Формирование территории Республики Беларусь
Началом процесса формирования нынешней территории Республики Беларусь можно считать территорию, которую занимала ССРБ после ее вторичного провозглашения 31 июля 1920 г. и Рижского мирного договора от 18 марта 1921 г. Первоначально территорию БССР составляли 6 уездов бывшей Минской губернии, и по состоянию на май 1923 г. она равнялась 52,3 тыс. кв. км с населением немногим более 1,5 млн человек. Значительная часть территории проживания этнических белорусов вошла в состав Польши (Западная Беларусь); на территории РСФСР также находилось гораздо больше белорусов, чем непосредственно в Белорусской ССР. В 1924 г. в порядке осуществления мероприятий по укрупнению Белорусской СССР в ее состав были переданы 15 уездов и отдельные волости Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. Территория БССР увеличилась более чем в 2 раза и составила 110 584 кв. км с населением 4,2 млн человек. После присоединения к БССР в 1926 г. Гомельского и Речицкого уездов территория республики увеличилась еще на 15 727 кв. км, а население - на 649 тыс. чел. Таким образом, в результате территориального размежевания БССР и РСФСР в 1920-е гг. территория Беларуси увеличилась с 52,3 до 126,3 тыс. кв. км, а население - до 5 млн.
Формирование территории БССР продолжалось и в 1930-1940-е гг. В 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны, Западная Белоруссия воссоединилась с БССР. Одновременно в соответствии с советско-литовским договором от 10 октября 1939 г. Виленский край вместе с г. Вильно был передан Литве. С окончанием войны заключенный 16 августа 1945 г. между Советским Союзом и Польшей договор определил советско-польскую государственную границу. Входившие в 1939-1941 гг. в состав БССР 17 районов Белостокской и 3 района Брестской области (среди них-Белостокский, Августовский, Ломжинский, Вельский, Граевский, Цехано-вецкий) по этому договору отошли к Польше.
В настоящее время территория Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. кв. км, а ее население на начало 2007 г. -9 млн 714,5 тыс. жителей. Таким образом, с момента создания белорусского государства его территория в международно признанных границах увеличилась в четыре раза и практически охватывает пределы расселения белорусов.
Источники: Нарысы псторьн Беларуси у2 ч. Мшск, 1995. Ч. 2. С. 104-106; Круталевич, В.А. История Беларуси: Становление национальной государственности (1917-1922 гг.) / В.А. Круталевич. Минск, 2003. С. 549-550; Республика Беларусь. Статистический ежегодник. 2007/ Министерство статистики и анализа. Минск, 2008. С. 51.
Из изложенного со всей очевидностью следует, что провозглашение БНР и создание БССР — это далеко не равнозначные события в становлении белорусской национальной государственности. Провозглашение БНР не привело к созданию реальной государственности: ее институты были не государственными по своей сути политическими образованиями, а сама эта так называемая «республика» в принципе не была признана мировым сообществом. Провозглашение же БССР означало создание первого в истории белорусского народа собственного государства, отвечающего основным критериям этого понятия. «Мы признаем, — подчеркивает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, — что именно с образования в составе Советского Союза Белорусской Советской Социалистической Республики, — да, и мы были учредителями СССР, — начинается наша государственность» [67].
В связи с этим встает резонный вопрос, какие же события в истории белорусского народа имеют значение подлинных национальных символов: те, что связаны с провозглашением БНР — несостоявшегося государства, или те, что связаны с созданием и защитой БССР - реального белорусского национального государства? Ответ народа на данный вопрос известен: на референдуме 24 ноября 1996 г. своим главным государственным праздником — Днем Независимости Республики Беларусь (Днем Республики) — он признал 3 июля — день освобождения в 1944 г. Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне. Это поистине судьбоносное событие в жизни белорусского народа — оно закрепило результаты борьбы белорусов всех поколений и различной политической ориентации за свое существование и за собственную независимую национальную государственность.
Новый этап развития В 1991 г. после распада СССР на основе белорусской государственности БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития.
В ходе нынешних дискуссий об устроении белорусской государственности в новых исторических условиях было выдвинуто три концептуальных подхода:
• первый — совершенствование существующей белорусской национальной государственности в рамках воссозданного в новой форме союзного государственного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества;
• второй — поиск идеала белорусской государственности в политических образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом (скажем, рассмотрение в качестве такового Великого княжества Литовского), и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен («литвинско-униатская концепция»);
• третий — идея взять за образец государственность какой-либо западноевропейской страны и учредить характерные для нее политические структуры в Беларуси («либерал-радикальная концепция»).
Очевидно, что вторая и третья концепции исходят из посылки, что, по крайней мере, более чем два последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии белорусского народа и его государственности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития человечества. Сторонники данных подходов ратуют фактически за слом нынешних государственных институтов Беларуси и замену их новыми не только по своей форме и названию, но и по сути.
Например, наиболее радикальные сторонники второго подхода не рассматривают Республику Беларусь в качестве национального белорусского государства и предлагают «аднавць спрадвечную назву нашай гістарычнай дзяржавы — Вялікае княства Літоўскае», «распрацаваць і прыняць чацвертую рэдакцыю Статута Вялікага княства Літоўскага», «правесці свабодныя і справядлівыя выбары ў найвышэйшыя дзяржаўныя органы, якія павінны быць утвораны ў адпаведнасці са Статутам ВКЛ» [68].
Суть предложений радикального толка авторов третьего подхода сводится к упразднению в Беларуси института президентства и установлению, развитию и укреплению «плюралистической парламентской демократии» [69].
Небезосновательно, таким образом, представителей второго концептуального подхода к белорусской государственности принято называть национал-радикалами, а третьего — либерал-радикалами. Как те так и другие ратуют также за интеграцию Республики Беларусь в структуры Европейского Союза с одновременным прекращением союзнических отношений с Российской Федерацией. Нетрудно убедиться в утопичности тех и других проектов и их пагубности как для самой белорусской национальной государственности, так и для белорусского общества в целом.
Надо прямо сказать, что в основе проекта национал-радикалов — положение о том, что «палітычная незалежнасць Беларусі была загублена», когда состоялся последний раздел Речи Посполитой [70]. Этот ложный постулат служит также отправным моментом для обвинения соседнего государства, т.е. России, в ликвидации белорусской национальной государственности, насильственной «русификации» белорусов и т.п. Он же служит основанием для идеологических манипуляций, направленных на то, чтобы представить в обыденном сознании идеализируемый исторический период как, так сказать, светлое будущее белорусского народа. Отсюда берет свое начало и романтическая привязанность национал-радикалов к отголоскам далекой старины и к самой старине. Отсюда и истоки идеи «белорусизации», хотя вряд ли кто может объяснить, в чем же должна состоять «подлинная белорусскость» сегодня.
На деле же данный проект сводится не просто к идее воссоздания архаических политических структур, но к созданию едва ли не любой ценой моноэтнического государства под предлогом поддержки и создания благоприятных условий развития «карэннай нацыі» [71]. Нетрудно заметить заложенную в подобной идее потенциальную возможность превращения национального государства в тоталитарное. Так, по данным переписи 1999 г., в составе населения Беларуси было 11,4% русских, 3,9% поляков, 2,4% украинцев, 0,3% евреев и 0,8% других национальностей [72]. И если речь пойдет когда-либо о планомерном построении этнократического «белорусского» государства, что возможно только в случае прихода к власти политических сил национал-радикального направления, то оно почти наверняка будет носить тоталитарный характер, объектом притеснения в котором станут граждане, не идентифицирующие себя в качестве белорусов. Данную идеологию нельзя квалифицировать иначе, как утопическую и — назовем вещи своими именами — крайне реакционную, т.е. стремящуюся отбросить белорусское общество даже не на десятки, а на сотни лет назад.
Единственно правильной альтернативой такому подходу является ориентация общественности страны на понимание белорусской нации, белорусского народа как политической общности людей, как совокупности всех граждан Республики Беларусь независимо от их этнического происхождения. В своем подходе к «польскому», «русскому», «украинскому», «литовскому» или «еврейскому» вопросу в нашей стране политика государства должна исходить из необходимости сохранения своего суверенитета на территориях с населением, не отождествляющим пока себя с белорусами, включения этнических меньшинств в многогранную жизнь белорусского общества и государства.