Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления

Правовой нигилизм ­разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его - в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отно­шении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения кор­ней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, пра­вовой невоспитанности основной массы населения. Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-прене­брежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое воспри­ятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, по­тенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права - таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразви­том правовом сознании людей. Сказывается отсутствие правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Правовой нигилизм имеет в нашей cтpaнe благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает ха­рактер национального бедствия и наносит обществу огромный и не­ восполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права ис­ключительно как веления государственной власти.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла - кризисное со­стояние российского общества. Социальная напряженность, экономи­ческие неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-идеологическая неус­тойчивость общества и многое другое не только не способствуют пре­одолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и при­умножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обу­словлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиции и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Послед­нее - традиционно больное место нашей государственности.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух каче­ствах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, ральное поведение. Последнее - индикатор вредности и опасности явления.

Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в раз­личных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, веро­исповедание, должностное положение, образование.

Формы выражения правовогонигилизма. Право вой нигилизм много­лик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоиз­меняться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составля­ют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал - наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу ­физический, материальный, моральный. Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Только в 1999 r. в России было зарегистрировано свыше 3 млн. преступлений. Реально же совершено намного больше.

Преступность - мощный катализатор правового нигилизма, мрач­ная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» И «щели». Страна - все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сво­дит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и пра­вовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. «Девятый вал» преступности угрожает захлестнуть все общест­во, приостановить его демократическое развитие. Слово «ниги­лизм» - слишком мягкое для отражения всего происходящего в дан­ной области.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же законов ­признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто невыполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред об­ществу, чем их прямое нарушение.

Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и де­формированною правосознания, отсутствия должной правовой куль­туры, а также следствие общей разболтанности и безответственности. В подобной мутной среде, т.е. в условиях «криминальной демократии», весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, нувориши, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются «грязные деньги», перераспределяются материальные блага, общество расслаивается на «очень богатых» и «очень бедных».

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В ре­зультате возникают острейшие коллизии, разрыхляется «правовое поле», на котором легко произрастает правовой нигилизм.

4. Подмена законности политической, идеологической или прагмати­ческой целесообразностью, выходы различных официальных должност­ных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Кон­ституции или в «разреженном правовом пространстве», т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а «по понятиям».

При этом целесообразность может выступать под разным «соу­сом» - В виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которо­го - один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».

Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересо­ванными лидерами и властными структурами как повод для примене­ния силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борь­бы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред.

5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимы по своим целям, задачам, методам. Отсюда - трения, конфликты, про­тивостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридичес­кого нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в общест­ве, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раз­дражение, недовольство, протест.

Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и Другие его «измерения» И модификации. Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными метода­ми малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные Гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой Рос­сии и ее неокрепшую демократию.

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, кон­фронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифициру­ется общественным мнением как беспредел или запредельность;

во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространен­ность не только среди граждан, социальных и профессиональныx групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных струк­турах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эше­лонах власти;

в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до ми­тингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

е-пятых, слияние с государственным, политическим, нравствен­ным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образую­щими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, за­хлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

Пути преодоления правового нигилизма.Основные путипреодоле­ния правового нигилизма - это повышение общей и правовой куль­туры! граждан, их правовoго и морального сознания; совершенство­вание законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государ­ственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и право вое 'воспитание населения; подготовка высококвалифицированных Кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др. Однако, ясно, что правовой нигилизм невоз­можно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный про­цесс.

Наши рекомендации