Тема 6. Деловая оценка персонала

Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установ­ления соответствия качественных характеристик персонала (способно­стей, мотивации и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Оценка персонала позволяет решить следующие задачи:

- выбора места в организационной структуре и установления функциональной роли оцениваемого сотрудника;

- разработки возможных путей совершенствования деловых или личностных качеств сотрудника;

- определения степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установления ее величины;

- установления обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;

- удовлетворения потребности сотрудника в оценке собственного труда и его качественных характеристик.

Различают два основных вида деловой оценки:

- оценку кандидатов на вакантную должность;

- текущую периодическую оценку сотрудников организации.

Основными типовыми этапами оценки кандидата на вакантную должность в таможенных органах являются:

- анализ представленных документов;

- наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы);

- проверочные испытания;

- собеседование.

Согласно Федеральному закону «О службе в таможенных органах РФ» в зависимости от уровня профессиональной подготовки и должности претенденту может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев. Испытание проводится с целью определения личных и деловых качеств, уровня квалификации гражданина РФ, поступающего на службу в таможенные органы. При установлении испытания гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. На период прохождения испытания с ним заключается срочный трудовой договор. Трудовые отношения в указанный период регламентируются законодательством РФ о труде.

Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем ФТС России. В настоящее время прохождение испытания урегулировано Инструкцией о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы РФ (Приказ ФТС России от 3 июля 2006 года № 612).

Непосредственная организация и ответственность за прохождение испытания гражданина, принятого на службу в таможенные органы, возложена на начальника структурного подразделения, в котором гражданин будет проходить испытание. Для оказания помощи гражданину в период испытания приказом начальника таможенного органа назначается наставник из числа должностных лиц структурного подразделения.

В целях подготовки гражданина к исполнению должностных обязанностей и систематического контроля за прохождением испытания начальник структурного подразделения совместно с наставником составляет индивидуальный план прохождения испытания, который утверждает начальник таможенного органа и доводит до сведения гражданина под подпись.

В плане отражаются основные мероприятия, сроки, место их проведения (время обучения в учебном центре и на курсах, порядок и сроки выполнения практических заданий, проведение собеседования и др.).

В период прохождения испытания гражданин:

а) изучает Конституцию Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, определяющие компетенцию таможенных органов, содержание служебной деятельности гражданина, а также особенности деятельности подразделения, в котором он проходит службу;

б) овладевает навыками по занимаемой должности, изучает передовые методы и формы служебной деятельности, повышает уровень профессиональных знаний;

в) выполняет обязанности по занимаемой должности и отдельные поручения непосредственного начальника без права самостоятельного принятия решения по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, начислению и взиманию таможенных платежей и сборов и совершения других организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций по занимаемой должности;

г) сдает начальнику структурного подразделения зачет (в форме собеседования, тестирования и т.д.) по знанию вышеуказанных нормативных правовых актов и должностной инструкции по конкретной должности.

Начальник таможенного органа либо по его поручению один из заместителей начальника таможенного органа, а также руководитель кадрового подразделения осуществляют систематический контроль за прохождением испытания.

По итогам прохождения испытания начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв, в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа, и другие объективные показатели.

Свои замечания и предложения в отзыве также отражают заместитель начальника таможенного органа, курирующий структурное подразделение, начальник кадрового подразделения, начальник подразделения по противодействию коррупции и психолог.

Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной комиссией не позднее чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии претендента на должность.

Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания.

Аттестационная комиссия, рассмотрев отзыв о прохождении испытания, заслушав при необходимости начальника структурного подразделения и гражданина, выносит заключение о целесообразности приема (или отказа в приеме) гражданина на службу по контракту.

После утверждения начальником таможенного органа заключения аттестационной комиссии, рекомендующего принять гражданина на службу в таможенные органы, с указанным гражданином в соответствии с установленным порядком заключается контракт о службе в таможенных органах и производится назначение на соответствующую должность приказом таможенного органа. Одновременно кадровым подразделением таможенного органа оформляется представление к присвоению гражданину первого специального звания в соответствии с установленным порядком.

При неудовлетворительном результате испытания начальник таможенного органа принимает письменное решение об увольнении гражданина с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданина не выдержавшим испытание.

После принятия соответствующего решения начальником таможенного органа с учетом заключения аттестационной комиссии о результатах прохождения гражданином испытания издается приказ о расторжении срочного трудового договора.

Если срок испытания истек, а гражданин продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание, и с ним заключается контракт о службе в таможенных органах.

Для претендентов на должности государственной гражданской службы в таможенных органах закон устанавливает срок испытания от трех месяцев до одного года. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без него. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения закона «О государственной гражданской службе РФ» и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ» испытание не устанавливается для выпускников образовательных учреждений ФТС России, а в соответствии с законом «О государственной гражданской службе РФ» – для беременных женщин; граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения службы; при замещении должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)»; для служащих, назначенных на должности в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей; в иных предусмотренных законом случаях.

Текущая периодическая оценка сотрудников организации сводится, обычно, к следующим этапам:

- оценке результатов работы и факторов, определяющих степень достижения этих результатов;

- анализу динамики результативности труда за определенный промежуток времени, а также динамики состояния факторов (условий), влияющих на достижение результатов.

Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников таможенного органа, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места.

Показатели оценки персонала делятся на несколько групп:

- результативности труда;

- профессионального поведения;

- личностных качеств.

Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор способов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. К таким способам относятся:

- личное наблюдение за работником;

- изучение характеризующих его документов;

- тестирование;

- собеседование;

- аттестация.

Основным требованием к способам оценки является обеспечение возможно большей объективности измерения конкретных значений показателя.

Текущая периодическая оценка деятельности как гражданских служащих, так и сотрудников таможенных органов осуществляется с помощью аттестации. Ее проведение регламентируется Федеральными законами, а также Указом Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 года и приказами ФТС России.

Процедура проведения аттестации гражданских служащих и должностных лиц таможенных органов имеет как общие моменты, так и отличия (Таблица 5).

Таблица 5. Правовые основания проведения аттестации федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС) и сотрудников таможенных органов.

Общие условия для ФГГС и сотрудников таможенных органов Различия
ФГГС Сотрудники
Обязательна для обеих категорий работников     Аттестации не подлежат: - беременные женщины; - лица, проработавшие в должности менее года; - женщины в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет     Представление в комиссию отзыва (характеристики) непосредственного руководителя об исполнении должностных обязанностей   В случае неявки на аттестацию без уважительных причин работник привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится   Аттестационная комиссия рассматривает представленные материалы, заслушивает сообщение аттестуемого, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности     По результатам аттестации принимается решение: - о соответствии замещаемой должности; - о несоответствии замещаемой должности   Гражданский служащий (сотрудник) вправе обжаловать результаты аттестации Проводится в целях определения соответствия замещаемой должности   Один раз в три года   Аттестации не подлежат: - достигшие возраста 60 лет; - замещающие должности «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный контракт; - в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена   Досрочная аттестация – по конкретным основаниям: - сокращение должностей гражданской службы в таможенном органе; - изменение условий оплаты труда гражданских служащих; - соглашение сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего   В составе комиссии – должностные лица таможенного органа, представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой, представители научных и образовательных учреждений (независимые эксперты)     К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости – пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя     Профессиональная служебная деятельность аттестуемого гражданского служащего оценивается на основе определения: а) соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы; б) участия в решении задач, поставленных перед соответствующим структурным подразделением; в) сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности. Также должны учитываться: 1) результаты исполнения должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы, соблюдение ограничений и отсутствие нарушений запретов, связанных с гражданской службой, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о государственной гражданской службе РФ; 2) организаторские способности – для гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители»   Решение комиссии – окончательное. Может приниматься решение: - о соответствии замещаемой должности гражданской службы и рекомендации к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; - о соответствии замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации Проводится в целях определения соответствия замещаемой должности и для представления к государственной награде РФ.   Не чаще одного раза в два года, не реже одного раза в четыре года   Аттестации не подлежат: - находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; - прикомандированные к органам государственной власти РФ и организациям     Досрочная аттестация – на основании приказа таможенного органа по согласованию с начальником вышестоящего органа   В составе комиссии – должностные лица таможенного органа по решению начальника таможенного органа (заместитель начальника таможенного органа, начальник кадрового подразделения, начальник подразделения собственной безопасности, начальник правового подразделения, психолог)   В тексте характеристики аттестуемого сотрудника в зависимости от занимаемой должности отражаются следующие вопросы: а) соответствие сотрудника требованиям по занимаемой должности; б) уровень профессиональной подготовки, знание Конституции РФ, требований законодательных и других нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, а также знание должностной инструкции и ее выполнение в процессе службы; в) организованность в работе, умение определить главное в решении поставленных задач, способность качественно выполнять должностные обязанности, проявлять инициативу, оперативно ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке; г) достигнутые результаты служебной деятельности, личный вклад сотрудника в выполнение поставленных задач; д) умение руководить подчиненными; е) оценка состояния структурного подразделения, таможенного органа, которым руководит сотрудник; ж) способность критически оценивать свою деятельность и деятельность подчиненных; имеющиеся недостатки и упущения в служебной деятельности, в руководстве подразделением, таможенным органом и рекомендации по их устранению; з) выполнение требований присяги сотрудника, обязанностей, изложенных в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ При проведении аттестации для решения вопросов о представлении сотрудника к государственной награде РФ отзыв о служебной деятельности и аттестационный лист не составляется (подготавливается наградной лист)   Служебная деятельность сотрудника оценивается на основе: - определения соответствия требованиям должностной инструкции; - участия в решении поставленных задач; - эффективности и результативности выполняемой работы; - наличия поощрений и неснятых дисциплинарных взысканий     Решение комиссии – неокончательное, решение об утверждении (неутверждении) результатов аттестации выносит начальник таможенного органа. Он принимает решение: - об оставлении сотрудника в занимаемой должности; - о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность; - о переводе сотрудника на другую вакантную должность; - о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; - об увольнении сотрудника со службы в таможенных органах

Организационно процедура деловой оценки сотрудника в рамках аттестации предполагает выполнение следующих мероприятий:

1) формирование аттестационной комиссии;

2) определение времени и места проведения аттестации;

3) составление списков работников, подлежащих аттестации;

4) установление процедуры подведения итогов оценивания;

5) проработку вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с процедурой аттестации, его размножение, рассылку и определение каналов и форм передачи информации);

6) при необходимости – консультирование оценщиков со стороны специалистов, владеющих методикой аттестации.

Как видно из таблицы 5, главным действующим лицом в оценке персонала таможенных органов является линейный руководитель, который представляет мотивированный отзыв об исполнении сотрудником должностных обязанностей за аттестационный период. Именно он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для оценки.

Положительная оценка деятельности госслужащего (сотрудника таможенного органа) невозможна при несоблюдении им ограничений и нарушении запретов, установленных соответствующими федеральными законами. В частности, гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

11) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением оговоренных в законе случаев;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Перечисленные запреты в отношении госслужащих, а также ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» распространяются также на сотрудников таможенных органов за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

К методам оценки профессионального уровня гражданского служащего относится квалификационный экзамен, который проводится при решении вопроса о присвоении классного чина.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

а) должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

б) должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими в таможенных органах определяется указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», а также нормативными актами ФТС России.

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией, которая оценивает знания, навыки и умения гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов, сложностью и ответственностью выполняемой работы на основе использования не противоречащих нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей.

Квалификационный экзамен проводится с приглашением на заседание комиссии гражданского служащего, в отношении которого проводится квалификационный экзамен, и его непосредственного руководителя, который представляет отзыв на гражданского служащего.

Комиссия:

1) рассматривает представленный отзыв;

2) заслушивает сообщение гражданского служащего, в отношении которого проводится квалификационный экзамен, о его профессиональной служебной деятельности.

К гражданским служащим, в отношении которых проводится квалификационный экзамен, относящимся к одной категории и (или) группе должностей гражданской службы, применяются одинаковые экзаменационные процедуры и критерии оценки их профессионального уровня.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

На основании результатов квалификационного экзамена либо принимается решение о присвоении гражданскому служащему классного чина, либо направляется представление о присвоении ему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ.

Важную роль в оценке сотрудников играет психологическая служба таможенных органов, основными задачами которой являются:

- психологическое обеспечение кадровой политики и работы в таможенных органах;

- психологическое сопровождение профессиональной деятельности, психологическая подготовка, оказание психологической помощи должностным лицам и работникам таможенных органов;

- работа по оптимизации социально-психологических процессов в коллективах.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности:

- психологическое обеспечение работы с должностными лицами и работниками таможенных органов, кандидатами на службу;

- психологическое обеспечение служебных задач.

Реализация данных направлений деятельности осуществляется через:

- профессионально-психологический отбор кандидатов на службу (работу) в таможенных органах;

- участие в процессах расстановки, аттестации, ротации кадров, прогнозирование профессионального роста и служебного продвижения должностных лиц и работников таможенных органов;

- оказание помощи должностным лицам и работникам таможенных органов в адаптации к службе (работе) в таможенных органах;

- психологическую работу с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности, в том числе номенклатуры вышестоящих таможенных органов;

- психологическое обеспечение управленческой деятельности должностных лиц таможенных органов;

- изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективах, выработку предложений и рекомендаций руководству для их оптимизации;

- психологическую профилактику должностных преступлений, происшествий и нарушений служебной (трудовой) дисциплины;

- психолого-педагогическое обучение должностных лиц и работников таможенных органов и руководителей таможенных органов, обучение их специальным психологическим знаниям, приемам саморегуляции психического состояния, повышение общей психологической культуры;

- обучение должностных лиц и работников таможенных органов приемам и методам взаимодействия с участниками ВЭД и способам защиты при психологическом давлении;

- психологическое консультирование должностных лиц и работников таможенных органов;

- психокоррекционную работу с должностными лицами и работниками таможенных органов.

Собеседование и тестирование у психолога с использованием специальных методик психологического отбора позволяет своевременно выявить индивидуально-личностные особенности человека, способствующие успешному прохождению службы в таможенных органах.

Психологические обследования проводятся как с кандидатами, поступающими на службу в таможенные органы, так и с сотрудниками и госслужащими, уже работающими в таможне.

Так, например, в процессе психологического обследования руководителей и кандидатов на руководящие должности номенклатуры назначения ФТС России оцениваются:

- управленческие компетенции (навыки планирования, организации и контроля деятельности подразделения, умение принимать решения и ответственность за результат; умение эффективно взаимодействовать и др.), которые определяют результаты работы и статус руководителя в системе профессиональных отношений;

- личностные качества, важные для управленческой деятельности (работоспособность, активность и инициативность, интеллектуальный потенциал, стремление к развитию, особенности мотивации);

- индивидуальный стиль управленческой деятельности, наличие особенностей, определяющих своеобразие реализации управленческих качеств;

- особенности взаимоотношений в курируемом подразделении.

В процессе оценки кандидатов используются как психологические тесты, так и другие технологии:

- структурированное собеседование для уточнения управленческих компетенций;

- кейсовые задания для определения навыков анализа конкретных ситуаций;

- экспертные оценки реализации управленческих функций – метод «360 градусов», с помощью которых определяется статус руководителей в системе профессиональных отношений;

- анализ ситуации в таможенных подразделениях.

Благодаря работе специалистов-психологов возможно выявление тех, кто склонен к деструктивному поведению, предупреждение негативных явлений и происшествий в деятельности таможенных органов. Рекомендации психологической службы помогают при принятии кадровых решений, связанных с приемом на службу, назначением на руководящие должности, перемещением по службе.

Своеобразным способом оценки деловых качеств персонала таможенных органов являются конкурсы профессионального мастерства. Например, целью конкурса «Лучший инспектор» является определение наиболее квалифицированных должностных лиц таможенных постов, осуществляющих таможенные операции и контроль, повышение уровня их профессионализма и качества работы.

В Иркутской таможне в 2012 году этот конкурс проводился в несколько этапов. Сначала конкурсантам необходимо было продемонстрировать познания в истории создания и становления таможенной службы в Сибири и Иркутской таможни. Далее участникам нужно было проявить знание нормативных документов, законодательства РФ и Таможенного союза, выполнить тестовые и практические задания. На выполнение практического задания отводилось тридцать минут, за которые необходимо было проверить тестовую декларацию на товары, выявить в ней все ошибки и недочеты, принять соответствующее решение по ее выпуску. Также в течение пятнадцати минут инспекторы должны были определить классификационный код в соответствии с ТН ТС. Из специальной коробки конкурсанты вслепую вытаскивали различные товары и предметы, к каждому из которых была приложена информация о его наименовании. И здесь им необходимо было проявить не только внимательность, но и аналитические способности.

По мнению руководства таможенных органов проведение подобных конкурсов не только способствует проверке уровня профессиональной компетентности инспекторов, но и стимулирует их на достижение более высоких результатов, а также дает возможность выявить наиболее инициативных и творческих специалистов для выдвижения их в кадровый резерв.

Наши рекомендации