Право как мера свободы

Свобода - одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы - экономический, политический, духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений.

Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.

Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития, а также и мера социальной ответственности. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность - возможность удовлетворения своего интереса.

Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений - индивидуальные и коллективные - ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.

Конституция РФ провозглашает: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (ст. 34). Гражданский кодекс закрепляет свободу договоров и т.д.

Рыночные отношения требуют прежде всего экономической и политической свободы. А для этого законодательство должно быть по возможности либеральным, гибким и демократическим.

В современных условиях, когда Россия переходит к рыночным отношениям, расширяется, в частности, зона экономической свободы, что соответственно влечет за собой и расширение "правового поля". Реализуется принцип "что законом не запрещено, то разрешено".

Право - это упорядоченная, нормированная форма свободы, свободы, введенной в законное (легитимное) русло. Свобода вне правовых рамок превращается в анархию, а демократия - в ширму.

Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности - социальной, экономической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется по-разному. Это образует структуру свободы личности, ее грани, стороны. Разумеется, свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. Посредником между ними выступает закон, в котором как раз и выражена официальная мера независимости индивида, а равно очерчены границы деятельности самой этой власти.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризую­щие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распрост­раняются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформули­рованы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Значение принципов

1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования право­вых норм.

2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивиду­альных юридических решений.

3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.

4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Виды принципов:

1) свойственные праву в целом (общеправовые)

а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность пра­ва, стремление к поиску компромисса между участниками пра­вовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть со­размерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмеще­ние, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.

б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права чело­века составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.

в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.

г) Принцип законности - разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, норматив­ные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.

д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебном порядке.

е) За многовековую историю развития права постепенно сло­жились правовые аксиомы:

i) закон обратной силы не имеет;

ii) все, что законом не запрещено, дозволено;

iii) никто не может быть судьей в собственном деле;

iv) нельзя осуждать дваж­ды за одно и то же правонарушение.

2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)

группе смежных отраслей, а также круп­ным правовым институтам (межотраслевые).

право выступает регулятором общественных отношений.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закреп­ления, стабилизации общественных отношений, наиболее от­четливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод че­ловека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предостав­ляются правомочия, в границах которых они действуют свобод­но, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти грани­цы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинс­кий долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору и т. д.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированно­го процессуальными нормами. Охранительная функция реализуется путем применения спе­циальных охранительных норм, а также действующих в охра­нительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защи­ты в компетентные государственные органы (право притяза­ния).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо ре­шений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претен­зий. Человек признается действующим ответственно. Эта пози­тивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют ох­ранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощ­рения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

Наши рекомендации