Преимущества и критерии местного самоуправления

Исследователь Л. А. Велихов выделял основные «выгоды и преимущества» местного самоуправления.

«Во-первых, местные нужды лучше всего знакомы и ближе всего местным жителям, участвующим в избрании органов местного самоуправления и непосредственно заинтересованным в успешной деятельности последних.

Во-вторых, местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил. Люди перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.

В-третьих, общественная жизнь, при наличии местного самоуправления, равномернее распределяется по всему государству, не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию и периферии бессильными.

В-четвертых, местное самоуправление связывает администрацию с народом... Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные. Принимая участие в управлении, гражданин готов содействовать ему всеми силами как своему собственному делу.

В-пятых, местное самоуправление дает гражданам ближайшее практическое знакомство с общественными делами.

Наконец, в-шестых, местное самоуправление является подготовительной школой для государственных деятелей высшей категории...».22

Автор учебника по муниципальному праву Е. А. Шугрина выделяет следующие критерии местного самоуправления.23

1. Правовая оформленность. Самоуправление ¾ власть подзаконная и действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.24

2. Осуществление управления в интересах и для населения, т. е. имеет место совпадение источника власти и носителя власти.

3. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается, выявлены предметы его ведения.25

4. Обеспечиваемый законом баланс государственных и местных интересов на уровне местного самоуправления. Наличие собственных ресурсов в виде самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности под собственные предметы ведения.26

5. Реальные возможности принимать решающее участие в управлении делами общества.

6. Учет национальной, региональной, исторической и прочей специфики и особенностей.

7. Сознательное участие граждан в управлении, готовность лично действовать в соответствии с интересами местного сообщества, подчинять при необходимости свои личные интересы групповым. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т. е. она выборна по своей природе.27

8. Необходимый уровень правосознания граждан, наличие системы негосударственных институтов, принимающих участие в управлении делами общества. Создание и развитие механизма муниципального социального заказа, регулирующего взаимоотношения органов власти и общественных или некоммерческих объединений.

9. Наличие способности к активной корректирующей деятельности.28 Это реализовалось во введении института отзыва выборных лиц местного самоуправления.

10. Совпадение объекта и субъекта управления. Субъектом управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители местных сообществ.29 Если речь идет о самоуправлении, налицо воздействие управляющей системы самой на себя. Таким образом, есть не две системы ¾ управляющая и управляемая, а одна ¾ самоуправляемая.

11. Местное самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов самоуправления (самоуправление народа, постоянных и временных объединений граждан, самоуправление в деятельности всех властных органов), тем не менее имеет с ними целый ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном самоуправлении как части демократической организации цивилизованного общества и как части единой структуры организации власти и управления в стране.

____________________

1 Конституция Российской Федерации. М.: Астрель, 2004.

2 Европейская хартия о местном самоуправлении / Принята в Страсбурге в 1985 г. ¾ Русская версия ¾ Страсбург: Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.

3Конституция Российской Федерации. М.: Астрель, 2004.

4Там же.

5 Там же.

6 Европейская хартия о местном самоуправлении / Принята в Страсбурге в 1985 г. ¾ Русская версия ¾ Страсбург: Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.

7 Конституция Российской Федерации. М.: Астрель, 2004.

8 Там же.

9 Там же.

10 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

11 Конституция Российской Федерации. М.: Астрель, 2004.

12 Там же.

13 Там же.

14 Европейская хартия о местном самоуправлении / Принята в Страсбурге в 1985 г. ¾ Русская версия ¾ Страсбург: Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.

15 Конституция Российской Федерации. М.: Астрель, 2004.

16 Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября.

17 Закон Российской Федерации от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39.

Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 30 июня.

Закон Ставропольского края от 2 декабря 1994 г. № 12-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».

Закон Ставропольского края от 22 июля 2004 г. № 60-кз «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов Ставропольского края».

Закон Ставропольского края от 4 октября 2004 г. № 89-кз «Об установлении границ муниципальных районов Ставропольского края».

18 Конституция Российской Федерации. М.: Астрель, 2004.

19 Там же.

20 Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник. М.: Дело, 1999.

21 Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении и методах хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.

22 Там же. С. 115.

23 Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник. М.: Дело, 1999. С. 21-23.

24 Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.

25 Там же.

26 Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие. М.: Дело, 1998.

27 Там же.

28 Бородкин Ф. М. Возможно ли местное самоуправление в России наших дней? // Местное самоуправление и ценности населения. Новосибирск, 1995.

29 Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.

Наши рекомендации