характер профессиональных союзов и реальное их участие в политических процессах;
— неопределенный принцип формирования органов местного самоуправления («несколько поселений, объединенных общей территорией»), что создает правовые противоречия при определении статуса административных районов;
— реальное вмешательство конфессиональных структур в политические процессы и функции государства.
Вокруг правовых регуляторов институтов гражданского общества возникают постоянные общественные коллизии и проблем. Это связано прежде всего со все усиливающемся стремлением государства контролировать деятельность гражданских ассоциаций, по своему усмотрению запрещая деятельность отдельных из них[21] и более того – стать единственным инициатором (катализатором) процесса создания гражданского общества. Игорь Клямкин объясняет это терминологической неряшливостью при понимании идеи общественного договора: он потому и общественный, что это не договор общества с государством, а договор различных сегментов общества о том, каким оно хочет видеть государство.
Отсутствие комплексной и разветвленной системы правового регулирования институализации гражданского общества затрудняет не только собственно генезис такого образования, но и всю совокупность демократических преобразований в России.
Контрольные вопросы и задания:
1. Соотнесите понятия «общественное объединение (ОО) и «некоммерческая организация» (НКО):
а) ОО является видом НКО
б) НКО является видом ОО
в) ОО и НКО – синонимы
2. Какие виды некоммерческих общественных объединений вы знаете?
3. Назовите основные организационные формы общественных объединений.
4. Для какой формы НКО присущ институт членства?
5. В чем специфика такой организационной формы как фонд