Декрет о земле 1917 г. Развитие земельных отношений в Белорусской ССР в социалистический период

В результате победы в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Великой Октябрьской социалистической революции вся власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Состоявшийся II Всероссийский съезд Советов, в работе которого принимал участие 51 делегат от Беларуси и Западного фронта, образовал первое Советское правительство во главе с В. И. Лениным. В ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) 1917 г. съезд принял один из первых законов Советской власти написанный В. И. Лениным Декрет о земле [СУ РСФСР. – 1917. – № 1. – Ст. 3]. Данный нормативный правовой акт провозгласил социалистическую национализацию земли, направленную на коренное переустройство земельных отношений. Он заложил основы нового земельного строя. Основой земельно-правового строя становилось право собственности на землю, трансформация которого вела к качественным изменениям как экономических, так и правовых отношений. Именно стремление изменить отношения собственности на землю было одной из движущих сил Октябрьской революции.

Статья 1 Декрета о земле устанавливала, что «помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа» [Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 26 октября 1917 г. // Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: сб. документов 1917–1957 гг. – М. : Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. – Т. I. – С. 15]. В соответствии со статьёй 2 Декрета «помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мёртвым инвентарём, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле» [Там же. – С. 16]. Кроме того, Декретом определялось, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не подлежат конфискации.

Декрет включал Общекрестьянский наказ о земле, составленный редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» на основе 242 местных крестьянских наказов и ставший его неотъемлемой частью [Опубликован в Петрограде 19 августа 1917 г. // Известия Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов. – 1917. – 19 авг. – № 88].

Декретом о земле было законодательно закреплено основное требование крестьян и главное требование аграрной программы партии большевиков. Земля объявлялась государственной собственностью, что означало национализацию земли, запрещалась её продажа, аренда и залог. Право пользования землёй получили все граждане при условии обработки её своим трудом, на основе уравнительного землепользования и свободного выбора форм землепользования. В Декрете нашёл также отражение действовавший впоследствии длительное время принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землёй.

В процессе реализации Декрета крестьянство России получило свыше 150 млн десятин земли и освобождалось от уплаты помещикам ежегодно 700 млн рублей золотом за аренду и от долгов в 3 млн рублей [Советский энциклопедический словарь. – М. : Сов. Энциклопедия, 1980. – С. 375].

В результате земельно-аграрных преобразований на основе Декрета о земле крестьяне Беларуси получили 1645,8 тыс. десятин земли, их землепользование увеличилось на 32,7% [Солодков, И. И. Декрет о земле // Белорусская ССР: краткая энциклопедия. – Минск : Гл. ред. Белорус. Сов. Энциклопедии, 1979. – Т. 1. – С. 228–229].

Основные положения Декрета о земле были с теми или иными модификациями развиты в постреволюционном законодательстве и, по существу, определили суть и направление становления нового земельно-правового строя, который просуществовал практически до 1990 г.

Декрет о земле решал задачу национализации земли и перехода к социалистическим принципам в земледелии. Его логическим продолжением явился Закон от 27 января (9 февраля) 1918 г. «Основной закон о социализации земли» [СУ РСФСР. – 1918. – № 25. – Ст. 346], опубликованный 15 и 16 февраля в газете «Солдатская правда» [Декреты Советской власти: 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. – М. : Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. – Т. 1. – С. 406–420], а 19 февраля 1918 г. – в газете «Известия».

Разработанный коллегией Наркомзема РСФСР первоначальный проект закона был внесён на обсуждение III Всероссийского съезда Советов. Кроме того, он обсуждался на III Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, на совместных заседаниях крестьянской секции III Всероссийского съезда Советов и Всероссийского съезда земельных комитетов, а также во ВЦИК. По предложению Я. М. Свердлова, III съезд Советов на заседании 18 (31) января без прений утвердил первые 19 пунктов (первый раздел Закона) и принял за основу остальные разделы. Окончательное утверждение Закона было поручено ВЦИК, заседание которого состоялось 27 января (9 февраля) 1918 г. [Там же же. – С. 419–420].

Закон предусматривал, что всякая собственность на землю и другие природные ресурсы отменяется навсегда и распоряжение ими передаётся органам государственной власти в зависимости от их значения: уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти, «под контролем последней». Он подтверждал отмену частной собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФСР. «Земля, – объявлялось в статье 2 указанного Закона, – без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа» [Там же. – С. 407]. Право пользования землёй получили:

– государство в лице его органов Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской);

– общественные организации (под контролем и с разрешения местной Советской власти);

– сельскохозяйственные коммуны;

– сельскохозяйственные товарищества;

– сельские общества;

– отдельные семьи и лица [Там же. – С. 409–410].

Право землепользования предоставлялось гражданам независимо от пола, вероисповедания, национальности и подданства. Основным требованием при этом было требование обработки земли исключительно собственным трудом. Применение наёмного труда прекращало право пользования землёй.

Закон РСФСР «Основной закон о социализации земли» предусматривал порядок предоставления земли в пользование, в соответствии с которым «земля предоставляется в пользование в первую очередь тем, кто желает работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы» [Декреты Советской власти: 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. – М. : Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. – Т. 1. – С. 410–411]. В первую очередь земля предоставлялась безземельному и малоземельному местному земледельческому населению и местным сельскохозяйственным рабочим (батракам) на равных условиях. Во вторую очередь земельные участки предоставлялись пришлым, то есть прибывшим в данную местность после опубликования Закона о социализации земли из числа земледельческого населения. В третью очередь землю получало неземледельческое население в порядке регистрации в земельном отделе местной Советской власти. При этом предпочтение в процессе передачи земли в пользование отдавалось трудовым сельскохозяйственным товариществам перед единоличными хозяйствами. Кроме того, в Законе определялось количество земли, отводимой отдельным хозяйствам для занятия земледелием. Вся территория РСФСР распределялась на пояса в зависимости от исторически сложившейся системы земледелия: трёхпольной, восьмипольной, многопольной, плодосменной и др. Для каждого пояса устанавливалась своя особая потребительско-трудовая норма. Внутри пояса она менялась в зависимости от климата и естественного плодородия почвы, близости к рынку и проч. Одновременно с определением количества и качества земли исчислялось всё население данного пояса, занятое земледелием, а также живущее за счёт земледелия. При переписи населения определялось количество едоков и рабочих сил [Нетрудоспособными признавались мужчины старше 60 лет, женщины – старше 50 лет, дети – моложе 12 лет. Мужчина в возрасте от 18 до 60 лет приравнивался к 1 рабочей силе, женщина от 18 до 50 лет – к 0,8 рабочей силы, мальчики и девочки от 12 до 18 лет – к 0,5–0,75 рабочей силы. Отступление от этих цифр допускалось в зависимости от климатических и бытовых условий по решению соответствующих органов Советской власти]. Делением количества десятин на количество рабочих сил определялось число десятин, приходящихся на каждую силу [Декреты Советской власти: 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. – М. : Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. – Т. 1. – С. 412–413]. В случае, если выделенного количества земли крестьянам не хватало для «безбедного существования», дополнительные участки изыскивались из земель запаса.

«Основной закон о социализации земли» устанавливал порядок переселения малоземельных крестьян в другие пояса в случаях, если запасный фонд свободных земель оказывался недостаточным для дополнительного наделения крестьян. В нём предусматривались и некоторые формы коллективных хозяйств: кооперативные хозяйства, создаваемые самими крестьянами, и хозяйства, создаваемые государством. При этом отмечалось, что государство будет оказывать «...всяческое содействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому, артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным» [Там же. – С. 416].

Кроме того, Закон в разделе VIII определял перечень целей пользования землёй (культурно-просветительные; для занятия сельским хозяйством; с целью застройки; для устройства путей сообщения), а также регламентировал порядок приобретения прав на пользование землёй, осуществление этих прав, переход прав на пользование данным участком земли и прекращение прав на пользование землёй.

После победы революции в Петрограде в октябре-ноябре 1917 г. Советская власть на однопартийной основе была установлена на всей неоккупированной немцами территории Беларуси. Все органы свергнутого Временного правительства были упразднены. В ноябре 1917 г. в Минске состоялось три съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на которых были созданы исполнительные комитеты, объединившиеся затем в единый областной исполнительный комитет Советов Западной области и фронта (Облисполкомзап) – высший орган власти края. В рабочем аппарате Облисполкомзапа было создано 13 отделов (комиссариатов), ведавших всей жизнью края. Для координации деятельности комиссариатов и оперативного решения особо важных вопросов 26 ноября 1917 г. был создан Совет народных комиссаров Западной области и фронта (СНК). Одним из первых шагов новой власти было осуществление социально-экономических преобразований и прежде всего реализация Декрета II Всероссийского съезда Советов «О земле». Все земли делились на три категории. К первой категории относились земли и специализированные хозяйства (сады, питомники, личные хозяйства и т.д.). Они исключались из фонда уравнительного распределения. Ко второй категории относились земли, подлежащие распределению: бывшие помещичьи, казённые [Казённые земли – земли, принадлежащие государству (казне). Обрабатывались государственными (казёнными) крестьянами], удельные [Удельные земли – земельная собственность, принадлежащая в России царской семье. Созданы в 1797 г. из дворцовых земель, которые в XV–XVIII вв. принадлежали лично великому князю (царю). Находились в пользовании удельных крестьян, которым в 1863 г. были предоставлены на выкуп и сдавались в аренду. Национализированы в соответствии с Декретом о земле 1917 г.], кабинетские [Кабинетские земли – личная собственность императора в России. Управлялись Кабинетом его императорского величества. Находились на Алтае, в Забайкалье, Польше и сдавались в аренду. Национализированы в соответствии с Декретом о земле 1917 г.], церковные, монастырские. В третью категорию включались недра, леса, воды, которыми распоряжались местные органы власти.

При распределении земли учитывались прежде всего интересы беднейших крестьян, а затем остальных слоёв сельского населения. Принималось во внимание также количество едоков в семье (от 1 до 5 десятин на едока), а также качество земель.

Попытки реформирования земельных отношений неоднократно предпринимались в первый послеоктябрьский период, когда к руководству на территории современной Беларуси приходили (пусть и временно) различные политические силы. Так, на Всебелорусском съезде (конгрессе), созванном 15 декабря 1917 г. Великой белорусской радой вместе с Белорусским областным комитетом при Исполкоме Всероссийского Совета крестьянских депутатов, в докладе, с которым выступил А. Бонч-Осмоловский, впервые после Октябрьской революции был поставлен земельный вопрос. Однако единой позиции по аграрным преобразованиям съезд не выработал.

В марте 1918 г. на заседании Исполкома Совета съезда, в работе которого принимали участие представители социалистических партий – эссеров, меньшевиков, Еврейской коммунистической партии «Поалей Цион» и других, была принята 2-я Уставная грамота, в которой Белоруссия объявлялась Народной Республикой, а Исполком Совета съезда переименован в Раду БНР. В указанной грамоте в числе других политических и экономических деклараций было объявлено об отмене частной собственности на землю [Нарысы гicтoрыi Беларусi. – Мiнск, 1994. – Ч. I. – С. 57]. Попытки создания БНР не нашли поддержки у населения, в том числе и крестьянства, прежде всего из-за лояльности Рады к немецким оккупационным властям и позиции крестьян на I Всебелорусском съезде, выступивших против отделения Белоруссии от Советской России. Кроме того, в результате «правления» Рады землю крестьяне так и не получили. Более того, земля стала возвращаться помещикам. Позже, 9 июля 1918 г., Рада опубликовала декларацию, в которой аграрный вопрос решался в интересах помещиков: только небольшую часть помещичьих земель предполагалось продать крестьянам по цене, «соответствующей её истинной стоимости».

К середине 1918 г. распределение земли в соответствии с Декретом о земле полностью было проведено только в девяти уездах восточной части Беларуси, а затем прервано в связи с началом военных действий. Последовавшая во второй половине 1918 г. немецкая оккупация белорусских земель не позволила провести эти мероприятия на всей территории Беларуси. В Минской губернии распределение земли завершилось только в 1920–1921 гг.

В результате реализации Декрета о земле в Беларуси существенно изменился социальный состав сельского населения – большинство крестьян стали середняками [Середняки (среднее крестьянство) – прослойка в крестьянстве России. Обрабатывали землю самостоятельно и с помощью членов семьи. Занимали среднее экономическое положение между бедняками (сельскими пролетариями) и кулаками (сельской буржуазией). К 1917 г. составляли 20% всех крестьянских хозяйств, к 1928–1929 гг. – около 60%. В процессе социалистического преобразования деревни стали колхозниками].

Если Декрет о земле имел в основном сельскохозяйственную направленность, то Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» было отменено «...право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и незастроенные, как принадлежащие частным лицам и промышленным предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящиеся в пределах всех городских поселений» [Полетаева, Н. И. Хозяйственное развитие Беларуси в годы новой экономической политики (1921–1927 гг.) / Н. И. Полетаева // Экономическая история Беларуси: учеб. пособие / под ред. проф. В. И. Голубовича. – Минск : Экоперепектива, 2001. – С. 199]. Все городские земли и строения, – отмечалось в статье 5 данного Декрета, – изымаются из частной собственности и передаются в распоряжение органов местной власти. Этим органам предоставлялось также право отводить частным лицам земли для возведения на них зданий под промышленные предприятия на условиях, установленных местной властью (статья 7 Декрета).

В течение 1918 г. в Беларуси стали образовываться первые коллективные хозяйства: коммуны [Коммуна сельскохозяйственная – форма сельскохозяйственного производственного кооператива, в котором обобществлялись все средства производства и земли. Распределение полученного урожая и проч. – уравнительное, по количеству едоков. Создавались с конца 1917 г. бедняками и батраками на бывших помещичьих землях. В период коллективизации преобразованы в колхозы. Первая коммуна в Беларуси была организована в д. Дубокрай Горецкого уезда. В течение весны 1918 г. в Витебской губернии было зарегистрировано семь коммун], сельхозартели [Сельхозартель (коллективное хозяйство) – кооперативная организация объединившихся крестьян для ведения крупного социалистического хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда. Созданы в ходе коллективизации сельского хозяйства. Вели хозяйство на земле, принадлежащей государству и закреплённой за колхозами в бессрочное и бесплатное пользование. Руководствовались Уставом, принятым на основе примерного устава. Высший орган управления – общее собрание колхозников (в крупных колхозах – собрание уполномоченных), избиравшее правление], тозы [Тозы (товарищества по совместной обработке земли) – форма сельскохозяйственной производственной кооперации в первые годы Советской власти. В них объединялись земельные участки (наделы) и труд членов товарищества. Преобразованы в колхозы в ходе коллективизации в конце 20-х – начале 30-х годов XX в.], отличающиеся друг от друга по степени обобществления средств производства [Самая высокая степень обобществления производства была в коммунах]. Наряду с коммунами земледельческой направленности, которые составляли большинство, создавались и земледельческо-промышленные коммуны. Деятельность коммун осуществлялась согласно уставу, который регламентировал жизнь коммунаров. Многие коммуны были экономически слабыми: они имели 100–150 десятин земли, две-три сохи, 80–100 голов сельскохозяйственных животных. В них входило до 100 человек.

Впоследствии коммуны распались, а основными формами организации сельскохозяйственного производства стали колхозы [Колхозы (коллективное хозяйство) – то же, что и сельхозартель] и совхозы [Совхоз (советское хозяйство) – крупное государственное сельскохозяйственное предприятие. Начали создаваться в 1918 г. Сыграли большую роль в социалистическом преобразовании сельского хозяйства]. В коллективные хозяйства входили преимущественно бедняки и батраки. Хозяйства имели незначительные по размерам участки земли, простейший набор инвентаря и небольшое количество скота. Первым в Беларуси коллективным хозяйством, в основе которого лежала сельхозартель, было поместье «Невляны» Витебской губернии. Следует заметить, что отношение основной массы крестьянства к коллективным хозяйствам было негативным.

Вместе с тем наибольшего размаха процесс создания коллективных хозяйств в Беларуси был достигнут летом 1918 г. с созданием комитетов бедноты (комбедов), которые собирали хлеб для голодающих рабочих городов, принимали участие в ликвидации кулацких хозяйств, конфисковывали для коллективных хозяйств инвентарь, скот и технику. К январю 1919 г. в 13 уездах Беларуси насчитывалось 175 коммун, 36 артелей и 75 тозов [Пашкевич, Л. Ф. Экономика белорусских земель в период войн и революций (1911–1920 гг.) / Л. Ф. Пашкевич // Экономическая история Беларуси: учеб. пособие / под ред. проф. В. И. Голубовича. – Минск : Экоперспектива, 2001. – С. 189].

Принятая Первым Всебелорусским съездом Советов (2–3 февраля 1919 г.) Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) [Съезды Советов советских социалистических республик: сб. документов 1917–1922 гг. – М. : Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. – Т. II. – С. 233–237] закрепила диктатуру пролетариата и определила её важнейшие цели: переход от капитализма к социализму, ликвидацию разделения общества на враждебные классы, уничтожение эксплуатации человека человеком, отмену частной собственности на землю, леса, недра и воды, на средства производства и превращение их в общенародное достояние. Конституция объявила земельный фонд республики общегосударственной собственностью. В статье 2 Конституции устанавливалось, что «...все леса, недра и воды, а равно весь живой и мёртвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием» [Конституция БССР 1919 г. // Съезды Советов советских социалистических республик: сб. документов 1917–1922 гг. – М. : Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. – Т. II. – С. 234]. В Основном Законе был провозглашён переход от частных форм землепользования к общественно-коллективным: планировалось создание различных организационных форм использования земли – совхозов, колхозов и товариществ.

Проводимое после Октябрьской революции землеустройство на белорусских землях было направлено на передачу крестьянам помещичьих, монастырских и других национализированных земель. Однако провозглашение земли государственной собственностью стало получать своё законодательное закрепление лишь с принятием постановления ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», которым было утверждено Положение, направленное на постепенное обобществление единоличного землепользования. В соответствии с данным нормативным актом вся земля в пределах РСФСР, в чьём бы пользовании она ни состояла, объявлялась единым государственным фондом. При этом было установлено, что единый государственный фонд «...находится в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих Народных Комиссариатов и подведомственных им местных органов власти» [Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: сб. документов 1917–1957 гг. – М. : Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. – Т. I. – С. 97]. Таким образом, закрепляя непосредственное заведование и распоряжение единым государственным земельным фондом со стороны народных комиссаров и местных органов власти, указанное Положение значительно усиливало влияние государственных органов на регулирование земельных отношений и распоряжение землёй.

Устанавливая порядок землепользования единоличных крестьянских дворов, земельное законодательство первых лет Советской власти в РСФСР и ССРБ стало предусматривать и коллективные формы пользования землёй. Так, статья 3 постановления ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» устанавливала, что «для окончательного уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, для организации сельского хозяйства на основах социализма... необходим переход от единоличных форм землепользования к товарищеским. Крупные советские хозяйства, коммуны, общественная обработка земли и другие виды товарищеского землепользования являются наилучшим средством для этой цели, поэтому на все виды единоличного землепользования следует смотреть как на преходящие и отживающие» [Там же. – С. 97]. Иными словами, основные положения данного документа были направлены на организацию совхозов в деревне. Кроме того, в указанном постановлении был предусмотрен ряд преимуществ и льгот для крестьянских хозяйств, которые переходили к коллективным формам землепользования, а также для хозяйств, создаваемых государством в качестве показательных (совхозов). При проведении землеустройства в первую очередь осуществлялось землеустройство коллективных хозяйств. Во исполнение постановления ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» к лету 1920 г. только в Минской губернии было организовано 604 совхоза на бывших помещичьих усадьбах [Пашкевич, Л. Ф. Экономика белорусских земель в период войн и революций (1914–1920 гг.) / Л. Ф. Пашкевич // Экономическая история Беларуси: учеб. пособие / под ред. проф. В. И. Голубовича. – Минск : Экоперспектива, 2001. – С. 193].

Вместе с тем более чёткое закрепление законодательством государственной собственности на землю и завершение тем самым процесса национализации земли произошло с принятием первых земельных кодексов: в РСФСР – в 1922 г., а в БССР – в 1923 г. [СУ РСФСР. – 1922. – № 68. – Ст. 901; Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства БССР. – 1923. – № 6. – Ст. 55]. В соответствии с данными нормативными актами все земли в пределах РСФСР и БССР, в чьём бы ведении они ни состояли, объявлялись собственностью рабоче-крестьянского государства. Не подчеркивая в прямой форме исключительного характера государственной собственности на землю, земельные кодексы исходили из признания принадлежности всех земель на праве собственности исключительно государству. Так, Земельный кодекс БССР от 29 марта 1923 г. окончательно закрепил национализацию всей земли. Право пользования землёй предоставлялось всем гражданам, кто её обрабатывал без применения наёмного труда. Земля закреплялась за ними в постоянное пользование. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только её пользователями, без права продажи, дарения, завещания или заклада земли. Эти нормы Кодекса и предпринятые организационные меры по их практической реализации способствовали увеличению слоя середняков. В 1925 г. на долю крестьян-середняков приходилось 60% хозяйств и 70% пахотной земли, на долю бедняков и батраков – 36% хозяйств, кулаков – 4% хозяйств. Середняцкие хозяйства имели земельные наделы от 2,2 до 6,4 десятины.

Накануне освобождения территории БССР от немецкой оккупации 24 мая 1920 г. на заседании ЦК КП(б) Литвы и Белоруссии были приняты Тезисы по аграрному вопросу в Белоруссии [Коммунистическая партия Белоруссии в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК: 1918–1927. – Минск : Беларусь, 1983. – Т. 1. – С. 57–60], по юридической силе фактически имевшие силу закона. «Советская власть в Белоруссии, – отмечалось в статьях 2 и 3 Тезисов, – во главу угла своей экономической политики ставит разрешение аграрного вопроса, поднятие земледельческого производства и связанных с ним отраслей промышленности. Разрешение аграрного вопроса в Белоруссии должно выразиться в урегулировании земельных отношений и удовлетворении нужд широких кругов трудового крестьянства правильным разрешением вопроса о бывшем помещичьем землевладении» [См.: Тезисы по аграрному вопросу в Белоруссии от 24 мая 1920 г. – С. 57]. В Тезисах предусматривалась немедленная бесплатная передача бывших помещичьих земель, за исключением имений с «рациональными хозяйствами», «со сложным техническим оборудованием по обработке сельскохозяйственных продуктов», «с развитым техническо-промышленным делом», в коллективное пользование коммунам, безземельным и малоземельным крестьянам. Уничтожалась «...частная собственность на землю, которая считается общенародной собственностью». Подчёркивалось, что «никто не имеет права продавать, покупать, наследовать или дарить землю» [Там же. – С. 58].

В разделе Тезисов об отношении к крестьянству отмечалось, что Советская власть принимает все меры к полному раскрепощению крестьянства и освобождению его от всех остатков помещичьего режима, а также к повышению умственного и политического сознания крестьянства. Аннулировались покупки земли, совершённые в период польской оккупации.

Тезисами предусматривалось, что Советская власть:

– устраняет все преграды на пути повышения производительности мелкого хозяйства путём землеустроительных мероприятий (уничтожение чересполосицы, дальноземелья, сервитутов, клиньев и т.п.);

– проводит мелиорацию крестьянских земель (дренаж, осушка, обводнение, уничтожение сыпучих песков, регуляция рек, улучшение подъездных путей);

– усиливает способные к развитию крестьянские хозяйства за счёт земель нетрудового землепользования (помещиков и крестьян-богачей);

– обеспечивает крестьянские хозяйства необходимыми кормовыми средствами (луга, пастбища, поставка кормов через народные имения и т.д.);

– оказывает техническую и хозяйственную помощь, преимущественно при посредстве народных имений (прокатные пункты, ремонт сельскохозяйственных машин и орудий, поставка семенного материала и удобрений);

– организует сельскохозяйственные школы, устраивает лекции, показательные поля и выставки, постоянные пункты агрономической консультации при народных имениях и школах, содержит инструкторов и всеми способами расширяет сельскохозяйственные познания.

Без разрушения сложившихся форм крестьянского землепользования намечался постепенный переход мелкого хозяйства к высшим формам, к повышению его производительности и улучшению крестьянского быта. В частности, устанавливалось, что «...хозяйства, оставленные за сельскохозяйственными коллективами, получают материальную, агрономическую и другую помощь от Советской власти и находятся под непосредственным хозяйственным и политическим контролем Советской власти» [См.: Тезисы по аграрному вопросу в Белоруссии от 24 мая 1920 г. – С. 60].

Тезисы ЦК КП(б) Литвы и Белоруссии по аграрному вопросу в Белоруссии от 24 мая 1920 г. сыграли важную роль в регулировании земельных отношений и осуществлении социалистических преобразований в белорусской деревне в целом.

Состоявшийся 13–17 декабря 1920 г. II Всебелорусский съезд Советов наряду с другими вопросами рассмотрел вопрос о земельных отношениях, внёс в Конституцию 1919 г. существенные изменения и дополнения. По предложению Комиссариата земледелия ССРБ были приняты и утверждены Тезисы по аграрному вопросу [Съезды Советов советских социалистических республик: сб. документов 1917–1922 гг. – М. : Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. – Т. II. – С. 254–258], в соответствии с которыми отменялась всякая частная собственность на землю. В статье 7 Тезисов отмечалось: «Уничтожается всякая частная собственность на землю, которая считается общенародным достоянием. Никто не вправе земли продавать, покупать, наследовать, дарить и передавать другим лицам» [Там же. – С. 255].

Таким образом, основные земельные преобразования послереволюционного периода как в РСФСР, так и в БССР сводились:

а) к отмене права частной собственности;

б) к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства;

в) к изъятию земли из гражданского оборота и включению её в чисто административный оборот путём перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов;

г) к закреплению в законодательстве единственного субъективного права, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, права постоянного (временного) пользования.

Иначе говоря, из всех юридических конструкций земельных преобразований послереволюционного периода возобладало исключительно право пользования землёй.

В условиях перехода к нэпу (вторая половина 1921 г. – конец 1922 г.) сельское хозяйство на территории Беларуси находилось в глубоком упадке [К этому времени территория БССР охватывала лишь шесть уездов Минской губернии. Вся восточная Беларусь находилась в составе РСФСР]. Огромный урон был нанесён сельскому хозяйству на оккупированной территории. Крестьяне были обложены большими продовольственными налогами в пользу немецко-польских интервентов [Например, в июле 1920 г. крестьяне Бобруйского уезда должны были поставить оккупационным польским войскам 22,9 тыс. пудов мяса]. За неповиновение оккупационным властям крестьяне жестоко наказывались, вплоть до сожжения деревень. К 1920 г. посевные площади в Беларуси составляли 2/3 довоенного уровня, посевные площади зерновых культур сократились на 40%, картофеля – на 55%. Поголовье лошадей уменьшилось на 20%, коров – на 34%, свиней – на 56%. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1920 г., на один совхоз в Беларуси в среднем приходилось 10,8 плуга, 2,2 сеялки, 2,6 сноповязки, 0,33 конной молотилки и 0,23 паровой молотилки. По этой причине совхозы не в состоянии были обрабатывать все имеющиеся земли в полном объёме [Пашкевич, Л. Ф. Экономика белорусских земель в период войн и революций (1914–1920 гг.) / Л. Ф. Пашкевич // Экономическая история Беларуси: учеб. пособие / под ред. проф. В. И. Голубовича. – Минск : Экоперспектива, 2001. – С. 194]. Около 17% крестьянских хозяйств не имели рабочего скота. В целом же объёмы производства сельскохозяйственной продукции составили менее половины довоенного уровня. Практически был прекращён товарообмен между городом и деревней. Политика военного коммунизма [Политика военного коммунизма – экономическая политика СССР в условиях хозяйственной разрухи и Гражданской войны 1918–1920 гг. Была направлена на мобилизацию всех сил и ресурсов на оборону. Важнейшие элементы данной политики: национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий; максимальная централизация руководства промышленным производством и распределением; продразвёрстка; полное запрещение частной торговли; плановое снабжение населения товарами (карточная система); всеобщая трудовая повинность; уравнительность в оплате труда. После окончания войны заменена новой экономической политикой (нэп)] не находила поддержки среди крестьянства.

Период перехода к нэпу по времени совпал с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле 1917 г. Крестьянское землепользование в 1921 г. возросло на 11,4% и составило 5,4 млн десятин. Однако если, к примеру, в Минской губернии произошло значительное по сравнению с 1917 г. увеличение обеспеченности землёй одного двора, то в Витебской губернии этот показатель сократился почти на десятину. Из национализированных частновладельческих земель только 23% было передано крестьянам, а остальные включены в государственный земельный и лесной фонды либо переданы колхозам, совхозам и иным кооперативным организациям.

В 1919–1921 гг. в Советском государстве системой заготовок сельскохозяйственных продуктов являлась продразвёрстка (продовольственная развёрстка) [Продразвёрстка (продовольственная развёрстка) – система заготовок сельскохозяйственных продуктов в Советском государстве в 1919–1921 гг. Элемент политики военного коммунизма. Предусматривала обязательную сдачу крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов. Проводилась органами Наркомпрода, продотрядами совместно с комбедами, местными Советами. Государственные плановые задания губернии разверстывали по уездам, волостям, селениям, крестьянским дворам. Заменена продналогом с введением нэпа]. Состоявшийся в марте 1921 г. X съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене развёрстки натуральным налогом» [КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – 7-е изд. – М., 1953. – Ч. 1. – С. 563–564], в соответствии с которой крестьяне получили право распоряжаться по своему усмотрению продукцией, которая оставалась у них после уплаты продналога, и продавать излишки на рынке. «Все запасы продовольствия, сырья и фуража, – отмечалось в резолюции X съезда РКП(б), – оставшиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства» [Антология мировой политической мысли: в 5 т. – М. : Мысль, 1997. – Т. 5: Политические документы. – С. 266]. По своему объёму продналог был меньше, чем продразвёрстка: сначала он составлял 20% от чистого продукта крестьянского труда, затем был снижен до 10% от урожая, а с 1 января 1924 г. собирался только червонцами в размере до 5% дохода с одного двора [Полетаева, Н. И. Хозяйственное развитие Беларуси в годы новой экономической политики (1921–1927 гг.) / Н. И. Полетаева // Экономическая история Беларуси: учеб. пособие / под ред. проф. В. И. Голубовича. – Минск : Экоперспектива, 2001. – С. 199]. Кроме того, продналог объявлялся заранее, накануне посевной кампании. Таким образом, торговля становилась основной формой экономических отношений между промышленностью и сельским хозяйством, а замена продразвёрстки продналогом воззнаменовала начало новой экономической политики государства.

Наши рекомендации